Буржуазное (капиталистическое) государство




Социально-экономическая основа и сущность буржуазного го­сударства. На исторической арене буржуазное государство и пра­во появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политичес­кие противоречия между исторически восходящим классом буржу­азии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов.

После победы буржуазной революции, завершившейся корен­ной ломкой феодальных производственных отношений, захватом по­литической власти буржуазией и широким использованием ею мо­дернизированного государственного механизма, установилось соот­ветствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было дока­зано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Фран­ции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.

Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стала система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конститу­ционное и текущее законодательство.

Кроме права собственности важнейшими «материальными» признаками капитализма, составляющими экономическую основу этого строя, в западной политической и социологической литературе называются такие, как наличие конкуренции, «осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками»; содей­ствие техническому и технологическому процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощ­ных национальных и транснациональных корпораций; периодичес­кое возникновение экономических спадов (депрессий); осуществле­ние правительством лишь частичного контроля над частным секто­ром; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, «обес­печивающих повышение статуса и влияния рабочего класса», и др.1

Частная собственность, обладание ею является основой, ме­рилом экономической свободы при капитализме. В свою, очередь экономическая свобода служит фундаментом политической, соци­альной и личной свободы человека. Чем больше собственности в ру­ках того или иного лица или группы лиц, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных зако­нах их прав, и наоборот[10].

Наряду с этимсохранились свойственные капитализму мощ­ные стимулы материальной заинтересованности. Небезынтерес­но также, что капиталистический строй оказался способным вос­принять и внедрить некоторые прогрессивные идеи различных течений социализма. Немаловажно и то обстоятельство, что в ряде капиталистических стран, в том числе крупных, долгое время у власти находились социал-демократы, успешно сочетав­шие в своей деятельности возможности капитализма с идеями социализма. Поэтому то общество, которое сформировалось во многих странах Запада после второй мировой войны и которое мы по-прежнему характеризовали как традиционное капиталис­тическое, на самом деле существенно отличалось от капиталис­тического общества времен как Маркса и Энгельса, так и Ленина.

Вполне понятно, что происшедшие изменения отразились и на государстве. Как показывает опыт США, Англии, Франции, Швеции и других стран, в развитых западных демократиях при объективном, непредвзятом отношении государство не может уже характеризоваться как «ночной сторож буржуазии», ее ору­дие для подавления рабочего класса. В послевоенные годы оно все более становилось инструментом преодоления обществен­ных противоречий не путем насилия и подавления, а посредством достижения социального компромисса. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюрализм, разде­ление властей, роль права в жизни общества, защита прав человека и т.д. Все эти изменения позволяют характеризовать совре­менные наиболее цивилизованные демократические государства Запада в качестве правовых.

Такой ход развития буржуазного государства наглядно обна­жил одно из самых уязвимых мест марксистской теории общест­венно-экономических формаций, которое заключается в задан­ном программировании на длительную перспективу однолиней­ной конструкции движения истории: все формации «выстраива­ются» в единый ряд, все народы, за редко допускаемым исключением, как бы «обязываются» проходить весь путь от одной формации к другой и соответственно от одного типа госу­дарства к другому.

Опыт современных государств Запада, опровергающий эту посылку, послужил основанием для множества теорий («нового индустриального общества и государства», «постиндустриально­го общества», «конвергенции двух систем» и др.), утверждающих, что нынешнее «буржуазное» государство не отвечает своему на­званию и должно рассматриваться как новое, индустриальное или постиндустриальное государство, относящееся к посткапи­талистическому типу государства.

Еще недавно такие теории отвергались с ходу, как противоре­чащие марксизму. Теперь, однако, трудно не признать, что они в той или иной мере отражают действительное положение вещей. Немало противоречий возникает в применении формационного подхода и к социалистическому типу государства, сложив­шемуся у нас после Октябрьской революции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: