Любовь и предательство в других произведениях Н.А. Островского




Драма Н.А. Островского «Поздняя любовь» - наглядная иллюстрация того, на что способна женщина, пораженная любовной страстью (3). Обедневший адвокат Маргаритов и его дочь, «немолодая девушка» Людмила, снимают комнату в скромном доме, и дочь, влюбившись в хозяйского сына, крадет у отца заемное письмо и отдает возлюбленному. Сцена, в которой Людмила признается отцу в своем поступке, поистине душераздирающая:

«Людмила. У меня его нет.

Маргаритов. Где ж оно?

Людмила. Я отдала его.

Маргаритов. Как! Кому отдала? Зачем?

Людмила. Так нужно было; я не могла иначе поступить.

Маргаритов. Как! Как не могла! Дочь моя, ты ли это говоришь? Ты не могла сохранить, уберечь чужого, что нам не принадлежит, что доверили твоему отцу, надеясь на его честность? Я ничего не понимаю.

Людмила. Да, не могла сохранить.

Маргаритов. Или я стар и глуп стал, или все перевернулось на свете - ни чужой собственности, ни честности не стало, воровство перестали называть воровством!

Людмила. Я не могла иначе поступить.

Маргаритов. Скажи ты мне, какими хитростями, ловушками поймали тебя? Каких дьяволов вызывали из ада, чтоб обмануть, обольстить твою праведную душу?

Людмила. Ничего не было: никто меня не обольщал, не обманывал, я сама отдала. Я видела, что человек гибнет, что если не помочь ему сейчас же, ему грозит позор и, быть может, самоубийство. Когда мне было думать! Надо было помогать, спасать, отдавать все, что только было под руками.

Дормедонт (в слезах). Брат, мучил ты нас, мало тебе этого; погубить ты нас захотел совсем.

Маргаритов. Так это он?

Людмила. Он.

Маргаритов. Вот когда я нищий, презренный старичишка! Был я беден, был я жалок, но тогда была у меня дочь, теперь нет ее.

Людмила. Ты от меня отказываешься?

Маргаритов. Нет, нет, прости меня! я сам не знаю, что говорю. Как же мне бродить по свету без тебя? Поди ко мне, я тебя прощу, будем мыкать горе вместе, вместе оплакивать новый грех, твою слабость. О, нет, нет, я тебя не брошу! Мне самому страшно стало!.. Неужели я тебя оставлю ему?.. Моту, пьянице...

Людмила. Я тебя умоляю...

Маргаритов. Вору.

Людмила. Умоляю тебя…»

Людмила умоляет отца, плачет вместе с ним, но тем не менее она сделала это - выкрала важнейший документ отца и без сомнений отдала его человеку дурной репутации.

Несмотря на благополучное разрешение этой истории, в счастье Людмилы верится с трудом. Очень уж натянут счастливый финал - в жизни так не бывает. Подлость дочери по отношению к отцу не искупается никакими соображениями - так порядочные женщины не поступают. Но Людмила, ослепленная своей любовью к Николаю, даже понимая всю низость своего поступка, ничего не может поделать с собой - страшная стихия любви заставляет ее совершить преступление.

Счастливо разрешается и любовная драма Аксюши - героини комедии «Лес» (3). Дальняя родственница богатой барыни Гурмыжской, бедная девушка, страстно и безумно влюблена в сына купца Восмибратова Петра. Петр не прочь жениться на Аксюше, он по-своему любит ее - но без приданого отец не позволит ему жениться, а деньги Аксюши присвоила ее «благодетельница».

Благодаря вмешательству актеров Несчастливцева и Счастливцева дело разрешается. Однако Аксюша уже успела дойти до такой степени отчаяния, что совершила попытку самоубийства. Актер Несчастливцев спас ее от этого ужасного шага:

«Несчастливцев. Нет, нет, дитя мое! Как ни велико твое горе, а умереть тебе я не дам. Тебе надо жить, ты еще так молода! Тебя заело горе, надоела тебе молодая жизнь? Забудь это горе, брось эту жизнь! Начнем новую, сестра, для славы, для искусства.

Аксюша. Я ничего не знаю, ничего не чувствую, я мертвая. Отдохнуть мне.

Несчастливцев (сажая ее на скамью). Ты ничего не знаешь? Нет, дитя мое, ты знаешь больше других; ты знаешь бури, знаешь страсти - и довольно!

Аксюша. Делайте что хотите. У меня впереди ничего нет. Куда вы меня зовете, зачем вы меня зовете, что там - я не знаю. Хуже не будет».

Да и так ли уж счастлив будет ее союз с Петром? Вот их любовный диалог, весьма показательный:

«Петр. Так-то так, да все радости-то мало.

Аксюша. Ах ты глупый! Как же тебе не радость, какая девушка тебя любит.

Петр. Да что ж меня не любить-то? Я не мордва некрещеная. Да что вам делать-то больше, как не любить? Ваша такая обязанность».

В ответ на живую любовь и нежность Аксюши, Петр небрежно кидает ей в ответ: «Ваша такая обязанность». Он предлагает ей «закинуть горсть на счастье в тятенькину конторку», то есть украсть отцовские деньги и бежать с ним. «Унеси ты мое горе" - сейчас мы с тобой на троечку!» - мечтает Петр.

Так что в этой пьесе счастливый финал можно также считать в некотором смысле относительным.

Одна из главных причин страданий героинь в пьесах «Лес» и «Поздняя любовь» - их бедность, «бесприданность». Однако богатство и хорошее приданое также, увы, не гарантируют женщине счастья в любви. Так, в пьесе «Красавец мужчина» Зоя, выйдя замуж за страстно любимого ею «красавца» Окоемова, вначале не нарадуется своему счастью (3):

«Ах, тетя, я не могу опомниться от радости. Как он меня любит, как он меня любит!»

Но красавец Окоемов оказывается холодным, расчетливым подлецом - промотав состояние жены, он бросает ее ради другой богатой невесты. Безрассудная любовь к красивому мужу оборачивается для Зои Окоемовой настоящим кошмаром - устроив сцену «измены», Окоемов обвиняет жену в неверности, чтобы после развода спокойно жениться на другой, богатой. В пьесе «Красавец-мужчина» любовь Зои Окоемовой, хотя поначалу и счастливая и разделенная, оборачивается предательством.

Настоящий гимн любви-жертвы, любви-смерти - это «Снегурочка». Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песенно-обрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Н.А. Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра (4).

«Снегурочка» целиком посвящена теме любви (3). В пьесе сплошные любовные страдания, любовные треугольники и ревность: Мизгирь, жених Купавы, бросает ее ради Снегурочки. Но Снегурочка, никого прежде не любившая, влюбляется в пастуха Леля:

«Пригоженький, послушай!

Коль хочешь ты, чтоб сердце не болело

У бедненькой Снегурочки, с другими

Девицами водиться перестань!

Ласкаешь их, а мне сердечко больно,

Целуешь их, а я гляжу да плачу.

Ласкай меня,

Целуй меня, Пригоженький! Пусть видят,

Что я твоя подружка. Горько, больно

Одной бродить! Глядят как на чужую

И девушки и парни. Вот пошла бы

На царские столы смотреть, а с кем?

Подружки все с дружками, косо смотрят,

Сторонятся: отстань, мол, не мешай!

С старушками пойти и с стариками -

Насмешками да бранью докорят.

Одной идти, так страшно. Будь дружком,

Пригоженький!»

Но Лель непостоянен - он бросает Снегурочку.

Пламенная любовь Мизгиря наконец находит отклик в сердце Снегурочки - и она отвечает на его любовь. Однако и эта любовь, взаимная и разделенная, не может принести ей счастье - Снегурочка тает на жарком летнем солнце.

«Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О Мать-Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течет во мне! О Лель,

В ушах твои чарующие песни,

В очах огонь... и в сердце... и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви! Прощайте, все

Подруженьки, прощай, жених! О милый,

Последний взгляд Снегурочки тебе».

Последний монолог Мизгиря исполнен отчаянием любви, которая наконец-то осуществилась - и тут же была отнята у него:

«Снегурочка, обманщица, живи,

Люби меня! Не призраком лежала

Снегурочка в объятиях горячих:

Тепла была; и чуял я у сердца,

Как сердце в ней дрожало человечье.

Любовь и страх в ее душе боролись,

От света дня бежать она молила.

Не слушал я мольбы - и предо мною

Как вешний снег растаяла она.

Снегурочка, обманщица не ты:

Обманут я богами; это шутка

Жестокая судьбы. Но если боги

Обманщики - не стоит жить на свете!»

В образе Снегурочке, сначала холодной, а потом страстной в буквальном смысле слова «до смерти», идея Н.А. Островского о любви как о смертельном испытании нашла свое наиболее полное отражение.


 

Заключение

 

Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве А.Н. Островского. Его принято считать драматургом сатириком, «бытописателем», иллюстратором нравов русского купечества и других сословий (5). Однако практически в каждой пьесе драматурга присутствует какая-нибудь непростая, запутанная любовная история.

Островский строит свою концепцию любви. Любовь, в его понимании, это всесокрушающая сила, которой бесполезно сопротивляться. Она вторгается в жизнь людей, переворачивает все с ног на голову. Любовь губительна, особенно для женщин. Женщины, не в силах сопротивляться любви, совершают опрометчивые поступки, которые зачастую приводят их к гибели. Ни богатство, ни красивая внешность, ни ум не в состоянии защитить женщину от пагубных последствий любви - сумасшедшие поступки из-за любви совершают богатые и бедные, совсем юные девушки и замужние женщины. Причем предметом этой любви далеко не всегда является достойный человек, «идеал мужчины» - чаще всего «герой-любовник» вовсе не достоин тех чувств, которые к нему испытывают.

Задачи, поставленные в работе, решены в следующих параграфах.

. Рассмотрение феномена любви в творчестве Островского и возможных причин такого отношения автора к любовным проблемам произведено в первой главе «Феномен любви в драматургии А.Н.Островского»: параграф 1.1 «Драма любви в творчестве А.Н. Островского» и параграф 1.2 «Пьесы А.Н. Островского как зеркало его личной жизни».

. Изучение концепции любви в творчестве Островского на основе самых известных произведений драматурга, таких как «Бесприданница», «Лес», «Гроза», «Поздняя любовь», «Снегурочка» произведено во второй главе «Концепция любви в наиболее известных драматических произведениях А.Н. Островского»: параграф 2.1 «Любовь и смерть героинь в драмах «Бесприданница» и «Гроза» и параграф 2.2 «Любовь и предательство в других произведениях Островского»


 

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия в 30 томах. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978

. А.Н. Островский. Пьесы. Изд-во АСТ, 2009 г.

. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951.

.Театральная энциклопедия. Гл. ред. П.А. Марков. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, 1963.

.Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. - 1998. - №3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: