Глава I. Теоретическая часть




Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Глава I. Теоретическая часть.............................................................................. 6

1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического......................................... 6

восприятия в развитии речи........................................................................... 6

1.2 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...................................................................................... 12

1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи....................................... 13

1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР.................................................................. 16

1.2.3. Основные направления коррекции............................................................... 18

фонетико - фонематического недоразвития у детей.......................................... 18

дошкольного возраста................................................................................................... 18

1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей.............................................. 20

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи............................................. 20

1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с............ 22

фонетико-фонематическим недоразвитием речи................................................. 22

1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию.............. 25

фонематического слуха и фонематического восприятия................................. 25

1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.................................................................................................................................................. 26

1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков....................................................... 27

на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах... 27

Глава II. Практическая часть............................................................................ 31

2.1. Программа исследования...................................................................... 32

2.1.1. Программа диагностики психологической............................................... 32

зрелости дошкольников................................................................................................. 32

2.1.2. Методика обследования речи......................................................................... 34

2.2. Формирующий эксперимент.................................................................. 44

Организация и проведение коррекционной работы в................................. 44

экспериментальной логопедической группе................................................ 44

2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей.............................................. 46

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи............................................. 46

2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и................................. 47

воспитателя в подготовительной группе................................................................ 47

2.2.3. Методика организации логопедической работы.................................... 50

в экспериментальных группах.................................................................................... 50

2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и... 64

формированию лексико-грамматического строя............................................... 64

2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР......... 67

2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления....................... 76

2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти.......................................................... 77

2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму.... 79

2.3. Результаты контрольного эксперимента............................................... 82

Заключение........................................................................................................ 91

Список использованной литературы............................................................... 93

Введение

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпусников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлинники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.

Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФНР.

Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух подготовительных к школе групп с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.

Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации работы воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений, обучению грамоте в д/с, развитие психологической готовности к школе.

Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение воспитателем разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно предположить, что совместная работа воспитателя и логопеда направленная на коррекцию речевых нарушений у детей, и предполагающая проведение методической работы логопеда с воспитателями и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей будет способствовать большей эффективности.

Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:

1. Изучение специальной литературы по совместной работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2. Диагностирование особенностей речевого развития детей.

3. Диагностирование психологической зрелости дошкольников.

4. Составление перспективного планирования по совместной организации работы педагогов.

5. Уточнение форм и методов взаимодействия педагогов и возможности обратной связи.

6. Разграничение целей и задач логопеда и воспитателя при работе в экспериментальной группе.

7. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной и контрольной групп.

8. Консультирование воспитателей по проблемам речевого развития.

9. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной группы совместно с воспитателями.

10. Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно с воспитателями в экспериментальной группе.

Исследования проводились на базе детского сада №9 города Сосногорска.

Глава I. Теоретическая часть

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: