Рекомендации учителя-логопеда родителям




«Чтобы лето не прошло даром»

Уважаемые родители! Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.

В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За учебный год мы разучили большое количество стихотворений, скороговорок, чистоговорок, прочитали и пересказали множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. НО! Родителям детей, которые занимались с логопедом, и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра!

Если вашему ребёнку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето задание, чтобы восполнить какие то пробелы в усвоении материала, то это уже половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы в школу, тоже могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения, письма, счёта.

Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе, у вас образуется больше время для общения. Будьте внимательней к своему ребенку. Ему нужно удовлетворять не только физические потребности (есть, спать, гулять), но и давать пищу для ума. И тогда вы заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребёнка. Всё время подводите его к той цели, которую вы поставили.

Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала.

· Не спешите выбрасывать тетради с домашними заданиями — там есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом.

· Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

· Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет.

· Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

· Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

· Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

- Надувать воздушные шарики;

- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

- Дуть на детские флюгера.

· Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

- Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

- Собирать, перебирать ягоды;

- Помогать взрослому полоть грядки;

- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

- Играть с глиной, мокрым песком;

- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

· В дождливые дни можно:

- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

- Перебирать крупы;

- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

- Вышивать (крупным крестиком);

- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

- Плести из бисера;

-Лепить из пластилина, пластика, теста.

· Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического):

- Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

- Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

- Полоскать рот;

- Жевать боковыми зубами;

- Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

- Лизать эскимо.

· И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи:

- «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)

- «Скажи ласково» (птица – птичка, ковер – коврик)

- «Один – много» (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)

- Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)

- Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

- Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

- «Подбери словечко» Назвать слова с определённым слогом, звуком;

- «Придумай предложение» Составлять предложения с заданными словами;

- «А если бы» (помечтать на тему:«А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

· Играем, развивая фонематические процессы:

- Повтори за мной (слоговые дорожки па – ба – па, та-да-та и т.д);

- Назови первый (последний) звук в слове;

- Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

· Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

 

 

Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: