Автономия университетов: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ




Автономия университетов

Введение

Автономия университетов является одной из старейших форм самоуправления, которая еще со времен средневековья способствовала превращению его в наиболее важные факторы общественного научного прогресса. От XII в. университеты имели четыре основания привилегии: исключительное право предоставлять научные степени, право обучать в целом христианском мире, автономию в юрисдикции, право на забастовку и сецессии (отделения) от города. Несмотря на значительные преобразования университетов течение около восьми веков, самоуправления и автономия остались их важнейшими атрибутами во всем мире.

Автономия университета исторически зарождалась в рамках муниципального самоуправления и предусматривала значительные права. Однако, по мере приобретения присваиваемых выпускникам и преподавателям званиями высокого общественного статуса, увеличивались и рычаги давления на университеты. Рост зависимости от власти усиливалось потребностью в финансовой поддержке, что, в конечном итоге, отразилось в регламентации прав на присвоение званий и степеней, для реализации которых, например, университетам в Западной Европе предоставлялся вердикт или католической церкви, или монархов (высших органов государственной власти).

 

 

Теоретическая часть

В целом существовали различные модели организации университетской жизни - от широкой автономии в прямого правления со стороны государственных или других опекающих органов. Классическая модель университета предусматривала широкую автономию и самоуправление. К основным принципам университетского самоуправления принадлежали:

- Выборность ректора, деканов, руководителей кафедр, профессоров, преподавателей;

- Коллегиальный характер высших органов управления и принятия важнейших решений;

- Представительство в органах управления всех категорий преподавателей, студентов, подразделений университета;

- Решение проблем связи университета с обществом, государством через попечительские и им подобные советы;

- Признание высшим нормативным документом организации университетской жизни его Устава [1].

В каждой стране автономия трактовалась и трактуется по-разному, поэтому о ней можно говорить как об определенном обобщенное понятие, предполагающее получение учебными заведениями тех или иных свобод. В самом общем трактовке под университетской автономией подразумеваем "самоуправления университета". В то же время понятным является тот факт, что в полной мере изолированного от влияния государства и общества университетского самоуправления не существует. Есть взаимное согласие университетов, государства и общества в том, что университеты в силу задач, которые они призваны решать в государстве и обществе, имеют определенную свободу действий для решения этих задач, то есть наделены автономией. Каждая из названных сторон имеет право накладывать ограничения на эту свободу действий - в зависимости от истории и традиций отдельной страны, от сущности власти и состояния общества, от состояния университетов. При этом уровень ограничений государства и общества зависят от того, насколько университеты отвечают требованиям науки, образования, культуры. При соответствии требованиям, университет может активно отстаивать и расширять автономию, освобождаясь от тех или иных ограничений. Только немногими университетами достигается равнозначно партнерство в отношениях с государством и обществом [1].

Указанное требует подтверждения на основе ретроспективного анализа и выявления специфики становления классического университетского образования в Украине, в частности трактовка принципа автономии в его развитии. В то же время, необходимость переосмысления университетского строительства, уточнения некоторых его явлений и процессов с учетом достижений источниковедения обусловленные заботой о сохранении и приумножении достижений отечественной высшей школы.

 

Автономия университетов: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Одним из наиболее значимых вопросов образовательной политики первой половины XIX в. стало принятие первого Общего Устава Российских императорских университетов (1804). Его проект был предложен секретарем Главного правления училищ Каразина и академиком М.И.Фуссом. Устав официально определял учебный и административный устройство университетов Российской империи. Важнейшим его достижением считается провозглашения университетской автономии. Сначала университетскую автономию трактовали как свободу от государственного руководства и контроля. Это предусматривало выборность ректора, проректоров, профессоров путем тайного голосования, самостоятельность в утверждении ученых степеней, открытии кафедр и тому подобное. Профессорам было предоставлено право читать авторские курсы, основываясь на заявленных собственных научных трудах (или трудах другого известного ученого). Они обязывались лишь доложить об этом ученом совете и учесть сделанные коллегами замечания. Никаких других форм контроля содержания и качества образования Устав не предусматривал. Отечественная университетская автономия качественно отличалась от западного варианта тем, что личный состав университета, начиная с ректора, находился на государственной службе и получал не только заработную плату, но и значительные привилегии, в частности, достаточно высокие пенсии и чины по существующей Табеллю о рангах [2].

Высшей инстанцией по учебным и дисциплинарно-судебных дел, по первым Уставом, считалась Совет университета, имела право выбирать ректора из ординарных профессоров сроком на один год. Его утверждал император, ректор был председателем совета, а следовательно, высоким представителем университета. Кроме того, совет выбирала профессоров, адъюнктов и преподавателей, организовывала учебные курсы, премировали научные труды. Другой орган, Правление университета, имел исполнительные функции. В его состав входили ректор, декан и особый заседатель, предназначавшийся попечителем из числа ординарных профессоров. Устав намечал четыре основных факультета университета: моральных и политических наук, физических и математических наук, медицинских, словесных наук. Кроме учебной работы, Устав акцентировал внимание на расширении научной деятельности университета. В частности вопросы организации научно-исследовательской работы планировалось обсуждать на ежемесячных заседаниях Совета [3].

Университет считался образовательно-научным центром учебного округа. (В соответствии с «Предварительных правил народного образования» вся империя была разделена на шесть учебных округов во главе с университетами). В структуре университета начинался училищный комитет, который принимал на себя функции руководства и попечительства общеобразовательными заведениями соответствующего округа. Состоял такой комитет по небольшого количества ординарных профессоров (от 3 до 6 человек), деятельность его была направлена на открытие новых школ округа, организацию и реорганизацию учебного процесса существующих учебных заведений, начала школьных библиотек, печать учебной литературы и обеспечения ею школ. Должностным лицом, ответственным за развитие образования округа, считался попечитель.[4]

В каком состоянии находились и находятся сейчас автономия и самоуправление университетов Украины? Следует отметить, что университеты, которые издавна действовали на украинских землях - Львовский, Черновицкий, Харьковский, Киевский, Одесский (в порядке учреждения), - долгое время пользовались университетской автономией. В соответствии с уставом царского правительства от 1804 (заключенного по системе автономии немецких университетов), Совет профессоров выбирала ректора, деканов, профессоров, приговаривала и выдавала докторские дипломы, решала практически все дела университетской жизни. При этом финансирование университетов на 77,1% осуществлялось из государственной казны. То есть, государство признавало авторитет ученых - профессоров в своей области науки и доверяла им государственные средства для наиболее эффективного использования в целях развития наук и подготовки специалистов.

Развитие украинского университетской системы началась после распада России и установление Украинской Народной Республики, когда 5 октября 1917 в Киеве был открыт первенца украинской национальной высшей школы - Украинский народный университет. В августе 1918 по представлению Совета Министров Гетман Павел Скоропадский принял закон об образовании на базе Народного университета Киевского Украинского государственного университета. Все вопросы его деятельности решались самоуправляющийся, а власть в это непростое организационный период занималась в основном материальным обеспечением университета.[5]

Хотя в 1933-1934 гг. Некоторые вузы начали снова переименовывать в университеты, а также возвращать ученые степени, не могло быть и речи о возвращении университетской автономии и самоуправления. Поскольку предназначены на научные должности бывшие политруки и комиссары обычно не были способны написать докторскую диссертацию, придумали выход - ввести степень кандидата наук. Поэтому было облегчено получение ученой степени малограмотным претендентам и дало им возможность занимать должности доцента и профессора. (За 70 лет ситуация существенно изменилась, вопрос двух научных степеней требует своего отдельного рассмотрения.) В решении вопроса о присуждении ученых степеней окончательное слово, как в институтах, так и в университетах, передано административным органам - квалификационная комиссия, позднее - Высшей Аттестационной Комиссии в Москве, которые в первую очередь интересовались «классовым происхождением» претендентов, их партийности. Таким образом, советские «квазиуниверситеты» лишились основных привилегий возрастной университетской системы и только поверхностно - по своей структуре (ректорат, факультеты, кафедры) - еще напоминали европейские университеты, хотя в противовес последним находились под пристальным опекой партийных и административных органов.[4]

Как видно, «автономия вуза» советского образца означает лишь право вносить изменения (до 15%) в учебные планы, присваивать почетные звания, иметь в своей собственности имущество. Понятно, что названные функции были также под контролем и руководящим влиянием партийных комитетов и органов. «Автономия вузов» одинаково касается как техникумов, так и институтов и университетов! О роли ученых советов, выборность руководителей, ограничение влияния министерств и ведомств, вывода из-под управления местными органами, самостоятельное присуждения ученых степеней и званий в тоталитарном понимании «автономии вуза» не было.

Таким образом, самоуправления университетов, по сегодняшним законам Украины, является сугубо декларативным, не имеет ничего общего с автономным самоуправлением университетов, напоминает демагогичную компартийную пропаганду о «народовластие».[6]

В документах об университетах преимущественно замалчивается факт подчинения их местным областным органам власти. Однако, как известно, в структуре областных госадминистраций сохранены Управление образования и науки, которые существовали в прежних обкомах партии, и чиновники, в функции которых входит «управлять» или «координировать» деятельность университетов. В «Положении об Управлении образования и науки областной администрации» для этого предусмотрено Отдел высших учебных заведений со специальным штатом. Это, в свою очередь, дает возможность отдельным руководителям администраций грубо вмешиваться в решение вопросов (прежде всего кадровых) жизнедеятельности университетов и других вузов. Ряд фактов свидетельствует о том, что в последние годы в Украине опека ведомств и управлений образования и науки областных администраций стала в целом еще более бюрократической и неэффективной, чем за функционирование соответствующих отделов в ЦК КПУ, ведомствах наркоматов (министерств) и обкомах партии.

К сожалению, еще не викоренилася практика, зародившаяся за тоталитарного коммунистического режима, когда партийные руководители любого уровня на любых конференциях, собраниях, совещаниях выступали с речами, где учили специалистов, как им выращивать хлеб, развивать продуктивное животноводство, добывать уголь, развивать торговлю, науку, улучшать здравоохранение, систему школьного образования и т. д. В этом также проявляется стремление воспитанников бывшего партийно-государственного аппарата сохранить методы диктата в системе управления, ставить приказы должностных лиц и чиновников выше мнения компетентных специалистов, педагогов, ученых.

Итак, как это ни парадоксально выглядит, но в Украине, что задекларировала намерение войти в круг европейских наций, вместо расширения самоуправления и восстановления университетской автономии происходит ощутимое ограничение прав университетских ученых, профессоров, руководителей кафедр и подразделений, а также ученых советов, которые могут лишь обсуждать вопрос, но все решает «единоначальник» - ректор. Следует заметить, что в первые годы становления государственности Украины университеты имели больше элементов самоуправления, а ученые советы и ученые - значительно больше прав.

Вывод

Таким образом, анализ современного состояния и сравнения с нормами европейских университетов позволяет сделать вывод, что в последние годы наблюдался отчетливый отход от тех элементов автономии и самоуправления, которые начали внедрять в высших школах с возрождением независимости Украины. Происходило возвращение к практике жесткого и даже более централизованного управления университетами со стороны центральных и местных органов власти. Мало повлияло на ситуацию предоставления многим университетам статуса национальных, практически почти все решения им приходится согласовывать с министерствами.

Украине нужно активнее двигаться по пути восстановления университетской автономии, и особенно теперь, после подписания Болонской декларации. Поэтому, казалось бы, можно только приветствовать проекты по оказанию автономии Украинской университетам, о неожиданно узнала украинская общественность со СМИ в апреле-мае с.г. Как свидетельствуют сообщения, «создан консорциум восьми украинских университетов, которые поставили себе цель предложить нашей академической общественности модель университетской автономии в рамках совместного пятилетнего эксперимента». В консорциум вошли: Харьковский национальный университет им.

 

 

Литература

1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М., 2003. - С.327., 1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М., 2003. - С.327.

2. Колесников В.И., Круглов Ю.Г., Олесеюк Е.В. Ука. произведение, с. 51.

3. Демьяненко Н.М., Важинский И.П. Ретроспектива педагогического образования в Украине. - М., 2002. - С. 23 - 24.

4. Хотеенков В. Последняя капля «оттепели» // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 131.

5. Галкин Ю., Григорьев Ф., Колесников В., Олесеюк Е. Третий университетский устав // Высшее образовании в России. - 2001. - № 6. - С. 134.

6. 6. Ганиткевич Я. К восстановлению в Украине самоуправления и автономии университетов // Гражданское общество и политика органов местного самоуправления (Проблемы теории и практики). Матер. научно-практической

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: