Раздел V
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
План
1.
Общая характеристика права собственности на природные ресурсы.
2.
Право государственной собственности на природные ресурсы.
3.
Право коммунальной собственности на природные ресурсы.
4.
Право частной собственности на природные ресурсы.
5.
Права и обязанности собственников природных ресурсов, ограничения, защита и гарантии их прав.
6.
Ответственность за нарушение прав собственников и права собственности на природные ресурсы.
§ 1. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы
Институт права собственности на природные ресурсы занимает ключевое место в экологическом праве, поскольку эти отношения выступают предпосылкой возникновения всех иных правоотношений, связанных с использованием природных ресурсов. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются нормами экологического права, а в той мере, в какой они не урегулированы этими нормами, применяются нормы гражданского права.
Право собственности на природные ресурсы выступает юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и представляет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами. Право собственности на природные ресурсы рассматривается здесь как правовой институт. Право собственности — это право лица на природные ресурсы, которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.
Совокупность правовых норм экологического права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, образует право собственности на природные ресурсы в объективном смысле. На основе норм права возникает право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле, то есть право собственности конкретных субъектов права на определенную индивидуализированную часть природных ресурсов.
право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами в интересах, как отдельного лица, так и общества в целом.
В соответствии с Конституцией все природные ресурсы, а именно: земля, ее недра, атмосферный воздух, воды и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, — являются объектами права собственност народа. Земля выступает основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Таким образом, в Конституции закреплен особый правовой статус природных ресурсов. Поэтому право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных как с экологическим содержанием последних, так и с особым правовым статусом их охраны и использования.
Во-первых, право собственности на природные ресурсы не является всеобъемлющим, так как не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые относятся к относительно стабильным, могут быть каким-либо образом индивидуализированы на местности, выделены в натуре. К ним относятся земля, недра, воды, леса, животный и растительный мир. Другие элементы природной среды не способны по объективным свойствам быть объектами собственности, например, ветровая и солнечная энергия, климатические ресурсы и т.п., так как не могут служить объектом присвоения со стороны человека и общества с целью преобразования их в свою собственность.
Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами права собственности, тем не менее, находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделять от окружающей природной среды, они подчиняются именно законам развития окружающей среды. Поэтому эксплуатация природных ресурсов путем изъятия отдельных полезных элементов в виде добычи полезных ископаемых, заготовки древесины, забора воды, отстрела животных, ловли рыбы и т.д., — не прекращает права собственности на природные ресурсы, а лишь служит основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации полезных свойств природных ресурсов.
И, наконец, в-третьих, природные ресурсы как объекты природного происхождения составляют национальное богатство государства и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Стоимость товара возникает как оценка вложенного труда, а природные ресурсы не созданы трудом человека, поэтому они не являются имуществом в собственном значении этого слова. Денежная оценка земли и иных ресурсов природы выражает отношения частной собственности на природные богатства. Цена в данном случае выступает в виде капитализированной ренты. Продавая природный объект, собственник, по сути, продает право на получаемую от него прибыль, продает право на ренту.
Экологическое законодательство определяет содержание права собственности на природные ресурсы как совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами для целей и в объеме, определенных экологическим законодательством.
Ни в экологическом, ни в гражданском законодательстве, к сожалению, не содержатся определения этих правомочий, поэтому они сформулированы в научной юридической литературе.1 В юридической науке определяют содержание субъективного права собственности как совокупность трех видов правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами в пределах, определенных законом.
Перечисленными правомочиями не исчерпывается содержание субъективных прав собственника. В юридической литературе предлагается расширить перечень правомочий собственника относительно объекта собственности, выделить, например, право на осуществление собственной хозяйственной деятельности. Но, на наш взгляд, такая позиция является необоснованной.
Каждое из правомочий имеет свои особенности применительно к природным ресурсам и свое назначение. Так, право владения — это право фактического (физического или хозяйственного) господства над определенным природным объектом. Естественно, что фактическое владение тем или иным природным объектом, а в данном случае землей, недрами, лесами, животным миром, делает возможным осуществление других правомочий: пользования и распоряжения ими. Очевидно, что нельзя использовать природные ресурсы, не имея хозяйственного или фактического господства над ними. Тем не менее, правомочие владения в отношении природных ресурсов как объектов права собственности, имеет определенную специфику. Это связано с неотделимостью отдельных природных ресурсов от окружающей природной среды в целом, их экологической взаимосвязью, невозможностью их изъятия и переноса, скажем, в другое место.
Право владения может принадлежать не только собственнику, но и лицу, которому собственник передал природные ресурсы на основе договора (например, аренды). Собственник при этом не теряет права владения. Он перестает осуществлять его, но полностью сохраняет возможность иметь природные ресурсы в составе своего имущества. Право владения одними и теми же природными ресурсами принадлежит в подобных случаях и собственнику, и лицу, которому собственник передал природные ресурсы по договору в пользование. Здесь владение не отделяется от права собственности, так как собственник может, в соответствии с законом, истребовать природные ресурсы из чужого владения. Право владения всегда должно иметь то или другое правовое основание — титул. Правовым основанием владения собственника выступает его право собственности. Для пользователей таким основанием может быть договор с собственником, административный акт и иные юридические акты. Экологическое право признает только титульное владение. Если лицо фактически владеет природным ресурсом, но без надлежащего основания (титула), оно считается незаконным собственником.
Пользование — это право собственника удовлетворять с помощью природных ресурсов свои нужды. С учетом экологической специфики природных ресурсов как объектов права собственности под пользованием в данном случае надо понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплуатации для предоставленных целей путем извлечения из них их полезных свойств, в том числе получения плодов и иной прибыли.
Право пользования, как и право владения, может на основании договора с собственником принадлежать и несобственнику. Право пользования лиц, которые не являются собственниками, производное и зависимое от права собственности. В частности, арендатор может пользоваться арендованными природными ресурсами только на условиях, определенных договором и в соответствии с целевым назначением.
Третьим правомочием, которое присуще исключительно собственнику, выступает право распоряжения. Право распоряжения — это признанная за собственником и гарантированная ему возможность совершать действия, направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния природ- ых объектов, определение их юридической судьбы (передача их другим субъектам права в собственность).
Такими действиями являются, главным образом, сделки (купля-продажа, дарение, обмен и др.)- Вследствие совершения таких сделок собственник передает другому субъекту все свои правомочия, то есть исчерпывает свое право (например, в случае продажи).
Право распоряжения включает возможность совершать не только сделки, но и другие юридические действия. Так, право распоряжения объектами государственной собственности на природные ресурсы возможно путем издания соответствующих административных актов определяющих их юридическую судьбу.
Действующее законодательство провозглашает равенство всех собственников перед законом, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст.319 ГК Украины). Тем не менее, фактически собственники природных ресурсов обладают разным объемом прав.
В наиболее полном объеме право распоряжения принадлежит праву государственной собственности на природные ресурсы. Содержание права распоряжения государства как собственника составляют полномочия относительно передачи природных объектов в коммунальную или частную собственность, предоставление их в пользование и изъятие их у пользователя. Не следует включать в понятие права распоряжения действия государства как органа государственной власти. Например, определение порядка, условий и форм природопользования, осуществление учета природных ресурсов и контроль за их рациональным использованием является функций государства как органа власти, а не как собственника. Указанные действия не приводят к изменению юридической судьбы природного объекта и не могут рассматриваться как правомочия собственника.
Для собственников, которым природные ресурсы принадлежат на праве частной собственности, законом установлены различные ограничения при совершении сделок с последними. Так, собственник природных ресурсов может изменять целевое назначение использования природных ресурсов только с согласия органов государственной власти или местного самоуправления, он также обязан заключать договор залога только с кредитным учреждением. Введен мораторий и относительно права частного собственника на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения и др.
Правомочия владения, пользования и распоряжения характеризуют в совокупности обеспеченные собственнику возможности, но не раскрывают в полной мере специфики права собственности на природные ресурсы как субъективного права. Важным признаком, который характеризует отношение собственности, является их независимость. Субъективное право собственности необходимо рассматривать как обеспеченная и гарантированная лицу возмож-ность владеть, пользоваться и распоряжаться природными объектами независимо, по своему усмотрению.
Независимое (на свое усмотрение) владение, пользование и распоряжение означает, что содержащиеся в перечисленных правомочиях возможности обеспечены и гарантированы собственнику законом, они не базируются на праве других лиц.
Независимый характер субъективного права собственности на природные ресурсы нельзя понимать в том смысле, что оно не зависит от отраженной в нормах права воли общества. Наличие определенных и устанавливаемых законом ограничений права собственности связано с необходимостью сохранения природных ресурсов для будущих поколений и обеспечением безопасной окружающей среды для нынешнего. Поэтому собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами только в пределах, установленных законом.
Можно выделить три основные формы собственности на природные ресурсы, а именно: государственную, коммунальную и частную. Права коллективной собственности на природные ресурсы больше не существует. Бывшим коллективным собственникам — сельскохозяйственным кооперативам, садоводческим обществам и др. природные ресурсы переоформляются в частную собственность или в долгосрочную аренду.
В наиболее полном объеме вопросы собственности урегулированы в Земельном кодексе Украины. В других поресурсовых законах вопрос о собственности на те или иные природные ресурсы урегулирован лишь в общих чертах.
природные ресурсы в пределах территориальных границ объектом права собственности народа Украины, поэтому на практике возникают вопросы относительно согласования между собой нормы Конституции и норм экологического законодательства, предусматривающих возникновение права частной, коммунальной и государственной собственности на природные ресурсы. В юридической литературе преобладает мнение, что в данном случае норма Конституции регулирует не отношения собственности на природные ресурсы, а закрепляет суверенитет народа на определенную территорию, на окружающую природную среду вообще и ее отдельные составные элементы. Поэтому, при урегулировании отношений частной, коммунальной и государственной собственности на природные ресурсы следует руководствоваться нормами экологического законодательства.
Право государственной собственности на природные ресурсы
Право государственной собственности представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют принадлежность природных ресурсов народу в лице избранного им представительного органа государственной власти, устанавливают порядок приобретения, использования и отчуждения объектов государственной собственности.
Особенностью государственной собственности на природные ресурсы является то, что в этом случае она выступает в виде собственности народа (ст.ст. 9, 10 Закона Украины «О собственности», ст. 324 ГК Украины). Это означает, что на природные ресурсы, провозглашенные собственностью народа, у государства есть лишь компетенция по управлению этими ресурсами в общенародных интересах. От имени Украинского народа органы государственной власти лишь осуществляют права собственника. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответствии с законом.
Таким образом, право исключительной собственности народа Украины на природные ресурсы — это особая форма государственной собственности, которая характеризует принадлежность природных ресурсов и иных природных благ народу Украины в целом.
Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права коммунальной и частной собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые осно-вания приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например, конфискация или присвоение бесхозяйного земельного участка). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы носит всеобъемлющий характер, так как, будучи одновременно политическим органом и собственником, государство само, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены правомочия, и в каких формах они будут осуществляться. Таким образом, как политический суверен государство путем издания законодательных актов само устанавливает рамки своих прав собственника и границы их осуществления.
Закон не дает прямого определения объектов права государственной собственности на природные ресурсы, тем не менее, анализ экологического законодательства позволяет отнести к этим объектам все природные ресурсы, кроме тех, что находятся в коммунальной или частной собственности.
Объектом права государственной собственности на землю выступают все земли, за исключением тех, которые находятся в коммунальной или частной собственности. Исключительно в государственной собственности находятся земли атомной энергетики и космической системы, земли обороны, кроме земель под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения, земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, которые имеют национальное и общегосударственное значения, земли под водными объектами общегосударственного значения, земельные участки, которые используются для обеспечения деятельностиНар Совета, Совета Министров и других органов государственной власти, государственных отраслевых академий наук, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.
Объектом права государственной собственности на недра выступает государственный фонд недр. В состав государственного фонда недр как объекта права собственности входит часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водоемов, месторождения полезных ископаемых, техногенные месторождения полезных ископаемых, а также минеральные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Хотя каждая составная часть государственного фонда недр и отличается одна от другой целевым назначением, порядком создания и месторасположением, но для всех их установлен общий правовой режим собственности. Этот режим характеризуется исключительным правом собственности народа Украины, которое означает, что недра находятся исключительно в собственности государства, а всем иным лицам предоставляются только в пользование.
Объектом права собственности государства на воды выступает государственный водный фонд, который составляют все воды (водные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водохранилища и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды, внутренние моря и другие внутренние воды Украины), которые не могут быть исчерпаны и находятся в пределах государственных границ Украины.
Право собственности распространяется не на все существующие в природе воды вообще, а лишь на те воды, которые могут быть индивидуализированы, т.е. на водные объекты. Не являются объектом права собственности воды, которые находятся в атмосфере, грунте, воды живых тканей, так как они не подлежат индивидуализации. Перестает быть объектом природы и соответственно объектом права собственности вещество «вода», отделенное от природной среды. Например, вода, отделенная от водного объекта, и поступившая в водопровод, резервуары, в другие емкости, превращается в товар, включается в гражданско-правовой оборот и соответственно регулируется нормами гражданского законодательства.
Водный объект не включает в себя землю, на которой расположен или с которой связан конкретный водный источник, водохранилище, так как земля является самостоятельным объектом права собственности.
Объектом права собственности государства на леса выступают все лесные массивы в пределах территории Украины, которые не переданы в коммунальную или частную собственность.
К объектам права государственной собственности на леса следует относить лесные участки, в том числе защитные насаждения линейного типа, площадью не меньше 0,1 гектара, на которых растут деревья и кустарники, а также техническое и лечебное сырье, корма, пищевые и другие продукты леса. Не являются объектами права собственности на леса зеленые насаждения в пределах населенных пунктов, а также отдельные деревья и группы деревьев, кустарники, растущие на землях сельскохозяйственного назначения, а также на приусадебных, дачных и садовых участках.
Самостоятельным объектом права государственной собственности выступает растительный мир
В государственной собственности могут находиться и объекты животного мира.
Объектами права собственности указанные объекты животного мира выступают тогда, когда они постоянно или временно населяют территорию Украины или относятся к природным богатствам ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.Домашние и сельскохозяйственные животные не являются объектами права собственности на животный мир.
Право собственности государства возникает по различным правовым основаниям. Такими основаниями выступают изъятие природных ресурсов для общественных нужд, по мотивам общественной необходимости и конфискация природных ресурсов, как принудительное изъятие в пользу государства.
Перечень общественных нужд четко определен законодательно в отличие от общественной необходимости. К общественным нуждам относятся принудительный выкуп под здания и сооружения органов государственной власти и органов местного самоуправления, под здания, сооружения и другие производственные объекты государственной и коммунальной собственности; под объекты природно-за-поведного и природоохранного назначения; обороны и национальной безопасности; под строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий электропередач, аэропортов, нефтегазовых терминалов, электростанций и т.д.); под размещение дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств и международных организаций; под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общего пользования, необходимые для обслуживания населения.
Общественная необходимость возникает только в случае введения военного или чрезвычайного положения и по своей сути выступает форс-мажорным обстоятельством отчуждения в пользу государства.
Конфискация представляет собой бесплатное изъятие государством природных ресурсов в виде санкции за правонарушение.
Например, конфискации в пользу государства подлежат дикие животные в случае жестокого обращения с ними иных собственников (ст. 29 Закона Украины «О животном мире»).
Право государственной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основании гражданско-правовой сделки (дарение, купля-продажа, обмен, наследование).
Право собственности на природные ресурсы возникает с момента нотариального удостоверения сделки и ее государственной регистрации по месту нахождения объекта собственности.
Прекращение права государственной собственности на природные ресурсы возможно лишь в случаях добровольной передачи их в коммунальную или частную собственность. Т.е. право государственной собственности не может быть прекращено по каким-либо принудительным основаниям без добровольного согласия собственника. На отдельные объекты природы право государственной собственности вообще не может быть прекращено. Это касается объектов, которые представляют особую природоохранную, научную и эстетичную ценность. К ним принадлежат животные, занесенные в Красную книгу Украины; особо ценные продуктивные земли; земли, занятые природными историко-культурными объектами и др.