Стратегически ориентированные решения в управлении организацией




Стратегические решения принимаются для реализации разработанных стратегий достижения целей. В них содержатся способы реализации целей и требуемые для этого ресурсы. Они выполняются посредством комплекса тактических решений для практического осуществления подцелей, предусмотренных стратегией. Стратегические решения представляют собой набор правил, определяющих общие направления функционирования и развития фирм, в частности:

- оценки результатов деятельности фирмы: ориентиры – для качественной, задания – для количественной;

- взаимодействия фирмы с внешней средой (проведение соответствующей конкурентной политики, сохранение доли продаж на рынке товаров по регионам);

- внутрифирменного взаимодействия подразделений;

- оперативного регулирования текущих изменений, происходящих в деятельности фирм.

С учетом долговременного характера стратегических решений в ходе их реализации возникает необходимость внесения корректировок, связанных с текущими изменениями во внутренней и внешней среде. Это обеспечивается наличием обратной связи между объектами и субъектами управления.

Фирма, как правило, реализует несколько стратегических решений (4-6), среди которых может выделяться главное (приоритетное). Дальновидные руководители имеют «заготовки» - решения на случай непредвиденных ситуаций. Разработка стратегических решений отличается углубленностью анализа базы стратегических данных (внутренних и внешних факторов: сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды), разработкой альтернатив и выбором оптимального варианта. Организация разработки стратегических решений нередко сопряжена с определенными трудностями. Так, в ряде случаев она вызывает необходимость создания матричной структуры (либо межфункциональной группы), что может нарушать сложившиеся взаимоотношения на предприятии. Сложность может состоять в отсутствии информации, специалистов требуемой квалификации, а также в возможной переориентации политики фирмы, изменении номенклатуры выпускаемых изделий и др.

Стратегические решения в зависимости от их значимости и отношения к определенной ступени в иерархии управления делят на три уровня: корпоративный, деловой, функциональный.

Корпоративный уровень – это комплекс взаимоувязанных решений, который содержит основные направления изменения организационной структуры, развития производственно-сбытовой деятельности и сбалансированности портфеля товаров и услуг. Путем принятия решений того уровня создаются или приобретаются ключевые ресурсы, устанавливается порядок их распределения между разными направлениями бизнеса и это в конечном итоге определяет, что и когда нужно делать.

К основным решениям на корпоративном уровне относятся: финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; создание общей для корпорации сети сервисных служб; диверсификация производства с целью снижения хозяйственного риска к получению эффекта синергии; создание новых производств и определение места их размещения; слияние, приобретение, вхождение в финансово-промышленные группы или другие интеграционные структуры.

На уровне хозяйственного подразделения разрабатываются деловые стратегические решения (по стратегическим единицам бизнеса) обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения.

Большинство стратегий этого уровня являются исходной базой для разработки бизнес-планов, где содержатся конкретные решения не только по производству товара, но и по завоеванию рынка для его сбыта. Это значит, что решения этого уровня должны содержать определение группы потребителей, на которых нацелена компания, и методы продвижения к ним товаров и услуг. Деловая стратегия также предполагает согласование различных видов деятельности благодаря которым предпринимаемые усилия (действия) служат укреплению потенциальных преимуществ компании на рынке по отношению к ее конкурентам. Поэтому решения данного уровня называют не только деловой стратегией, но и стратегией конкурентной борьбы.

Стратегические решения функционального уровня разрабатываются функциональными подразделениями на основе корпоративной и деловой стратегии и содержат виды деятельности и процессы, которые необходимо осуществить отделами маркетинга, финансовым, производственным, технологическим, конструкторским, качества и исследовательским для успешной реализации стратегий предыдущих уровней. Целью стратегий функционального уровня является поиск эффективного поведения функциональных подразделений в рамках общей стратегии.

Процесс разработки стратегических решений может осуществляться двумя путями: «сверху вниз» и наоборот – «снизу вверх». В первом случае высшие менеджеры корпорации разрабатывают общую стратегию и стратегические решения корпоративного уровня и затем уполномочивают руководителей более низкого уровня формировать стратегии частные и ресурсные на уровне единиц бизнеса и функциональных отделов.

Другой подход предполагает формирование общей стратегии на уровне корпорации на базе предложений хозяйственных субъектов и функциональных подразделений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: