Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Глава I. Теоретическая часть.............................................................................. 6
1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического......................................... 6
восприятия в развитии речи........................................................................... 6
1.2 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...................................................................................... 12
1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи....................................... 13
1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР.................................................................. 16
1.2.3. Основные направления коррекции............................................................... 18
фонетико - фонематического недоразвития у детей.......................................... 18
дошкольного возраста................................................................................................... 18
1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей.............................................. 20
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи............................................. 20
1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с............ 22
фонетико-фонематическим недоразвитием речи................................................. 22
1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию.............. 25
фонематического слуха и фонематического восприятия................................. 25
1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.................................................................................................................................................. 26
1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков....................................................... 27
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах... 27
Глава II. Практическая часть............................................................................ 31
2.1. Программа исследования...................................................................... 32
|
2.1.1. Программа диагностики психологической............................................... 32
зрелости дошкольников................................................................................................. 32
2.1.2. Методика обследования речи......................................................................... 34
2.2. Формирующий эксперимент.................................................................. 44
Организация и проведение коррекционной работы в................................. 44
экспериментальной логопедической группе................................................ 44
2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей.............................................. 46
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи............................................. 46
2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и................................. 47
воспитателя в подготовительной группе................................................................ 47
2.2.3. Методика организации логопедической работы.................................... 50
в экспериментальных группах.................................................................................... 50
2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и... 64
формированию лексико-грамматического строя............................................... 64
2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР......... 67
2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления....................... 76
2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти.......................................................... 77
2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму.... 79
2.3. Результаты контрольного эксперимента............................................... 82
Заключение........................................................................................................ 91
Список использованной литературы............................................................... 93
|
Введение
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпусников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлинники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.
|
На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.
Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФНР.
Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух подготовительных к школе групп с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.
Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации работы воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений, обучению грамоте в д/с, развитие психологической готовности к школе.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение воспитателем разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно предположить, что совместная работа воспитателя и логопеда направленная на коррекцию речевых нарушений у детей, и предполагающая проведение методической работы логопеда с воспитателями и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей будет способствовать большей эффективности.
Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:
1. Изучение специальной литературы по совместной работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
2. Диагностирование особенностей речевого развития детей.
3. Диагностирование психологической зрелости дошкольников.
4. Составление перспективного планирования по совместной организации работы педагогов.
5. Уточнение форм и методов взаимодействия педагогов и возможности обратной связи.
6. Разграничение целей и задач логопеда и воспитателя при работе в экспериментальной группе.
7. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной и контрольной групп.
8. Консультирование воспитателей по проблемам речевого развития.
9. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной группы совместно с воспитателями.
10. Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно с воспитателями в экспериментальной группе.
Исследования проводились на базе детского сада №9 города Сосногорска.
Глава I. Теоретическая часть