Характеристика жанровой структуры массовых web-изданий




 

Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики. С появлением сети как нового средства информации к названиям жанров прибавляется приставка веб, что указывает на среду опубликования материала.

Жанры интернет-журналистика не слишком отличается от печатной. Если не учитывать возможности, которые предлагает гипертекст, то классификация и факторы, образующие жанр, в интернет-журналистике сохраняются.

Сугубо онлайновые информационные ресурсы можно классифицировать по сходности с их традиционными аналогами.

1. Интернет-газеты — часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на информационных жанрах.

2. Интернет-журналы — издания аналитического и/или развлекательного характера как тематические.

3. Интернет-радио — онлайн-радиостанции.

4. Интернет-телевидение — развивающееся интерактивное телевидение.

5. Информационные агентства — ресурсы, поставляющие информацию с телетайпных лент

«В большинстве случаев сетевая журналистика опирается в основном на элементы, общие с другими медиа. Постепенно она выработает свой собственный голос, правила и формат подачи материалов. Обычно новому виду массовой информации для того, чтобы обрести свою форму, требуется время. Скажем, газеты в их современном виде сформировались в конце 1880-х годов, когда массовая газетная пресса просуществовала уже более пятидесяти лет. На заре телевидения передача новостей состояла в основном из чтения в эфир газетных статей. И только после широкого развития видеозаписи, телевизионные журналисты создали свои собственные, уникальные приемы подачи материалов»[9].

Сегодня Интернет-журналистика по рейтингам популярности у потребителей составляет значительную конкуренцию телерадиокомпаниям. Что касается печатных СМИ, то он-лайн издания угрожают вскоре и вовсе вытеснить с рынка информации своего «бумажного аналога». «Цифровые газеты все заметнее теснят на рынке традиционную прессу и шаг за шагом отвоевывают у них аудиторию. Рост популярности электронных газет приводит к тому, что их бумажные собратья постепенно вымирают из-за оттока читателей и денежных средств»[10].

Основная масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Оперативность и точность подачи материала, свойственные этому жанру востребованы в Интернете. Кроем того, Интернет – издания - это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать на компьютерном мониторе сочинение больше, чем 8–10 тыс. знаков, особенно на повременном dial-up соединении.

Информационная заметка в интернет – газете подчинена всем основных правил журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, и отвечает на три главных вопроса: что? где? когда?

Например, Число жертв аварии на шахте «Распадская» выросло вдвое

«Число погибших в результате аварии на шахте «Распадская» в Кемеровской области достигло 30 человек. Об этом утром в понедельник, 10 мая, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу МЧС России Сергея Шойгу».[11]

Самым оперативным и удобным способом освещения продолжительного события является онлайн-репортаж, который представляет собой совокупность коротких новостей. Многие интернет-издания использовали этот жанр для освещения теракта в минском метро 11 апреля — naviny.by, belapan.by, nn.by. Корреспонденты этих ресурсов находились на месте трагедии и передавали редакциям новую информацию, которой постепенно дополнялся онлайн-репортаж. Информация может быть как текстовой, так и мультимедийной — фотоснимки, видео- и аудиосюжеты.

В отличие от своих печатных аналогов интернет-газета не содержит сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации.

Технологические возможности интернета позволили зародиться таким оперативным жанрам, как оналйн-репортаж и твиттер-репортаж. Высокий уровень интерактивности позволяет читателям самим поучаствовать в интервью с важной персоной, задав вопрос во время онлайн-конференции. К тому особую популярность получили блоги и онлайн-дневники известных людей.


 

2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ

В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ

 

2.1 Трансформация информационных жанров на сайте

информационного агентства «Урал-пресс-информ»

 

Региональное информационно-аналитическое независимое агентство «Урал-пресс-информ» работает на информационном рынке с 1997 года. Оно собирает и распространяет новостную информацию из разных сфер жизни и деятельности Уральского региона: экономической, политической, культурной, социальной.

«УПИ» работает в режиме горячей линии: новости сразу же после редакторской обработки поступают на сервер агентства www.uralpress.ru и в течение кратчайшего времени становятся достоянием широкого читательского круга. За день трижды по мере накопления они рассылаются подписчикам, а также в ведущие СМИ региона, структуры власти и госструктуры, Центр правительственной связи, промышленные предприятия.

Немаловажным показателем работы агентства является качество новостей, которое измеряется не только литературными достоинствами в подаче информации, но и ее достоверностью. В агентстве соблюдается классическое правило журналистики: все факты проверяются до публикации. В новости всегда дается ссылка на источник, а если информация противоречивая, то выслушиваются все заинтересованные стороны.

Основной жанр – информационная заметка на актуальные темы. Это небольшие по объему материалы, в которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и т.д. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии, эссе и др.

Тематика информационных заметок: происшествия, культура, социальная жизнь общества, политика, спорт, среда обитания, экономика.

Информационные заметки имеют определенную специфику: одинаковая форма начала, ставится дата, время, далее краткое содержание. Время перед заметкой в печатных СМИ не ставится (отличие в этом)

«24.04.2013 - 17:06 В 2013 году муниципальные образования Челябинской области все же получат субсидии из областного бюджета на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот пенсионерам-садоводам по проезду в сезонном городском и пригородном транспорте».[12]

«24.04.2013 - 16:35 Депутат Законодательного собрания Челябинской области, управляющий региональным отделением Пенсионного фонда РФ Виктор Чернобровин завоевал бронзовые медали на международных соревнованиях по радиоспорту «Кубок Урала». Сегодня, 24 апреля, коллеги чествовали его в областном парламенте».[13]

«03.04.2013 - 16:16 Два самосвала различного назначения, седельный тягач и шасси для изготовления лесовозов представляет автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» (Миасс, Челябинская область) на ежегодной специализированной агропромышленной выставке «АГРО ВЯТКА 2013».[14]

«22.04.2013 - 15:40 Сразу две попытки высотного суицида сумели предотвратить челябинские спасатели в минувшее воскресенье, 21 апреля»[15]

Объем заметки разный от нескольких абзацев до формата А4 и больше.

Обязательным атрибутом заметки являются также фразы: «Как сообщает пресс-служба автозавода, сообщила агентству «Урал-пресс-информ» главный специалист пресс-службы, По мнению Сергея Давыдова, Как ранее сообщало агентство и т.п.» Обязательным элементом становится в таких комментариях упоминание интернет-агентства.

Зачастую материал в этом жанре пишется следующими частями и выкладывается по мере поступления информации:

1. Факт (Молния).

2. Официальное подтверждение.

3. Подробности с комментарием (чиновников, действующих лиц).

4. Остальные подробности (в том числе с комментариями экспертов, очевидцев и т.д.).

Трансформация заметки происходит и на уровне визуализации – к заметке прилепляется видео и обязательно фотография. Особым образом также в заголовках указывается фото и видео: Власти Челябинска вместо автодороги через бор предлагают построить велодорожку (ФОТО), Полный улет: наркоман выжил после прыжка с девятого этажа и пытался душить спасателей. ВИДЕО.

Используются часто фотоленты под материалами, пример показан на рисунке 2.1.

Рисунок 2.2 – Фотолента под материалом.

Если говорить о стилистических особенностях, то надо сказать, что стиль заметок не переполнен художественными средствами, все просто и лаконично, простые полные предложения, придаточные предложения. «Как сообщили корреспонденту «Урал-пресс-информ» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Урал», сезонные работы по ремонту федеральных трасс начнутся на 38 участках, расположенных в Челябинской и Курганской области. Плановый ремонт дорожного покрытия и схемы движения по дорогам согласованы с ГИБДД. Перекрытые участки растянутся не более чем на 300 метров, что позволит избежать затруднений для проезда автотранспорта. Вместе с тем, на этих отрезках могу возникнуть локальные проблемы по соблюдению скоростного режима – дорожники прогнозируют его снижение».[16]

Используются метафоры в заголовках, чтобы привлечь внимание читателей и заставить их открыть и прочитать статью. Примеры заголовков: «Тот самый директор, который «ходит по школе с колокольчиком и изгоняет бесов», требует восстановления на работе», «Полный улет», «Взятие «Сицилии».

Но есть и заголовки, которые отражают саму суть информации: В Челябинске завтра отключат отопление, но платить за него придется в апреле и мае, В Челябинске с 1 мая начнут курсировать автобусы по садовым маршрутам, Федеральные дороги в Челябинской области сузятся: дорожники приступают к сезонному ремонту, Беспокойные соседи сделали невозможным проживание 92-летнего ветерана войны в своей квартире и т.п. заголовок как бы становится информационным, Челябинцы стали чаще интересоваться в интернете блогом Подопригоры, «Трактором» и метеоритами».

В тексте используются гиперссылки, они располагаются под фотографией, представлены в виде заголовков предыдущих новостей. Такого перехода в печатных СМИ не было (пример смотри на рисунке 2.3)

Рисунок 1.1 - Гиперссылки на предыдущие материалы по данной теме.

Пример гиперссылки:

«Ранее по теме:

Михаил Юревич: В следующем сезоне «Трактору» необходимо привлекать в состав больше молодежи

Михаил Юревич назвал победу «Трактора» самым запоминающимся событием за время своего губернаторства

Юревич выступил против сокращения количества вузов».[17]

Часто встречаются в интернет-изданиях опросы. Опрос проводится в режиме он-лайн, читатель сразу же может ознакомиться с его результатами. Опросы, как правило, меняют раз в две недели, тематика выбирается в зависимости от того, какая проблема в городе на тот момент наиболее актуальна.

Опрос «Как вы относитесь к сокращению числа электричек в Челябинской области и перспективам прекращения их бюджетного финансирования?:

я поддерживаю это решение, так как электрички можно заменить автобусными маршрутами

я против, так как отмена электропоездов негативно отразится на простых людях, в том числе и садоводах

мне все равно, я ими не пользуюсь

я считаю, что электрички должны финансировать Российские железные дороги

»[18]

Рубрика опроса выделена, располагается в левой части сайта. Опросы в печатных изданиях проводились, но учителям приходилось оправлять письма с ответами, либо сами журналисты проводили опросы на улице и потом опубликовывали в газете. Сейчас это упростилось. Форма жанра осталась, методика стала проще и стала соответствовать современному времени.

Вид информационного жанра интервью также присутствует на сайте информационного агентства. Его форма и вид соответствуют классическому виду жанра интервью. Журналисты, работающие в Интернете, используют похожие приемы обработки и подачи информации, что и «бумажные» их коллеги, так как материал «на выходе» и в том, и в другом случае имеет текстовый формат. Схема действий при подготовке к публикации в сети выглядит так же: расшифровка, «прессовка», монтаж, редактирование и т.д. Однако с учетом особенностей восприятия текста с экрана монитора к материалу предъявляются специальные требования. Теоретически возможности Интернета не ограничивают производителей информационного продукта в объемах, поэтому у них есть искушение публиковать материал без сокращений и купюр.

«- Как отличить медиатора профессионального и непрофессионального? Какими документами будет подтверждаться квалификация этих специалистов?

Ульяна Степанова: Требования к профессиональному медиатору утверждены федеральным законом. Им может быть только физическое лицо, достигшее 25 лет с базовым высшим образованием. Все желающие могут пройти обучение по программе, утвержденной Правительством РФ, успешно сдать экзамен медиатора и аккредитоваться в СРО. Документ о статусе медиатора выдает учебное заведение. Все остальные граждане, прошедшие обучение, но не отвечающие требованиям Закона, например, в силу возраста, являются непрофессиональными медиаторами.

Александр Меренков: Лучше, если медиатор входит в состав Центра, который гарантирует профессионализм медиатора и дает возможность его заменить в случае проблем. При этом в рамках Центров медиации есть возможность привлекать к решению конфликта профессиональных юристов, экономистов, психологов, бухгалтеров в случаях, когда требуется профессиональная консультация».[19]

Однако жанр интервью в интернет предполагает возможность задать вопросы интервьюируемому сразу же после прочтения статьи. В самом Интернете интерактивность может быть использована в полной мере: только публика и герой, и вопросы задаются публикой напрямую, минуя посредника. Например, «Обратиться можно в ЧРО ООО «Деловая Россия» в Челябинске:

по телефону: 8 /351/ 247-73-47;

по электронной почте: deloros.chel@gmail.com

Информацию также можно найти на нашем сайте -www.deloros74.ru

Создана и функционирует открытая группа «Медиация в УрФО» на площадке в социальной сети https://www.facebook.com/»[20]

Электронная почта, страничка в социальных сетях, телефон. Такая возможность была закрыта в печатных СМИ, сейчас все намного упрощается, информация становится доступной.

Интервью в системе электронных СМИ следует рассматривать скорее как подвид печатных СМИ: во-первых, интервью публикуются на официальных сайтах изданий; во-вторых, на независимых информационных сайтах интервью носит тот же текстовый характер, что и в печатных СМИ.

Кроме того, деятельность журналиста в Интернете кардинальным образом преобразуется благодаря еще одному качеству, присущему виртуальному миру, — его потенциальной интерактивности. Она вносит совершенно новую струю в работу интервьюера, фактически оттесняя его на второй план, выдвигая на первый в качестве вопрошающей и активной стороны диалога аудиторию. Журналист в такой ситуации все чаще выступает в роли модератора разговора.

При подготовке публикаций для интернет-изданий учитываются особенности характера чтения, который похож на беглое просматривание, сканирование текста. Поэтому особое значение придается заголовкам, подзаголовкам, лидам и другим смысловым единицам, специально выделенным в тексте для облегчения его восприятия. К приемам подачи информации, которые активно используются Интернет-журналистами, следует отнести и принцип перевернутой пирамиды, который благодаря своей формуле: «Главное — вперед» — также способствует тому, что читатель может быстро уловить основную информацию с самого начала, и его внимание сразу концентрируется на главных фактах. Например, «Травмоопасные месяцы весны

В феврале и марте погода на Южном Урале непредсказуемая: то легкие заморозки, то оттепель, которые неизменно приводят к гололеду. В это время количество обращений в травмпункты возрастает вдвое», «Президент Национальной Горнолыжной Лиги посетил «Солнечную долину» Популярный горнолыжный курорт «Солнечная долина» в Челябинской области посетил Президент Национальной Горнолыжной Лиги, Член президиума ФГССР, председатель Всероссийского тренерского совета Сергей...»

Но главное — с появлением интерактивности у журналистов возникают новые возможности для общения с аудиторией, когда помимо ее информирования в одностороннем порядке решается более объемная задача двусторонней коммуникации. Такой диалоговый режим общения помогает журналистам лучше понять запросы аудитории, почувствовать себя частью общества, а ему — стать полноправным участником обмена информацией с правом голоса и контроля. В более же широкой перспективе развитие диалоговой коммуникации способствует социальной интеграции общества, в котором признается партнерство с аудиторией, т.е. «равных с журналистами прав присутствия аудитории в публичной сфере»[21].

 

2.2 Информационные жанры на портале «Лента.ру»

 

Отличительной чертой подачи информации на портале «Лента.ру», как в целом в сетевых изданиях, это возможность прочитать об интересующей теме как можно больше материалов. Используя технологию гиперссылок, авторы проекта предлагают посетителям под основной частью заметки перейти к другим статьям, схожим по тематике. Так, например, познакомившись со свежими подробностями кемеровской трагедии, можно прочитать про:

- Подняты на поверхность тела еще шести погибших на кузбасской шахте – Lenta.ru, 10.05.2010

- На шахте «Распадская» возобновилась спасательная операция – Lenta.ru, 09.05.2010

- Шойгу предупредил об опасности третьего взрыва на шахте «Распадская» – Lenta.ru, 09.05.2010

- Опубликован список горняков с шахты «Распадская» – Lenta.ru, 09.05.2010

- Названы имена спасателей из шахты «Распадская» – Lenta.ru, 09.05.2010

Новостные заметки на сайте располагаются в хроникальной последовательности с указанием появления информации в сети. Это позволяет читателю быстро и удобно отыскать свежую информацию и не закапываться в архиве новостей со всего мира. Тематика заметок достаточно обширна: политика, экономика, общество, технологии, преступность, кино, музыка, масс-медиа, авто, оружие и так далее.

Если сравнивать его с сайтом uralpress.ru, то есть свои особенности, отличия. Хотя в целом концепция сохраняется.

Новости разделены по тематическим группам. Начиная работать с какой-либо группой или иерархией групп, нужно прочитать правила работы с ними. Телеконференции бывают двух типов – модерируемые и обычные. Сообщения, появляющиеся в модерируемых группах, прежде чем быть разосланными по сети, просматриваются модератором, что является, своего рода цензурой.

Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего, это журналистика малых (по объему) форм.

Основная масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств.

Новости располагаются в рубрике «Главное за сутки». Что дает читателям возможность быстро просмотреть, что случилось в стране. Обязательно указывается время выхода новости.

«Главное за сутки

15:31 На взлетевшем «Прогрессе» не раскрылась навигационная антенна

15:21 Профсоюзы потребовали от участников «Монстрации» понятных населению лозунгов

09:02 В Кирове началось рассмотрение дела Навального

17:38 Имам в Бостоне отказался хоронить Царнаева

13:15 Генералу дали условный срок за разбитый Су-27

13:22 Болельщики на ЧМ-2014 будут трясти каширолами»[22]

Подача информации в издании несколько отличается от предыдущего издания. Она ближе к печатным жанрам заметки. «Мэрия Москвы согласовала проведение митингов оппозиции на Болотной площади 5 и 6 мая. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на главу столичного департамента безопасности Алексея Майорова»[23]

Надо заметить, что очень мало ставится фамилии авторов статей под самими статьями. Прослеживается эдакая анонимность. Такого в печатных СМИ нет.

Гиперссылки обозначены следующим образом: «ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Оппозиционеры подали вторую заявку на марш в годовщину Болотной

lenta.ru, 23 апреля 2013»[24]

На этом информационном сайте расположены статьи, репортажи. Интервью, опросы не присутствуют. На экране монитора читатель видит заголовки новостей и фотографии, пример размещения указан на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Страничка портала лента.ру.

Слева расположен рубрикатор, основная часть занята под статьи.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий.

Обязательный элемент в статьях, это гиперссылки.

Создатели интернет-газеты «Лента.ру» выступили авторами нового жанра он-лайн публикаций: лентапедии. Лентапедия – это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире. Источником информации для статей «Лентапедии» служат материалы из нескольких сотен российских и зарубежных массовых изданий за последние несколько лет. «При работе над текстами «Лентапедии» мы старались по возможности полностью исключить субъективный подход к предмету описания при помощи использования как можно большего количества источников, обязательных ссылок на них, многократного перекрестного редактирования. «Вместе с тем, следует иметь в виду, что предметом описания «Лентапедии» являются не живые люди (настоящие организации, реальные события), а именно ньюсмейкеры, то есть медийные образы, формируемые в средствах массовой информации, - образы, которые на самом деле и являются настоящими персонажами новостного жанра». Одним главных ньюсмейкеров новостей, по мнению редакторов сайта, являются известные политики, бизнесмены, лидеры стран, люди культуры и искусств. В этом разделе дается краткая биографическая информация о человеке и его деятельности.

Материал на портале разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками, использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки), которые «оживляют» текст и могут усилить наиболее значимые моменты.

 

2.3. Универсальное информационное сообщение как жанр интернет-журналистики на примере сайтов Челябинской области dostup1.ru, 1obl.ru, 74.ru

 

Бурное развитие интернета и смена интересов читателя стали катализаторами рождения нового «универсального» жанра, включающего в себя огромный спектр возможностей интернет-журналиста. «Кликнув» лишь однажды на отдельную гиперссылку, человек может получить все необходимые подробности по интересующей теме. Новый заголовок же (зачастую) выступает для читателя индикатором – появления обновления, очередной порции информации.

По мере поступления информации текст увеличивается в объеме и обрастает все новыми фактами, превращаясь в «универсальное информационное сообщение».

Появление жанра «универсального информационного сообщения» в первую очередь обусловлено возможностью оперативно реагировать на события. «Универсальное информационное сообщение» – это текст (а также фото, аудио, видео материалы), создающийся по частям в он-лайн режиме, по мере поступления информации.

Зачастую материал облекается в форму информационного сообщения, если в нем есть «сенсационная составляющая», которую нужно срочно доставить читателю. К примеру, в рамках этого жанра могут быть опубликованы срочные сообщения о терактах, стихийных бедствиях, задержании высокопоставленных чиновников и т.д.

Однако в последнее время федеральные информационные агентства снижают требования к информационному поводу, и в он-лайн режиме размещаются на сайте куда менее значимые новости.

Еще более заметна эта тенденция в региональных интернет-изданиях. Но в данном случае выбор редакции обусловлен стремлением быть «на равных» с всероссийскими электронными СМИ. И иногда публикация новости в жанре «универсального информационного сообщения» выглядит искусственным ходом для привлечения большего количества читателей. Стоит отметить и тот факт, что «универсальные информационные сообщения» оставили свой след и на создании кратких информационных сообщений.

«Универсальное информационное сообщение» – это синтез нескольких журналистских жанров, как печати, так и радио, и телевидения. Однако первоочередным в данный момент остается печатный текст.

Рассмотрим черты «Универсального информационного сообщения» (далее УИС):

Размер от 300 до 2400 знаков (нередко само универсальное информационное сообщение может быть выложено на интернет-страницу в минимальном объеме, но по мере поступления информации текст увеличится в несколько раз по сравнению с первоначальным вариантом).

Простая и, как правило, «сухая» форма подачи информации.

Текст состоит из нескольких блоков, которые выстраиваются в форме «пирамиды». От факта – к подробностям.

Текст непременно включает в себя комментарий официального лица с упоминанием его имени, фамилии и должности (в последнее время электронные СМИ стараются подкрепить письменный комментарий аудиозаписью). В некоторых случаях ссылка дана на неофициальный источник.

Заимствование характерных черт нескольких жанров (чаще информационных, однако используются и аналитические).

По мере поступления информации текст дополняют аудио-видеоматериалами.

УИС – зачастую продукт работы целой группы сотрудников редакции, причем сюда входят не только журналисты, редакторы, фотографы, но и видео-операторы, монтажеры и даже сами читатели. УИС – располагается на лицевой странице сайта с пометой «Тема Дня» или в разделе «Главное».

«Ранее некоторые теоретики интернет-журналистики относили «обновление» (дополнительную информацию, полученную по той или иной теме) к самостоятельным жанрам. Однако факт остается фактом: читателю будет представлен единый текст, написанный и размещенный на сайте частями. Называть каждое обновление, имеющее разную форму и различный объем, отдельным жанром, вряд ли целесообразно. Единственная часть текста, существование которой в отдельной форме имеет право на самостоятельное существование – это заголовок, выступающий в роли «Молнии» или «Срочного сообщения», когда известен лишь сам сенсационный факт без каких-либо подробностей». [25]И зачастую он состоит всего лишь из одного заголовка: «Умер Петр Сумин». Назвать это текстом, а значит каким-либо другим жанром, в том числе «универсальным информационным сообщением», будет неправильно из-за отсутствия перечня характеристик. Однако «Молния», после появления дополнительных фактов, может быть превращена в «универсальное информационное сообщение».

Зачастую материал в этом жанре пишется следующими частями и выкладывается по мере поступления информации:

«Факт (Молния).

Официальное подтверждение.

Подробности с комментарием (чиновников, действующих лиц).

Остальные подробности (в том числе с комментариями экспертов, очевидцев и т.д.).

Бэкграунд.

Репортаж, биография, цитата, видеоролик и т.д.

Аналитическая часть (по мере необходимости).

При этом последние три «части» универсального информационного сообщения зачастую меняются местами». [26]

Разберем пример: Бывший муж министра сельского хозяйства РФ Сергей Скрынник задержан за взятку (публикация на сайте dostup1.ru.).

Факт (Молния): «В Челябинской области взят под стражу начальник отдела госзакупок Главного управления материальных ресурсов региона Сергей Скрынник. Как стало известно Агентству новостей «Доступ», чиновник задержан с поличным при получении крупной взятки» (В Челябинской области по подозрению в получении взятки задержан экс-супруг министра сельского хозяйства Сергей Скрынник (Электронный ресурс).

1. Обновление (Официальное подтверждение, подробности, бэкграунд, биография): «Как сообщили Агентству новостей «Доступ» в СКП РФ, в отношении начальника отдела государственных закупок главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сергея Скрынника и иных неустановленных должностных лиц, подозреваемых в получении взяток группой лиц в крупном размере (пункты «а», «г» части 4 статьи 290 УК РФ), возбуждено уголовное дело.

Следствием установлено, что в сентябре и декабре 2009 года Скрынник и иные неустановленные должностные лица получили незаконное вознаграждение в виде денег в сумме не менее 300 тыс. рублей и дорогостоящих спиртных напитков от представителей коммерческих организаций. Заместитель начальника ГУМРа Владимир Демин подтвердил факт изъятия документов, касающихся проведения ряда аукционов.

В настоящее время Скрынник задержан и находится в СИЗО. Проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления и лиц, причастных к его совершению.

2) Обновление (остальные подробности, цитата):

«Сегодня оперативники отдела по борьбе с коррупцией УБЭП ГУВД Челябинской области планируют произвести еще ряд задержаний в рамках уголовного дела по факту взяточничества, выявленного в Главном управлении материальных ресурсов региона.

Как стало известно Агентству новостей «Доступ», компанию начальнику отдела госзакупок Сергею Скрыннику в СИЗО составят несколько чиновников. Часть подозреваемых уже установлена. Кроме коммерсантов, предлагавших взятку, наказание понесет несколько должностных лиц».

Из интервью Сергея Скрынника: «Аукционист, как сапер, не имеет права на ошибку» (В Челябинской области по подозрению в получении взятки задержан экс-супруг министра сельского хозяйства Сергей Скрынник (Электронный ресурс).[27]

К примеру, некоторые информационные агентства позволяют себе разместить на сайте факт, лишь дождавшись официального подтверждения или проверив данные через собственные источники. Кроме того, тщательно проверяют поступающие подробности прежде, чем опубликовать их в интернете. В свою очередь, другие сайты рискуют и ради повышения рейтинга размещают на интернет-странице непроверенную информацию, и делятся с читателем слухами. Нередко таким изданиям приходится снимать новость, когда она не находит подтверждения. В таком случае сайт теряет доверие как читателей, так и рекламодателей. А значит, теряет и в финансовом плане. Совершенно логично предположить, что первый сценарий действий характерен для серьезных и уважаемых СМИ, а второй для желтой прессы и таблоидов. Но рынок отечественных интернет-изданий зачастую не так кристален, предсказуем и прост. И в первую очередь это относится к региональным электронным СМИ, где рынок узок, а конкуренты очень похожи. К примеру, 15 ноября 2010 года сайт dostup1.ru разместил новость о том, что начальника миграционной службы Челябинской области Александра Дамерта задержали за получение взятки. Стараясь не проиграть гонку конкуренту, 1obl.ru опубликовал неподтвержденные подробности обыска и задержания. В свою очередь сайт 74.ru, не получив официального подтверждения, отказался от публикации этого сообщения. Как оказалось позже, задержание Дамерта было всего лишь слухом.

Отметим, что некоторые издания пользуются иной тактикой подачи «срочных новостей». Сообщение может публиковаться «порционно» и состоять, к примеру, из целого ряда кратких информационных сообщений с постоянно дополняющимся бэкграундом, отдельного репортажа, а также видеоряда (это слово выбрано не случайно, ибо называть телесюжетом ролик, созданный для интернет-сайта, было бы неправильно). Этой тактикой зачастую продолжает пользоваться сайт 1obl.ru. Однако и этот сайт тенденциозно движется к использованию «УИС».

Говорить о том, что жанр «универсального информационного сообщения» – это самая эффективная и последняя модификации идеального жанра для подачи «срочной новости», не приходится в силу постоянного развития интернета. Однако, сделав «моментальный» срез контента современных электронных СМИ, нельзя не отметить, что именно «УИС» взяли на вооружение федеральные информационные агентства и передовые интернет-порталы. Тенденция к использованию удобного для прочтения, написания и обновления жанра развивается и в Челябинской области. По этому пути двигаются передовые информационные сайты региона: dostup1.ru, 1obl.ru, 74.ru.

Стоит отметить, что появление такого синтеза, как «универсальное информационного сообщение», не говорит о «повальной» тенденции обобщения всех жанров. Появление «УИС» обусловлено новыми технологическими возможностями электронных СМИ, стремлению к оперативности, простоте и всесторонности для освещения «срочной новости». Положительная реакция аудитории, посчитавшей такой вид подачи «горячих сообщений» комфортным и оптимальным, в свою очередь, обусловило спрос на этот жанр в интернет-пространстве.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интернет-журналистика трансформирует журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя методы работы с массовой информацией.

С развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет. Заметка является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка - главный носитель новостной информации.

Материал на порталах разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками, используются доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки), которые «оживляют» текст и могут усилить наиболее значимые моменты.

Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, т. е. возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией, через «обратную связь» интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики

Появление такого си



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: