С точки зрения журналиста




 

С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ - электронные газеты, которые имеют ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что эта газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована и в ней нет, как правило, законченных статей. Статья или материал заканчиваются тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно, и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена. В Интернете исчезают всякие временные барьеры. Нередко электронную версию печатного издания можно прочитать гораздо раньше, чем оно увидит свет. На периферии, где к времени, потраченному на полиграфическое производство, прибавляется время на доставку и хранение (плюс расхлябанность и безалаберность на каждом узле передачи), об оперативности приходится забыть. Во всяком случае сегодня последний номер «Нового мира» можно прочесть в Интернете на два месяца (!) раньше, чем в библиотеке Ростовского университета.

В последние годы заметно изменились формы взаимодействия аудитории электронных СМИ и журналиста, которые стимулируют ростки новых механизмов реальной демократии в постсоветском обществе. Это прямое следствие все более отчетливо проявляющейся интерактивности электронных СМИ, которое заключается в прямом участии читателей, слушателей, зрителей в функционировании журналистских проектов. Наибольшему влиянию подобного интерактивного вектора подвержены интернет-издания в силу технологических особенностей их функционирования. В качестве примеров назовем конкурсы и голосования в прямом радио- и телеэфире, пресс-конференции в режиме реального времени в Интернете.

Развитием почтовых рассылок стали индивидуальные интернет-газеты, рубрикацию и тематическое содержание которых пользователь Всемирной сети определяет по своему усмотрению. Кроме того, в режиме реального времен в последние годы стали доступны такие интерактивные сервисы как создание собственной интернет-страницы, участие в аукционах и электронных торгах, покупка книг и бытовой техники

МГУ в 2002-2003 учебном году открыл специализацию «Интернет-журналистика», а в самом конце 2004 года вышло в свет первое в России учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» (Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005). «С общей концепцией данного пособия можно, конечно, поспорить, но нельзя не приветствовать разностороннего и подробного изложения в нем основных проблем, с которыми сталкиваются журналисты при профессиональном использовании Интернета (будь то поиск информации для оффлайновых СМИ или создание собственного онлайнового продукта). К сожалению, в региональных вузах процесс обучения современным информационным технологиям отстает от столичного в сфере интернет-журналистики».[5]

Наиболее динамично в настоящее время развиваются деловые электронные СМИ, которые в последние годы демонстрируют качественный прорыв в способах и интенсивности доставки экономической информации потребителям. Такой прорыв дает веские основания говорить о формировании новых подходов к профессии журналиста, которые должны широко использоваться в вузах.

Если говорить о технологических новшествах, то, прежде всего, необходимо выделить отечественные интернет-СМИ, мощно заявившие о себе в конце 1990-х годов. В данном случае следует указать на специализированные информационные агентства: «АК&М», «K2Kapital», «МФД-ИнфоЦентр», «ПРАЙМ-ТАСС», «ABNews» и региональные «УралБизнесКонсалтинг», «УРАЛНЭП». Информационные агентства действуют в режиме реального времени (онлайновые СМИ). «Следует заметить, что крупные деловые издания и издательские дома также открыли представительства в Интернете, что лишний раз свидетельствует о необходимости новых подходов к способам доставки информации, если СМИ желает оставаться лидером в условиях жесткой технологической конкуренции.[6]

Привлекают журналистов гипертекстовые возможности интернет-интернет-изданий. На наш взгляд, данный технологический аспект представления текста недостаточно изучен, как с точки зрения его возможностей для журналистского творчества, так и с точки зрения его воздействия на потребителя информации.

Авторы пособия «Интернет-журналистика» приводят несколько определений гипертекста. Приведем некоторые из них: «Гипертекст - это текст, связанный ссылками с другими текстами. <…> Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример гипертекста – это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря» [7]

Возможности журналистского использования гипертекста: гибкая пространственная структуры, позволяющая формировать не традиционно линейный текст, а некую вероятностную и многоуровневую модель текста. Кроме того, сетевой автор имеет возможность быть более информативным и разнообразным в своих материалах, поскольку на собственный его текст, благодаря ссылкам, может наслаиваться целый калейдоскоп мультимедийных ресурсов.[8]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: