ВВЕДЕНИЕ
Граждане, юридические лица, органы власти повседневно принимают участие в разнообразных административно-правовых отношениях.
В нашем государстве данные правоотношения находятся в состоянии постоянной трансформации в связи с созданием одних административных органов и упразднением других, уточнением и изменением статуса существующих административных органов государства и, в первую очередь, субъектов РФ в силу изменения и «перераспределения» их компетенции. Само административное законодательство динамично развивается, поскольку в данную область вносится очень значительное число изменений.
Вопрос о понятии и сущности административной юрисдикции остается весьма дискуссионным, а потому наиболее актуальным как в теории, так и правоприменительной практике. Дискуссионным он является, в первую очередь, потому, что до сих пор законодатель на уровне федерального закона не закрепил понятия "административная юрисдикция", с другой - ученые юристы не пришли к единому пониманию этого термина. Отчасти эту ситуацию возможно объяснить тем обстоятельством, что административная юрисдикция, как и гражданское и уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их применение в конкретных ситуациях.
Целью настоящей работы является изучение понятия и сущности административной юрисдикции.
Исходя из поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административной юрисдикции.
- определить функции и признаки административной юрисдикции.
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Термин "административная юрисдикция" не является новеллой социально-экономических преобразований в России. Так, в Большой советской энциклопедии понятие "административная юрисдикция" было разъяснено как установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке. Юрисдикционные полномочия органов государственного управления в СССР и в др. социалистических странах основываются на строжайшем соблюдении принципа законности и четко урегулированы в соответствующих правовых актах. Порядок деятельности государственных органов по осуществлению административной юрисдикции регулируется административно-процессуальными правовыми нормами. Советское право устанавливает, что административная юрисдикция должна осуществляться в рамках законности, гласно, с соблюдением всех предусмотренных законом гарантий и прав личности. К числу таких гарантий относится право лица, дело которого разрешается в порядке административной юрисдикции, знакомиться со всеми материалами дела, представлять в свою защиту доказательства, требовать вызова свидетелей, назначения экспертизы, запроса документов и т.п.
Большинство ученых сходится во мнении, что под административной юрисдикцией следует понимать установленную законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке[1].
Другие имеют точку зрения о том, что под административной юрисдикцией следует понимать: 1) круг дел, отнесенных к полномочиям административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд). Имеется также точка зрения о том, что административная юрисдикция есть деятельность по разрешению конфликтов.
Например, О.В. Гречкиной был вынесен на публичную защиту тезис о том, что "в качестве источника административной юрисдикции изначально выдвигается возникающий в сфере государственного управления между субъектами общественных отношений административно-правовой конфликт, являющийся по отношению к административно-правовому спору и административному правонарушению родовым, аккумулирующим понятием"[2]. Имеются и другие высказывания, с которыми весьма сложно согласиться. Например, "административная юрисдикция - это правомочие конкретного государственного органа производить суд, разбирательство, предполагающее, во-первых, некую стадийность, регламентированность, и во-вторых правомочие привлекать к установленной административной ответственности, соответственно, участие в этих процессах характеризует уполномоченные на то органы как органы административной юрисдикции, становясь критерием, к тому же, основополагающим".
Отдельные авторы, наоборот, настолько расширительно трактуют термин "административная юрисдикция", отождествляя его с административным процессом в деятельности специально уполномоченных исполнительных органов власти, административным производством или администрированием в областях и сферах общественной жизни (налоговой, таможенной и др.).
Таким образом, под административной юрисдикцией предлагается понимать установленную административно-процессуальными нормами административную (несудебную) деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, наделенных от имени государства полномочиями по разрешению индивидуальных дела по существу, направленную на предупреждение правонарушений, защиту прав и законных интересов государства, общества, физических и юридических лиц и применению юридических санкций в административном порядке.