Информационные технологии и программно-компьютерные средства разработки стратегических решений




Современный этап развития информационных управляющих систем организаций и предприятий Беларуси характеризуется переводом на качественно новую ступень, обусловленную влиянием научно-технического прогресса и связанную с активным внедрением компьютерных технологий.

Процесс компьютеризации, являясь сложным социально-экономическим явлением, не сводится к простому техническому совершенствованию производства и управления, он оказывает неоднозначное влияние на все аспекты проблемы. Компьютеризация управленческой деятельности организации коренным образом меняет управление организаций, ее информационный цикл: сбор, передача, обработка, анализ и выдача информации. Существенным образом изменяется не только технология, но и организационно-правовой статус взаимоотношений органов в системе управления организаций, трансформируются методы принятия решений, повышается эффективность традиционных методов бухгалтерского учета и управленческого контроля.

Информация, компьютерные технологии становятся все более востребованным товаром. И необходимо усело пользоваться им на рынке, учитывая спрос и предложение. При этом важное значение имеет параметр «цена-качество», зависящий от эффективности технологий. В этой связи в работе предлагается подход к оценке экономического эффекта от внедрения информационных компьютерно-технологических разработок, в котором делается попытка обосновать связь цены и качества компьютерных продуктов.

В настоящее время экономика Беларуси разворачивается в сторону активного экономического подъема, и, естественно, в решении этой задачи огромная роль отводится проектно-исследовательскому сегменту, к которому предъявляются требования, вызванные необходимостью выхода на новый уровень развития, требующий повышения конкурентоспособностью выхода на новый уровень развития, требующий повышения конкурентоспособности организаций. Решение этой проблемы в значительной степени предопределено развитием современных информационных технологий управления.

Информационные системы и технологии в значительной мере определяют уровень развития современного общества. На Западе информационные технологии обеспечивают до 40% роста валового внутреннего продукта и аккумулируют при этом до 20% всех инвестиций.

Использование информационных систем и информационных технологий в условиях интенсивного развития рыночных отношений становится одним из наиболее важных элементов эффективного управления и маркетинга. Компании все чаще прибегают к помощи современных информационных систем и технологий, чтобы следить за увеличивающимися внешними и внутренними потоками информации, использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений. Однако сами по себе информационные системы и технологии не могут быть основным инструментом в достижении корпоративных целей. Только те предприятия, которые четко определили корпоративную и конкурентную стратегию, имеют представление о собственных информационных потребностях, могут добиться успеха.

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь ярко выражены тенденции к автоматизации управления основных экономических процессов по всем стадиям производственного цикла. Новейшие достижения в области информационных технологий трансформируют экономическую среду; организации вынуждены перестраиваться в ответ на изменения условий хозяйствования, модифицируя и вводя новые бизнес-процессы, управленческие функции, организационные структуры, формы конкуренции, стратегии, информационные системы и используемые интернет-технологии. Как показал анализ, информационная подсистема управления любой организации в настоящее время успешно функционирует лишь при ее интеграции с интернет-технологиями, что во многом определяет эффективность управления организацией в целом. Информационные и интернет-технологии становятся в настоящее время одним из основных инструментов обеспечения эффективности функционирования организаций и управления ею.

При этом под этой эффективностью понимается комплексная характеристика результатов производственно-хозяйственной деятельности, определяемых рациональностью организации основных бизнес-процессов, достаточным уровнем ее конкурентоспособности в настоящем и будущем, адекватностью стратегии развития. В отличие от традиционной экономической эффективности, понимаемой как превышение результатов над затратами на обеспечение деятельности, в данном контексте об эффективности можно также говорить и в тех случаях, когда экономические результаты в традиционном понимании являются отрицательными.

Модификацию информационных систем, расширение применения интернет-технологий в бизнес-процессах можно рассматривать как инновационный процесс. По словам М.Портера, конкурентоспособность страны зависит от способности ее промвшленности внедрять инновации и совершенствоваться. По мнению современных ученых и специалистов в области менеджмента, современный этап экономического развития общества знаменует рост требований к гибкости и адаптивности организаций в нестабильной внешней среде: организация либо приспосабливается к новым условиям рынка, либо разоряется. Эта задача может быть решена лишь на основе расширения использования информационных технологий в организации, которое носит инновационный характер, поскольку на всех стадиях этого процесса речь идет о привнесении в систему управления организацией нового (знания, технологии, приемов, подхода) с целью получения эффективного результата функционирования организации. Тем не менее, при внедрении информационных технологий в организации инновационный характер данного процесса учитывается далеко не всегда, это приводит к снижению эффективности данных процессов, недостижению целевых результатов применения информационных технологий. Формирование и внедрение информационных и интернет-технологий и технических (в первую очередь, компьютерно-коммуникационных) средств управления в организациях промышленности Республики Беларусь происходит до настоящего времени стихийно и не всегда эффективно. Особые сложности возникают при реализации этих процессов в крупных промышленных организациях. Это объясняется следующими основными причинами:

- сохраняется функциональная несогласованность в действиях различных структурных подразделений крупных промышленных организациях при их автоматизации и информатизации и неоднозначность понимания сущности различных показателей менеджерами-пользователями интеллектуальных систем и интернет-технологий и их разработчиками;

- отсутствует координация процессов внедрения и использования интеллектуальных систем и интернет-технологий между входящими в крупных промышленных организациях подразделениями и филиалами, которые могут быть территориально удалены друг от друга;

- в структурных подразделениях и филиалах используются различные несопрягаемые между собой интеллектуальные системы и интернет-технологии (отличающиеся по основным возможностям и функциональному назначению, разной степени автоматизации бизнес-процессов, разных производителей и др.), что вызывает ограничения возможностей горизонтальной интеграции и невозможности, например, автоматического формирования консолидированной отчетности.

Отмеченные факторы ограничивают рост эффективности управления крупными промышленными организациями и не позволяют в полной мере использовать потенциал эксплуатируемых информационных систем.

Работа современного предприятия невозможна без надежной и эффективной информационной поддержки своей деятельности. Объем накапливаемых данных непрерывно растет, а их обработка усложняется. Быстрота сбора и анализа информации для принятия адекватных управленческих решений становится решающим фактором бизнеса. В этой ситуации предприятию необходимо наличие единой информационной системы, которая обеспечивает эффективное выполнение управленческих задач.

Хотя полезность использования ИСУ уже давно не вызывает сомнений, на практике их внедрение нередко сталкивается с препятствиями, чаще всего обусловленными человеческим фактором. Проведенный опрос персонала предприятий, внедряющих или совершенствующих ИСУ, показал, что негативное отношение к новым информационным технологиям чаще всего вызывают следующие причины:

- мнение, что пользователям будет неудобно работать с новой, непривычной системой и предоставляемой ею информацией;

- бухгалтеры, аналитики, кладовщики и др. из-за внедрения ИСУ боятся потерять рабочие места;

- управленческий персонал (менеджеры разных уровней) боятся перераспределения полномочий и ответственности.

Информационные и телекоммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью бизнеса. В современном обществе их роль трансформируется: переходит из вспомогательной в стратегическую. Качественные ИТ-услуги становятся гарантом многих конкурентных преимуществ предприятия. Очевидно, что качественная работа и развитие ИТ-служб оказывает значительное влияние на успешность достижения стратегических целей стоящих перед предприятием.

Несмотря на то, что качество работы Ит-инфраструктуры влияет на успешность бизнеса, нет четкой и обоснованной технологии реализации их взаимосвязанного развития и единой программы действий у руководителей ИТ-служб и управленцев бизнеса. Разрешение указанных противоречий возможно при включении стратегии развития ИТ в общую стратегию развития предприятия. На основании общей стратегии развития предприятия разрабатывается стратегия развития информационных технологий (ИТ). Разработанная стратегия является базой для описания целей развития ИТ.

При разработке целей развития ИТ и их причинно-следственных связей необходимо учитывать современные тенденции управления, базирующиеся на процессном подходе к организации работы ИТ-служб. Процессный подход предполагает, что подразделения организации потребляют не информационные системы, а ИТ-услуги, которые должны оцениваться как по полноте функциональности, так и по качеству обслуживания. Модель управления ИТ меняется: объектом управления становится услуга (а не информационная система), целью – решение бизнес-задачи, которая использует информационную услугу.

Разрабатывая корпоративную стратегию и выполняя ее каскадирование на нижние уровни управления, необходимо оценивать существующий уровень зрелости бизнеса, уровень зрелости ИТ-услуг и анализировать их соответствие. Анализ уровня зрелости может проводиться с применением методик Cobit как самостоятельно, так и с использованием экспертов. Знание уровней зрелости позволит определить направление развития бизнеса и ИТ-процессов с целью повышения их качества. Направление совершенствования определяются моделью СММ, в которой определены следующие уровни:

Начальный уровень – процессы выполняются индивидуально для каждого конкретного случая.

Уровень повторяющихся процессов – процессы становятся повторяющимися и организованы таким образом, чтобы качество услуг стало повторяющимся.

Уровень документированных процессов – процессы в организации документированы, стандартны и интегрированы.

Уровень оптимизирующихся процессов - организация постоянно оптимизирует свои процессы с целью повышения качества услуг и разработки новых технологий и сервисов.

Одним из важнейших вопросов управления ИТ является определение методов мониторинга реализации разработанной стратегии их развития. Для этого в настоящее время широко используется система сбалансированных показателей (ССП). При ее внедрении необходимо:

- определить горизонты, в которых требуется совершенствовать бизнес;

- конкретизировать цели предприятия;

- описать причинно-следственные связи целей;

- выбрать и описать показатели, характеризующие степень достижения целей;

- определить методику сбора первичных показателей;

- определить связь показателя с бизнес-процессами;

- разработать способы расчета агрегатированных показателей;

- разработать методику анализа достижения целей;

- разработать мероприятия, которые реализуют задачи по достижению целей. Выбор горизонтов является одной из важнейших задач при разработке ССП, т.к. позволяет системно оценить функционирование для ИТ-служб, определить направления, требующие совершенствования и развития. Стратегия развития всех составляющих ИТ должна рассматриваться неразрывно со стратегией развития предприятия. В связи с этим ее функционирование целесообразно рассматривать в следующих перспективах: финансы, подразделения клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие. При описании стратегии развития ИТ на предприятии в горизонте бизнес-процессов необходимо учитывать как текущие задачи бизнеса: снижение затрат, увеличение прибыли, снижение рисков, так и передовой опыт ITIL.

При декомпозиции стратегии на конкретные цели их необходимо выбирать таки образом, чтобы они могли быть каскадированы до уровня задания конкретному исполнителю, что позволит показать реализацию абстрактных установок стратегии в конкретных бизнес-процессах. Цели должны иметь причинно-следственные связи и непосредственно или через другие цели влиять на достижение основной цели предприятия. Цели должны давать установку на развитие наиболее значимых для бизнеса элементов ИТ-инфраструктуры и ИТ-службы. Для описания важных направлений развития целесообразно выделить отдельную перспективу. Разрабатывая дерево целей для ИТ подразделений, необходимо учитывать мировой опыт ИТ-менеджмента. Анализ библиотеки ITIL показывает, что целевые установки развития должны быть направлены на оценку перспективы для бизнеса, управление сервисами, управление приложениями и управление инфраструктурой. Метрики ITIL используются как показатели достижения целей в указанных выше направлениях.

Анализ достижения целей выполняется с использованием показателей. Каждый показатель является измерителем цели, для него необходимо определить целевое значение и дату достижения. Промежуточный анализ уровня достижения цели выполняется сравнением критических, плановых и фактических значений показателей. Периодичность сбора данных устанавливается для каждого показателя. Также для всех показателей определяются ответственные лица, которые выполняют мониторинг их значений. Эффективность применения методики ССП во многом зависит от набора мероприятий, обеспечивающих достижение целевых значений, разработкой критериев успешности их применения.

Показатели, характеризующие работу ИТ-служб многообразны, часто их сбор оказывается непростой задачей. Получение достоверной и оперативной информации о состоянии ИТ-сервисов и ИТ-ресурсов требует применения инструментальных средств. На рынке в настоящее время пользуются популярностью продукты крупнейших вендоров, таких как НР и IBM. Эти производители предлагают большой список продуктов для решения различных задач мониторинга ИТ.

 

Место и роль бизнес-плана в стратегическом управлении предприятием. Структура и содержание бизнес-плана

Бизнес-план – это экономическая программа эффективного управления предприятием, которая включает конкретные меры по развитию производства и продаж конкурентоспособной продукции, а также выработку рыночной стратегии хозяйствования, обеспечивающую их эффективную реализацию.

 

Разработка бизнес-плана необходима для:

– решения вопроса о выделении бюджетных средств;

– предоставления банковских кредитов;

– проведения санации предприятия;

– проведения приватизации;

– получения внешних инвестиций.

На рис.6.3 представлена укрупненная схема разработки бизнес-плана предприятия.

 

1. Анализ и оценка экономической ситуации
2. Программа развития бизнеса
3.Формирование финансовой стратегии предприятия
1.1. Оценка экономической эффективности хозяйствования и развития рыночных отношений
1.2. Анализ технико-экономического уровня производства на предприятии
1.3. Основные направления совершенствования производства продукции и управления предприятием
2.1. План маркетинга
2.2. Прогноз сбыта и реализация продукции
2.3.Прогноз производства подукции
2.4. Организация и управление производством
2.5. Реструктуризация предприятия
3.1.Инвестиционный план
3.2. Оценка рисков и меры по снижению ущерба
3.3.Финансовый план: -расчет объема реализации; -расчет себестоимости реализованной продукции; -обеспечение безубыточной работы; -баланс доходов и расходов; -баланс активов и пассивов.
3.4.Стратегия финансирования: -план распределения прибыли; -дополнительные потребности в денежных средствах и организация эффективного их использования; -обеспечение получения максимума прибыли.

Рис.6.3. Укрупненная схема процесса разработки бизнес-плана предприятия

 

Министерством экономики Республики Беларусь разработаны рекомендации по разработке бизнес-плана предприятия на основе международных стандартов (Методические рекомендации о прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, Постановление Совета Министров РБ от 08.08.2005 г. № 873 (редакция 29.09.2009 г.)). Примерная структура бизнес-плана содержит девять разделов. Кроме них присутствуют разделы, которые не нумеруются, а также приложения.

РЕЗЮМЕ. Этот раздел не нумеруется, располагается в начале бизнес-плана, но пишется после окончания работы над его разработкой. Резюме должно содержать не более четырех страниц. В нем в сжатой форме излагается суть всего бизнес-плана.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Этот раздел не нумеруется и не входит в рекомендуемые 80 страниц основного текста.

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: форма хозяйствования, основные реквизиты, отраслевая принадлежность, форма собственности, основные направления деятельности, история создания (указываются достижения и неудачи).

РАЗДЕЛ 2. ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ. В этом разделе необходимо:

- описать производимую продукцию (оказываемые услуги), указать их отличительные особенности;

- провести сравнительный анализ товаров (услуг) конкурентов, что осуществляется путем бальной оценки. В соответствии с зарубежной классификацией, если преимущества предприятия по сравнению с конкурентами выше лишь на 30 %, то продукция (услуги) считаются неконкурентоспособными;

- 30-50 % – относительно устойчивое положение;

- 50-70 % – предприятие работает успешно и существуют все предпосылки для наращивания достижений;

- > 70 % – предприятие контролирует рынок данной продукции (услуг). (Для отечественного рынка применяется классификация за минусом 20 %)

РАЗДЕЛ 3. ПЛАН МАРКЕТИНГА. Необходимо:

- показать степень изученности рынка и привести схему сбыта;

- проанализировать факторы внешней среды: рынок труда, конкурентов, степень насыщенности рынка товарами (услугами), экономические, политические, налоговые факторы, культуру, национальные особенности;

- дать описание потенциальных потребителей и мероприятий по их привлечению;

- разработать стратегию маркетинга;

- проанализировать рынок;

- дать оценку конкурентам (расположенным на данной территории).

РАЗДЕЛ 4. ОЦЕНКА РИСКА.

Выделяют следующие виды риска:

- отсутствие необходимого оборудования (площадей);

- отсутствие возможности приобретения в собственность земли;

- финансовые проблемы, проблемы приобретения сырья и материалов и т.д.;

- недостаток квалифицированного персонала;

- нехватка оборотных средств;

- недостаточная информация о рынках сбыта;

- нестабильность спроса на продукцию (услуги);

- плохая организация сбыта;

- непредвиденные изменения ситуации на рынке;

- негативное влияние со стороны государства на рыночную обстановку;

- недостаточность ассигнований на маркетинг;

- высокая цена продукции;

- отсутствие необходимых партнеров по сбыту и проблема доставки продукции потребителям;

- плохое качество продукции и др.

Риск оценивается по десятибальной шкале. В бизнес-плане представляется перечень рисков, которым может подвергнуться предприятие. Главная задача данного раздела предугадать все виды рисков, их источники и момент возникновения. После этого должны быть разработаны меры по сокращению рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть.

РАЗДЕЛ 5. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ.

В разделе определяются виды новых используемых технологий, виды и количество требуемого для этого оборудования и машин, а также указываются источники их приобретения.

РАЗДЕЛ 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В данном разделе исследуются различного рода потенциалы предприятия:

- трудовой потенциал (численность, уровень подготовки, заработная плата);

- материальный потенциал (оценка оборудования, его детальное описание в технологическом и экономическом плане);

- финансовый потенциал.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: