Право государственной собственности на природные ресурсы




Раздел V

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

План

1.
Общая характеристика права собственности на природные ресурсы.

2.
Право государственной собственности на природные ресурсы.

3.
Право коммунальной собственности на природные ресурсы.

4.
Право частной собственности на природные ресурсы.

5.
Права и обязанности собственников природных ресурсов, ограничения, защита и гарантии их прав.

6.
Ответственность за нарушение прав собственников и права собственности на природные ресурсы.


§ 1. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы

Институт права собственности на природные ресурсы занимает ключевое место в экологическом праве, поскольку эти отношения выступают предпосылкой возникновения всех иных правоотноше­ний, связанных с использованием природных ресурсов. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются нормами эко­логического права, а в той мере, в какой они не урегулированы этими нормами, применяются нормы гражданского права.

Право собственности на природные ресурсы выступает юриди­ческим выражением, формой закрепления экономических отноше­ний собственности и представляет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоря­жению природными ресурсами. Право собственности на природные ресурсы рассматривается здесь как правовой институт. Право соб­ственности — это право лица на природные ресурсы, которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.

Совокупность правовых норм экологического права, регули­рующих отношения собственности на природные ресурсы, об­разует право собственности на природные ресурсы в объектив­ном смысле. На основе норм права возникает право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле, то есть право соб­ственности конкретных субъектов права на определенную индиви­дуализированную часть природных ресурсов.

право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по поводу владения, пользо­вания и распоряжения природными ресурсами в интересах, как отдельного лица, так и общества в целом.

В соответствии с Конституцией все природные ресурсы, а именно: земля, ее недра, атмосферный воздух, воды и другие при­родные ресурсы, которые находятся в пределах территории Укра­ины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключи­тельной (морской) экономической зоны, — являются объектами права собственност народа. Земля выступает основ­ным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Таким образом, в Конституции закреплен особый правовой статус природных ресурсов. Поэтому право соб­ственности на природные ресурсы имеет ряд специфических осо­бенностей, связанных как с экологическим содержанием последних, так и с особым правовым статусом их охраны и использования.

Во-первых, право собственности на природные ресурсы не явля­ется всеобъемлющим, так как не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые относятся к относительно стабильным, могут быть ка­ким-либо образом индивидуализированы на местности, выделены в натуре. К ним относятся земля, недра, воды, леса, животный и растительный мир. Другие элементы природной среды не способны по объективным свойствам быть объектами собственности, напри­мер, ветровая и солнечная энергия, климатические ресурсы и т.п., так как не могут служить объектом присвоения со стороны челове­ка и общества с целью преобразования их в свою собственность.

Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятель­ными объектами права собственности, тем не менее, находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделять от окружающей природной среды, они подчиняются имен­но законам развития окружающей среды. Поэтому эксплуатация природных ресурсов путем изъятия отдельных полезных элементов в виде добычи полезных ископаемых, заготовки древесины, забора воды, отстрела животных, ловли рыбы и т.д., — не прекращает пра­ва собственности на природные ресурсы, а лишь служит основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации полезных свойств природных ресурсов.

И, наконец, в-третьих, природные ресурсы как объекты при­родного происхождения составляют национальное богатство государства и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Стоимость товара возникает как оценка вложенного труда, а природные ресурсы не созданы трудом человека, поэтому они не являются имуществом в собственном значении этого слова. Денежная оценка земли и иных ресурсов природы выражает отно­шения частной собственности на природные богатства. Цена в дан­ном случае выступает в виде капитализированной ренты. Продавая природный объект, собственник, по сути, продает право на получа­емую от него прибыль, продает право на ренту.

Экологическое законодательство определяет содержание права собственности на природные ресурсы как совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению природ­ными ресурсами для целей и в объеме, определенных экологическим законодательством.

Ни в экологическом, ни в гражданском законодательстве, к со­жалению, не содержатся определения этих правомочий, поэтому они сформулированы в научной юридической литературе.1 В юри­дической науке определяют содержание субъективного права соб­ственности как совокупность трех видов правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами в пределах, определенных законом.

Перечисленными правомочиями не исчерпывается содержание субъективных прав собственника. В юридической литературе пред­лагается расширить перечень правомочий собственника относитель­но объекта собственности, выделить, например, право на осущест­вление собственной хозяйственной деятельности. Но, на наш взгляд, такая позиция является необоснованной.

Каждое из правомочий имеет свои особенности применительно к природным ресурсам и свое назначение. Так, право владения — это право фактического (физического или хозяйственного) господ­ства над определенным природным объектом. Естественно, что фактическое владение тем или иным природным объектом, а в дан­ном случае землей, недрами, лесами, животным миром, делает возможным осуществление других правомочий: пользования и рас­поряжения ими. Очевидно, что нельзя использовать природные ресурсы, не имея хозяйственного или фактического господства над ними. Тем не менее, правомочие владения в отношении природных ресурсов как объектов права собственности, имеет определенную специфику. Это связано с неотделимостью отдельных природных ресурсов от окружающей природной среды в целом, их экологиче­ской взаимосвязью, невозможностью их изъятия и переноса, ска­жем, в другое место.

Право владения может принадлежать не только собственнику, но и лицу, которому собственник передал природные ресурсы на основе договора (например, аренды). Собственник при этом не те­ряет права владения. Он перестает осуществлять его, но полностью сохраняет возможность иметь природные ресурсы в составе своего имущества. Право владения одними и теми же природными ресур­сами принадлежит в подобных случаях и собственнику, и лицу, которому собственник передал природные ресурсы по договору в пользование. Здесь владение не отделяется от права собственности, так как собственник может, в соответствии с законом, истребовать природные ресурсы из чужого владения. Право владения всегда должно иметь то или другое правовое основание — титул. Правовым основанием владения собственника выступает его право собствен­ности. Для пользователей таким основанием может быть договор с собственником, административный акт и иные юридические акты. Экологическое право признает только титульное владение. Если лицо фактически владеет природным ресурсом, но без надлежаще­го основания (титула), оно считается незаконным собственником.

Пользование это право собственника удовлетворять с помо­щью природных ресурсов свои нужды. С учетом экологической специфики природных ресурсов как объектов права собственности под пользованием в данном случае надо понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплу­атации для предоставленных целей путем извлечения из них их полезных свойств, в том числе получения плодов и иной прибыли.

Право пользования, как и право владения, может на основании договора с собственником принадлежать и несобственнику. Право пользования лиц, которые не являются собственниками, производ­ное и зависимое от права собственности. В частности, арендатор может пользоваться арендованными природными ресурсами только на условиях, определенных договором и в соответствии с целевым назначением.

Третьим правомочием, которое присуще исключительно собст­веннику, выступает право распоряжения. Право распоряжения — это признанная за собственником и гарантированная ему возмож­ность совершать действия, направленные на изменение юридиче­ского статуса, экономического назначения или состояния природ- ых объектов, определение их юридической судьбы (передача их другим субъектам права в собственность).

Такими действиями являются, главным образом, сделки (куп­ля-продажа, дарение, обмен и др.)- Вследствие совершения таких сделок собственник передает другому субъекту все свои правомочия, то есть исчерпывает свое право (например, в случае продажи).

Право распоряжения включает возможность совершать не толь­ко сделки, но и другие юридические действия. Так, право распоря­жения объектами государственной собственности на природные ресурсы возможно путем издания соответствующих администра­тивных актов определяющих их юридическую судьбу.

Действующее законодательство провозглашает равенство всех собственников перед законом, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст.319 ГК Украины). Тем не менее, фактически собственники природных ресурсов обладают разным объемом прав.

В наиболее полном объеме право распоряжения принадлежит праву государственной собственности на природные ресурсы. Содер­жание права распоряжения государства как собственника составля­ют полномочия относительно передачи природных объектов в ком­мунальную или частную собственность, предоставление их в пользо­вание и изъятие их у пользователя. Не следует включать в понятие права распоряжения действия государства как органа государствен­ной власти. Например, определение порядка, условий и форм при­родопользования, осуществление учета природных ресурсов и кон­троль за их рациональным использованием является функций госу­дарства как органа власти, а не как собственника. Указанные дейст­вия не приводят к изменению юридической судьбы природного объекта и не могут рассматриваться как правомочия собственника.

Для собственников, которым природные ресурсы принадлежат на праве частной собственности, законом установлены различные ограничения при совершении сделок с последними. Так, собствен­ник природных ресурсов может изменять целевое назначение ис­пользования природных ресурсов только с согласия органов госу­дарственной власти или местного самоуправления, он также обязан заключать договор залога только с кредитным учреждением. Введен мораторий и относительно права частного собственника на отчуж­дение земель сельскохозяйственного назначения и др.

Правомочия владения, пользования и распоряжения характе­ризуют в совокупности обеспеченные собственнику возможности, но не раскрывают в полной мере специфики права собственности на природные ресурсы как субъективного права. Важным признаком, который характеризует отношение собственности, является их независимость. Субъективное право собственности необходимо рассматривать как обеспеченная и гарантированная лицу возмож-ность владеть, пользоваться и распоряжаться природными объек­тами независимо, по своему усмотрению.

Независимое (на свое усмотрение) владение, пользование и рас­поряжение означает, что содержащиеся в перечисленных право­мочиях возможности обеспечены и гарантированы собственнику законом, они не базируются на праве других лиц.

Независимый характер субъективного права собственности на природные ресурсы нельзя понимать в том смысле, что оно не за­висит от отраженной в нормах права воли общества. Наличие определенных и устанавливаемых законом ограничений права соб­ственности связано с необходимостью сохранения природных ре­сурсов для будущих поколений и обеспечением безопасной окружа­ющей среды для нынешнего. Поэтому собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами только в пределах, установленных законом.
Можно выделить три основные формы собственности на природные ресурсы, а именно: государ­ственную, коммунальную и частную. Права коллективной собствен­ности на природные ресурсы больше не существует. Бывшим коллективным собственникам — сельскохозяйственным кооперативам, садоводческим обществам и др. природные ресурсы переоформляются в частную собственность или в долгосрочную аренду.

В наиболее полном объеме вопросы собственности урегулирова­ны в Земельном кодексе Украины. В других поресурсовых законах вопрос о собственности на те или иные природные ресурсы урегу­лирован лишь в общих чертах.

природные ресурсы в пределах территориальных границ объектом права собственности народа Украины, поэтому на прак­тике возникают вопросы относительно согласования между собой нормы Конституции и норм экологического законодательства, пред­усматривающих возникновение права частной, коммунальной и государственной собственности на природные ресурсы. В юридиче­ской литературе преобладает мнение, что в данном случае норма Конституции регулирует не отношения собственности на природные ресурсы, а закрепляет суверенитет народа на определенную территорию, на окружающую природную среду во­обще и ее отдельные составные элементы. Поэтому, при урегулиро­вании отношений частной, коммунальной и государственной соб­ственности на природные ресурсы следует руководствоваться нор­мами экологического законодательства.

Право государственной собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности представляет собой сово­купность правовых норм, которые закрепляют и охраняют принад­лежность природных ресурсов народу в лице избранного им представительного органа государственной власти, устанавли­вают порядок приобретения, использования и отчуждения объектов государственной собственности.

Особенностью государственной собственности на природные ресурсы является то, что в этом случае она выступает в виде соб­ственности народа (ст.ст. 9, 10 Закона Украины «О соб­ственности», ст. 324 ГК Украины). Это означает, что на природные ресурсы, провозглашенные собственностью народа, у государства есть лишь компетенция по управлению этими ресурсами в общена­родных интересах. От имени Украинского народа органы государ­ственной власти лишь осуществляют права собственника. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами пра­ва собственности Украинского народа в соответствии с законом.

Таким образом, право исключительной собственности народа Украины на природные ресурсыэто особая форма государст­венной собственности, которая характеризует принадлеж­ность природных ресурсов и иных природных благ народу Ук­раины в целом.

Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права коммунальной и частной собственности, не­смотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут на­ходиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые осно-вания приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например, конфискация или присвоение бесхозяйного земельного участка). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы носит все­объемлющий характер, так как, будучи одновременно политиче­ским органом и собственником, государство само, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены правомочия, и в каких формах они будут осущест­вляться. Таким образом, как политический суверен государство путем издания законодательных актов само устанавливает рамки своих прав собственника и границы их осуществления.

Закон не дает прямого определения объектов права государствен­ной собственности на природные ресурсы, тем не менее, анализ экологического законодательства позволяет отнести к этим объек­там все природные ресурсы, кроме тех, что находятся в коммуналь­ной или частной собственности.

Объектом права государственной собственности на землю вы­ступают все земли, за исключением тех, которые находят­ся в коммунальной или частной собственности. Исключительно в государственной собственности находятся земли атомной энергети­ки и космической системы, земли обороны, кроме земель под объ­ектами социально-культурного, производственного и жилого на­значения, земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, которые имеют национальное и общегосударственное значения, земли под водными объектами общегосударственного значения, земельные участки, которые ис­пользуются для обеспечения деятельностиНар Совета, Совета Министров и других органов государственной власти, государственных отраслевых академий наук, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.

Объектом права государственной собственности на недра высту­пает государственный фонд недр. В состав государственного фонда недр как объекта права собственности входит часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водоемов, месторож­дения полезных ископаемых, техногенные месторождения полез­ных ископаемых, а также минеральные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Хотя каждая составная часть государственного фонда недр и отличается одна от другой целевым назначением, порядком создания и место­расположением, но для всех их установлен общий правовой режим собственности. Этот режим характеризуется исключительным пра­вом собственности народа Украины, которое означает, что недра находятся исключительно в собственности государства, а всем иным лицам предоставляются только в пользование.
Объектом права собственности государства на воды выступает государственный водный фонд, который составляют все воды (вод­ные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (реки, озера, водохранилища, другие поверхност­ные водохранилища и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды, внутренние моря и другие внутренние воды Украины), которые не могут быть исчерпаны и находятся в пределах государственных границ Украины.

Право собственности распространяется не на все существующие в природе воды вообще, а лишь на те воды, которые могут быть ин­дивидуализированы, т.е. на водные объекты. Не являются объектом права собственности воды, которые находятся в атмосфере, грунте, воды живых тканей, так как они не подлежат индивидуализации. Перестает быть объектом природы и соответственно объектом права собственности вещество «вода», отделенное от природной среды. Например, вода, отделенная от водного объекта, и поступившая в водопровод, резервуары, в другие емкости, превращается в товар, включается в гражданско-правовой оборот и соответственно регули­руется нормами гражданского законодательства.

Водный объект не включает в себя землю, на которой расположен или с которой связан конкретный водный источник, водохранили­ще, так как земля является самостоятельным объектом права соб­ственности.

Объектом права собственности государства на леса выступают все лесные массивы в пределах территории Украины, которые не переданы в коммунальную или частную собственность.
К объектам права государственной собственности на леса следу­ет относить лесные участки, в том числе защитные насаждения линейного типа, площадью не меньше 0,1 гектара, на которых ра­стут деревья и кустарники, а также техническое и лечебное сырье, корма, пищевые и другие продукты леса. Не являются объектами права собственности на леса зеленые насаждения в пределах насе­ленных пунктов, а также отдельные деревья и группы деревьев, кустарники, растущие на землях сельскохозяйственного назначе­ния, а также на приусадебных, дачных и садовых участках.
Самостоятельным объектом права государственной собственно­сти выступает растительный мир
В государственной собственности могут находиться и объекты животного мира.
Объектами права собственности указанные объекты животного мира выступают тогда, когда они постоянно или временно населяют территорию Украины или относятся к природным богатствам ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономи­ческой зоны.Домашние и сельскохозяйственные животные не являются объ­ектами права собственности на животный мир.

Право собственности государства возникает по различным пра­вовым основаниям. Такими основаниями выступают изъятие при­родных ресурсов для общественных нужд, по мотивам общественной необходимости и конфискация природных ресурсов, как принуди­тельное изъятие в пользу государства.

Перечень общественных нужд четко определен законодательно в отличие от общественной необходимости. К общественным нуждам относятся принудительный выкуп под здания и сооружения органов государственной власти и органов местного самоуправления, под здания, сооружения и другие производственные объекты государ­ственной и коммунальной собственности; под объекты природно-за-поведного и природоохранного назначения; обороны и националь­ной безопасности; под строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструк­туры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий электропередач, аэропортов, нефтегазовых терминалов, электростанций и т.д.); под размещение дипломатических и приравненных к ним представи­тельств иностранных государств и международных организаций; под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общего пользования, необходимые для обслуживания населения.

Общественная необходимость возникает только в случае введе­ния военного или чрезвычайного положения и по своей сути вы­ступает форс-мажорным обстоятельством отчуждения в пользу го­сударства.
Конфискация представляет собой бесплатное изъятие государ­ством природных ресурсов в виде санкции за правонарушение.

Например, конфискации в пользу государства подлежат дикие жи­вотные в случае жестокого обращения с ними иных собственников (ст. 29 Закона Украины «О животном мире»).
Право государственной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основании гражданско-правовой сделки (да­рение, купля-продажа, обмен, наследование).

Право собственности на природные ресурсы возникает с момен­та нотариального удостоверения сделки и ее государственной реги­страции по месту нахождения объекта собственности.

Прекращение права государственной собственности на природные ресурсы возможно лишь в случаях добровольной передачи их в ком­мунальную или частную собственность. Т.е. право государственной собственности не может быть прекращено по каким-либо принуди­тельным основаниям без добровольного согласия собственника. На отдельные объекты природы право государственной собственности вообще не может быть прекращено. Это касается объектов, которые представляют особую природоохранную, научную и эстетичную ценность. К ним принадлежат животные, занесенные в Красную книгу Украины; особо ценные продуктивные земли; земли, занятые природными историко-культурными объектами и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: