Основные категории и формулы:
Полезность какого либо блага - это способность удовлетворять какие- либо потребности человека или общества.
Совокупная полезность (TU) - совокупное удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления данного количества товаров или услуг за данное время.
Функция полезности показывает количественную зависимость между объёмом потребления каждого из n благ за данный промежуток времени и совокупной полезностью блага, отражающей индивидуальные предпочтения потребителя:
TU = U (q1,q2,…….qn),
где q - количество товаров, включённых в потребительский набор.
Предельная полезность (MU) - дополнительная полезность, получаемая человеком от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени:
MU = TU’(q) = d(TU) / dq,
где d(TU) - приращение совокупной полезности;
dq - приращение количества потребляемого блага.
Критерием правильности потребительского выбора является не совокупная полезность и даже не предельная полезность, а предельная полезность на 1 у.е. затрат (MU/Р).
Условие потребительского оптимума, или второй закон Госсена для двух и более товаров: для максимизации полезности потребитель должен таким образом распределить свой ограниченный бюджет, чтобы предельные полезности на 1 рубль, затраченный на последнюю единицу каждого товара, равнялись бы между собой:
MU1/P1 = MU2/P2 =…..= MUn/Рn, а сумма всех затрат потребителя на товары и услуги соответствовала его денежному доходу (I), т. е.
P1Q1 + P2Q2 +... + PnQn = I.
Кривая безразличия - геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия - это особая комбинация двух таких товаров.
Совокупность кривых безразличия, отражающих разный уровень полезности и помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия.
Норма, в которой человек готов заменить одно благо на другое так, чтобы общий уровень его удовлетворённости остался неизменным, называется предельной нормой замещения (MRS)
MRS = dq2/ dq1 = dq ’(q1).
Бюджетная линия показывает наборы товаров А и В, которые потребитель может купить при данном уровне дохода (I) и при постоянных ценах (Ра, Рв).
Примеры решения типовых задач:
Типовая задача 1. Пусть дана функция полезности TU = 130q - 2,5q2.
Определить точку насыщения, при которой совокупная полезность (TU) является максимальной.
Решение:
Функция совокупной полезности достигает своего максимума при условии MU = 0:
MU = d(TU)/dq = 130 - 5q.
130 - 5q = 0; следовательно q = 26 (искомая точка насыщения).
Типовая задача 2. Пусть функция полезности задана уравнением
TU=18q+7q2 - (1/3) q3.
Найти объём потребления (q), при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, т. е. предельная полезность (MU) начинает уменьшаться.
Решение:
MU начнёт уменьшаться в точке, в которой функция предельной полезности имеет максимальное значение:
MU = d(TU) / dq = 18 + 14q - q2.
Приравняв dMU/ dq к нулю и решая это уравнение относительно q, получим q = 7 - степень насыщения, при которой начинается уменьшение MU.
Типовая задача 3. Проанализируйте поведение отдельного потребителя, выбирающего комбинацию из двух товаров (q1, q2) и располагающего доходом (R), равным 43 у.е.
Эксперимент позволил выявить следующие потребительские предпочтения для двух товаров (q1, q2) (в баллах). Рыночные цены товаров соответственно р1 = 3 у.е., р2 = 5 у.е.
Таблица 2
Потребительские предпочтения индивидуума
q1 | TU1 | MU1 (заполнить самим) | MU1/P1 (заполнить самим) | q2 | TU2 | MU2 (заполнить самим) | MU2/P2 (заполнить самим) |
- | - | - | - | ||||
-3 | -1 |
Решение:
Как видно из таблицы, наибольшее удовольствие потребителю принесло бы потребление 5 ед. товара q1, 6 ед. товара q2. Однако на эти покупки пришлось бы потратить 45 у.е (5 * 3 + 5 * 6), которых у человека нет.
В данном случае потребитель получит наибольшее удовлетворение, распределяя свой доход (43 у.е.) следующим образом: 4 ед. товара q1(4*3 у.е. = 12у.е.), 5 ед. товара q2 (5 * 6у.е. = 30 у.е.). 1 у.е. (43 у.е. - (12 + 30 у.е.) = 1 у.е.) останется на сбережениях. Любая другая комбинация (возможные варианты можете рассмотреть сами) сократит его совокупную полезность.
Типовая задача 4. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоторого потребителя и его бюджетная линия:
а) Если цена товара Y 500 рублей за штуку, то каков доход потребителя?
б) Какова цена товара X?
в) Каков наклон бюджетной линии?
Решение:
а) При решении задачи исходим из формулы бюджетного ограничения: I = Px * X + PY * Y.
Если весь доход потребитель расходует на приобретение товара Y, то при цене Р = 500 руб. и потреблении товара Y в количестве 20 единиц (согласно графику) его доход определяется как I = Рх * 0 + 500 * 20 = 10 000 руб.). При расходовании всей суммы на приобретение товара X в количестве 25 единиц.
б) Рх = I / Xmax = 10000 / 25 = 400 руб.
в) Уравнение бюджетной линии определяется в этом случае:
Y = 10 000 / 500 - (400 /500)Х, или Y = 20 - 0,8Х.
Наклон бюджетной линии равен отношению цен товаров, взятому с отрицательным знаком, то есть -0,8.
Задачи для самостоятельного решения:
Задача 1. Полезность от просмотра кинофильма меняется в соответствии с функцией вида TU = 50q - 10q, где q - время просмотра (в часах). Через сколько часов зритель достигнет точки насыщения?
Задача 2. Полезность дополнительных занятий по экономике в зависимости от времени задана уравнением TU = 95q +18q - 0,2 q, где q - время занятий (в минутах). Через сколько минут с начала занятия начинает действовать убывание предельной полезности?
Задача 3. Студент еженедельно получает от родителей 20 у.е. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию В для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания F на вертикальной оси, а развлечения Н - на горизонтальной; цены единицы продуктов питания PF и единицы развлечений PH, у.е.:
а) PF = 0,5; PH = 0,5;
б) Pf = 0,5; Ph = 1;
в) PF = 1; PH = 0,5;
г) PF = 0,4; PH = 0,4;
д) PF = 0,5; PH = 0,5, но доходы студента увеличиваются до 25 у.е. в неделю;
е) прокомментируйте бюджетные линии г и д и сравните их с бюджетной линией а.
6. Библиографический список рекомендуемой литературы
Учебная литература (основная)
1. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учеб. для бакалавров: допущено УМО высш. образования в качестве учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / Моск. гос. ун-т экономики, статистики, информатики; под общ. ред. В. Ф. Максимовой. - Москва: Юрайт, 2016. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска
2. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 527 с.
3. Салихов, Б. В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / Б.В. Салихов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательско-торговая корпорация [Дашков и К`k], 2016. - 723 с.
4. Экономическая теория [Электронный ресурс]: макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций / Г.П. Журавлева. - 3-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация [Дашков и К`k], 2016. - 919 с.
Учебная литература (для углубленного изучения)
5. Заушицына, Лилия Леонидовна. Экономическая теория [Текст]: учеб. для студентов направлений 38.03.06, 38.03.01, 43.03.03, 43.03.02, 43.03.01, 38.03.07, 38.03.06, 27.03.05, 38.03.04, 38.03.02, 38.03.03, 38.03.04, 38.03.05, 38.04.08, 38.04.09, 27.03.02, 40.03.01; специальности 38.05.02 / Л. Л. Заушицына; ВятГУ, ФЭМ, каф. ЭК. - Киров: [б. и.], 2014. - 252 с.. - Библиогр.: с. 249-251. - 500 экз. Имеется электронная версия.
6. Маховикова, Г. А. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. - Москва: Юрайт, 2016
7. Прокопенко, Людмила Кирилловна. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. К. Прокопенко; ВятГУ, ФЭМ, каф. ЭК. - Киров: [б. и.], 2016. - 211 с.