Визуальная коммуникация в интерьере.




Жилой интерьер. Программа и выводы исследования.

Особым феноменом современной жизни горожан является комната людей молодежного возраста. Довольно часто молодые люди - единственные члены семьи, имеющие свои индиви­дуальные комнаты (спальня - для родителей-супругов, гостиная, кухня, ванная - для всех и т.п.). Своими действиями по обустройству комнаты молодой человек определяет границу между "своим" и "чужим", персонализирует пространство и превращает его в значимое, обладающее для него особым смыслом место. Комната становится артефактом молодежной субкультуры посредством именно этой деятельности. Образ комнаты соотносится с представлениями о ее обитателе как представителе определенной социальной страты, носителе социальных установок, традиций. Любая индивидуальная комната сообщает некоторые сведения о ее хозяине. Этих сведений тем больше, чем больше хозяин проявляет деятельность в ней, они зависят от того, хочет ли хозяин репрезентировать себя через нее.

Общепризнанно, что молодежное сообщество отгораживается от других сообществ многи­ми символическими границами пространства. Во внешнем облике - это предметы одежды, украшения, прически, особые пристрастия в музыке, видах досуга. Как проявляется все это, когда у молодого человека или девушки возникает возможность практического выстраивания границ на территории, обладающей реальными пространственными характеристиками, а именно в своей комнате? Для прояснения поставленного вопроса нами было предпринято исследование в среди сверстников наших студентов.

Как проходит исследование? Студенты-исследователи получают задание провести изучение комнат ровесников, проживающих в квартирах с родительскими семьями и не имеющих собственных семей, применя метод "устной фотографии". Наблюдатели посетили друзей и знакомых, получили разрешение осмотреть их личные комнаты в обычном виде. По договоренности хозяева ничего специально не меняли пе­ред осмотром.

Программа исследования. Согласно инструкции, исследователи должны были зафиксировать дату, время и продолжи­тельность проведения осмотра комнаты, ее общие параметры (площадь, форма, наличие лоджии, балкона, окон, ниш и т.п.), пол, возраст, род занятий хозяина или хозяйки. Осмотр проходил по следующей схеме: исследователь вставал лицом к входу в комнату, затем, двигаясь взглядом по часовой стрелке, внимательно рассматривал все элементы, предметы в комнате и тут же записывал все увиденное. Эти записи предполагали подробное свободное изложение информации. Разрешалось включать в текст комментарии хозяев. Исследователи не должны были давать собственные оценки, мнения по поводу убранств комнат, но, как мы и предполагали, в текстах встречаются довольно часто спонтанные эмоциональные высказывания и собственные размышления наблюдателей по поводу увиденного в комнатах.

Осмотрены и описаны комнаты 22-х девушек и 19-ти юношей в возрасте 18-23 лет. Качественный анализ полученной информации позволил зафиксировать маркеры молодежно­го стиля жизни, некоторые убеждения, наклонности и интересы не только хозяев комнат, но и самих молодых исследователей.

Выводы. Исследование показало, что деятельность молодых горожан по обустройству своей комнаты определяется несколькими факторами: собственно реальным пространством (конфигурацией, площадью, наличием архитектурных элементов); социокультурными нормами (общества, семьи, возрастной группы); ролью других людей и их осознанной и неосознанной деятельностью. Необходимо рассмотрение этих факторов во взаимосвязи друг с другом. При разных условиях они могут выступать как катализаторами, так и ограничителями деятельности по обустройству комнаты.

Размеры и зонирование.

Анализ свидетельствует: как правило, для молодежи в семьях выделяются не самые большие в квартире комнаты (средняя площадь 13 кв. м); часть из них переходит "во владение" из детской или, например, после умерших бабушек и дедушек, переехавших старших братьев и сестер. Большинство обследованных комнат располагается в стандартных домах и не имеет особых архитектурных элементов. При небольших размерах комнат молодыми, тем не менее, созданы условия для реализации своих основных потребностей. Во всех комнатах есть необходимые бытовые вещи: место для сна (кровать, софа, диван или раскладушка), стол, стулья, шкаф для личных вещей. Обязательным атрибутом являются также книжный шкаф или полки для книг. Во многих случаях присутствует также компьютерный или письменный стол. Наличие компьютера, телевизора, музыкального центра, телефона позволяет молодым работать, отдыхать, общаться, не выходя за пределы своей территории. Зафиксированные в ходе описания комнат остатки еды и оборудование для ее приготовления свидетельствуют о том, что часть мо­лодых людей предпочитает и питаться в своих комнатах.

Динамичность интерьера.

Еще одной особенностью является мобильность, взаимозаменяемость и дополняемость предметов мебели в комнатах. Довольно часто роль рабочего стола в комнатах выполняет кро­вать, на которой выполняются учебные задания, в ногах укладываются стопки книг. В других случаях молодые люди отказываются от стандартного места для сна. "Как такового места для сна у хозяина нет. Существует кресло-кровать, рядом с дверью слева, всегда в разложенном состоянии, однако, по заверению хозяина, он предпочитает спать в кресле за компьютерным столом".

Символизм, хобби.

Мы попробовали выделить своеобразные маркеры комнат молодых горожан - символичес­кие указания на стиль жизни: коммуникации, музыкальные вкусы, виды досуга. Главным мар­кером современной молодежной комнаты, на наш взгляд, являются постеры, или плака­ты. Их размер - не менее бумажного листа А4. Они располагаются на стенах, дверях, стенках шкафов и столов, висят на шторах и даже на люстре. Постеры находятся во всех описанных на­ми комнатах: у девушек - преимущественно актеры и актрисы (большинство играет в сериа­лах), музыкальные группы, животные, романтические пары, у юношей - музыкальные группы, компьютерная тематика, атлеты, культуристы, фотомодели, флаги на стенах (Россия и США). Количество постеров различно, самое большое - 24 зафиксировано у девушки-студентки 19-ти лет в комнате площадью 15 кв. м.

Спортивные принадлежности имеются во многих комнатах: у 70% юношей - гантели, гири, дартс, мячи, теннисные ракетки, скейты, ролики, перекладины, лыжи и др., у девушек - лишь в 7 случаях (менее трети) замечены гантели и велотренажеры.

Техника.

Вторым важным маркером является обязательное наличие в комнате какой-либо звуковос­производящей техники, а также аудиокассет, либо CD-дисков. Число аудиокассет - не менее 30 шт., собрание компакт-дисков - от 10 до 50 шт. Интересно, что если наблюдатель не обнару­живает в комнате эти предметы, то он считает необходимым дать пояснения, например: "Музы­ку также слушает через компьютер, ему центр не нужен". Молодые исследователи акцентиру­ют свое внимание и на музыкальных пристрастиях хозяев, часто сопровождая описание своими оценками: "Музыка самая различная - от классики и рока до попмузыки, рэпа и прочего от­стоя".

Гендерные различия.

Другие маркеры носят специфическую гендерную окраску. У девушек в комнатах обяза­тельны мягкие игрушки (до 100 шт.), предметы рукоделия (чаще всего фенечки), довольно час­то животные и домашние растения. У юношей - коллекции (пивных и других банок, машин, па­чек сигарет, солдатиков, монет и т.п.). Только у юношей практически обязательным атрибутом являются выставленные на видном месте награды за спортивные и иные достижения (грамоты, призы), даже если получены они были довольно давно, например, на соревнованиях в пионерлаге­ре. У одного из хозяев-юношей на видном, доступном месте лежат письма от друзей из армии - "как символ настоящей мужской дружбы ".

Косметика и парфюмерия не являются атрибутами лишь девичьей комнаты, как это приня­то считать традиционно. На видном месте в комнатах юношей - парфюмерия известных фирм, мужские дезодоранты, кремы.

Книги.

В каждой комнате имеются книги, их количество составляет от нескольких десятков до не­скольких сотен. У всех - учебники, классическая литература по школьной программе. По словам наблюдателей, до 50% составляют книги, "которые навязаны родителями", "все то, что не уместилось в родительской". У девушек также любовные романы, у юношей - детективы, фантастика, фэнтези, философия. Один из наблюдателей в качестве иллюстрации авторов при­вел ряд: "Пелевин, Стругацкие, Пушкин", который, на наш взгляд, достаточно точно и кратко отражает общую картину на книжных полках. В комментариях молодых исследователей ука­зывается, что сегодня "чаще всего" читаемыми молодежью являются справочная литература и периодика. У юношей в комнатах журналы: "Мото", "Авторевю", "За рулем", "МК-бульвар", "Men's Health" и "компьютерные". У девушек популярностью пользуются "Cosmopolitan", "Shape", "Домовой", "Она", "Идеи для дома", "Вояж", "Лиза". Только в комнатах у юношей име­лись газеты: "Советский спорт", "МК".

Визуальная коммуникация в интерьере.

В результате конструкторской деятельности хозяина/хозяйки комната приобретает неко­торые особенности, позволяющие ей "коммуницировать", "общаться" с хозяином и его окруже­нием. Основная форма общения - несловесная, эмоциональная. Во всех без исключения комна­тах на видных местах выставлены фото или лежат фотоальбомы с фотографиями хозяев, их друзей и любимых животных. В нескольких случаях замечены фотографии родителей. О рели­гиозности хозяев гостям сообщают иконы у каждой пятой девушки; у трех юношей - четки и деревянные кресты.

Однако в комнатах мы находим и прямые формы словесной коммуникации: зеркало с поже­ланиями, написанными губной помадой, кельтский орнамент на зеркале, также нанесенный губ­ной помадой, надписи на дверях ("Закрывайте дверь, please, приходите еще"). У трети хозяев-юношей в комнатах имеются телефоны, лишь две комнаты девушек не телефонизированы.

Компьютер.

Наши исследования фиксируют не только внешний вид комнат, но и дух времени, а именно то, что, по-видимому, компьютеризация домашних хозяйств в городах России происходит в ос­новном через молодое поколение. Первое исследование, проведенное в 1996 г., констатировало наличие компьютеров лишь в комнатах у юношей. Освоение новых технологий продолжает происходить в мужской среде опережа­ющими темпами: из обследованных 19 комнат юношей лишь в двух нет компьютера. Послед­ний становится своеобразным ядром комнаты и жизни в ней. Довольно часто описания комнат содержат указания на то, что компьютер находится в рабочем состоянии большую часть суток. "Компьютер является ЦУ (центром управления) всей комнаты". "Телевизор, телефон, радио -все это и еще многое другое заменяет компьютер, подключенный к Интернету. Хозяин ска­зал, что любит, просыпаясь из-за шуршания принтера, получать распечатки последних но­востей или очередные страницы недочитанной книги". Это влияние распространяется и на другие, не компьютеризированные сферы жизнедеятельности молодежи. Так, среди коллекций появляются "коллекции убитых компьютерных дисков". У одного хозяина-юзера есть такса по имени CD-ROM. "Поначалу ее звали просто Ром в честь любимого пиратского напитка, но своенравие и непоседливость собаки, а также достижения науки и техники сыграли здесь свою формирующую роль" (CD - сиди).

Место взрослых.

Какова роль взрослых членов семьи в обустройстве исследованных комнат? Большинство предметов мебели куплено и расставлено родителями, специально для этих комнат почти ниче­го не покупается. Исключением из этого положения является всевозможная техника. Родители вторгаются в мир молодых, предпринимают попытки оформить комнату по своему разумению и разместить в ней какие-то семейные вещи. Особенное недовольство у молодых вызывают ко­вры, занавески, посуда (сервизы и вазы), картины на стенах, приданое в шкафах. Молодые стре­мятся обозначить зону независимости в комнате, что, по нашему мнению, часто выражается че­рез внешний беспорядок. Почти каждый наблюдатель отмечает отсутствие порядка, чистоты, разбросанные вещи. Молодые исследователи подчеркивают привычность, типичность подоб­ной ситуации: "Кого-то такой интерьер может повергнуть в ужас, но лично я чувствую себя свободно и комфортно ".

Об отгораживании от мира взрослых и постепенном приобретении новой степени самостоя­тельности можно судить по некоторым латентным признакам. Так, нами зафиксировано, что только в комнатах молодежи старше 19-ти лет открыто выставляются пепельницы, лежат сига­реты и зажигалки. Молодежь активно курит и в более юном возрасте, но, вероятно, после определенного возрастного рубежа молодые получают или завоевывают право открыто демон­стрировать это в своем жилище.

Заключение. Исследование стало успешным только благодаря включению в него в качестве наблюдате­лей самих молодых людей. Они смогли описать приватную сторону жизни своих ровесников, за­крытую для взрослого социолога. Контекст собранной ими информации также полон символов и латентных переменных, не все из которых мы сами смогли объяснить. Так, например, не сов­сем ясно, почему особенно дотошно во всех текстах выписывались названия, марки, часто год выпуска и даже технические характеристики компьютерной техники и музыкальных центров. Все наблюдатели, независимо от их пола, при описании места для сна акцентировали внимание на том, односпальные ли это или двуспальные диван, кровать и т.д.

В заключение следует подчеркнуть, что комната как социальное пространство полна текстов, смыслов и символов, содержащих информацию культурного, экономического и иного характера. Собственная комната является, несомненно, одним из инструментов социализации молодого че­ловека, приобретения им особой роли конструктора социального пространства, а также новой ро­ли хозяина реальной территории. Родители лишь в некоторой степени ограничивают деятель­ность молодых по обустройству своей территории. Основное влияние на дизайн и функциональ­ность комнаты оказывают социокультурные нормы молодежной возрастной группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: