Вторая выставка «Общества выставок художественных произведений»




 

Впервые — в газ. «Новости», 1877, № 68.

Создание Общества выставок было мерой борьбы с быстро растущим влиянием Товарищества передвижников. Общество числилось самостоятельным, но обеспечивалось всяческой поддержкой со стороны императорской Академии художеств и властей. Обществу, в частности, были переданы выставочные залы Академии, где прежде устраивались и выставки Товарищества. Однако попытки противопоставить новое объединение Товариществу передвижников оказались безуспешными: Общество сумело организовать лишь несколько выставок, в которых крупные художественные силы почти не участвовали.

Гаршин вспоминает в статье Пятую Передвижную выставку, на которой были показаны: «Семейный раздел» Максимова, «Получение пенсии» В. Маковского, «С квартиры на квартиру» В. Васнецова, «Чернолесье» Шишкина, «Украинская ночь» Куинджи, портреты кисти Крамского, Гё и т. д.

 

Новая картина Семирадского «Светочи христианства»

 

Впервые — в газ. «Новости», 1877, № 72.

Картина Г. И. Семирадского была выставлена в Академии художеств. Работы живописца, часто очень большие, привлекали зрителей сложностью композиции, яркостью красок, эффектами освещения. Крамской писал о Семирадском: «Талант этот не из тех, которые незаметно входят в интимную жизнь человека, сопровождают ее всегда, и чем дальше, тем делаются все необходимее; нет, этот налетит, схватит, заставит рассудок молчать, и потом вы только удивляетесь, как это все могло случиться» (Крамской И. Н. Письма. Статьи. В 2-х т., т. 1. М., 1965, с. 175).

Картина появилась в период массовых правительственных репрессий против деятелей революционного движения; первые зрители восприняла ее как отклик на современные события. Это обеспечило картине недолгий и шумный успех.

Гаршин замечает в картине («яркой, пестрой путанице мраморов и человеческих фигур») немало недостатков, но прежде всего занят пересказом ее содержания. Он противопоставляет жестокого цезаря и его окружение тем, кого казнят как преступников и «подрывателей государственного строя».

 

Заметки о художественных выставках

 

Впервые — в журн. «Северный вестник». 1887, № 3.

Как видно из текста статьи, писатель намеревался продолжить ее.

Среди работ, представленных на Пятнадцатой Передвижной выставке, был и портрет Гаршина кисти И. Б. Репина.

 

Письма

 

1. Гаршина Екатерина Степановна — мать писателя.

2. П. А. Валуев — в то время министр государственных имуществ, председатель комиссии, расследовавшей причины студенческих беспорядков. Н. И. Кокшаров — минералог, директор Горного института.

3. Ф. Ф. Трепов — петербургский градоначальник.

4. Неточная цитата из стихотворения Пушкина «Клеветникам России».

5. С. Г. Нечаев — русский революционер; недопустимые («цель оправдывает средства») методы его действий («нечаевщины») были осуждены К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также русскими революционерами.

6. Герд Александр Яковлевич — педагог, натуралист, общественный деятель. Друг писателя. Письма Гаршина к нему известны в отрывках.

7. Персонаж древней легенды, осужденный на вечные странствия по свету.

8. Александрова Раиса Всеволодовна — невеста Гаршина, пианистка (их брак не состоялся). Письма к ней проверены и исправлены по новому их изданию («Литературное наследство», т. 87. М., 1977).

9. О. П. Пузиво — контр-адмирал. Среди рукописей Гаршина сохранился неоконченный рассказ о бедном студенте-репетиторе.

10. Латкин Владимир Михайлович — горный инженер, друг писателя. «Исторические письма» — книга П. Л. Лаврова (псевдоним Миртов), философа, социолога, публициста, идеолога революционного народничества.

11. Женя (Евгений Михайлович Гаршин) — младший брат писателя.

12. А. С. Суворин — журналист, издатель; с 1876 г. — владелец «Нового времени», ставшего одной из реакционнейших газет. До той поры имел репутацию деятеля, близкого и демократическим кругам.

13. «Жизнь за царя» — принятое тогда название оперы «Иван Сусанин».

14. Служанка.

15. Первое печатное произведение Гаршин подписал инициалами невесты, Р. Александровой.

16. «Анджело» — опера Ц. Кюа; «Рогнеда» — опера А. Н. Серова; М. Д. Каменская — певица.

17. И. А. Мельников — певец.

18. Дрентелья Николай Сергеевич — педагог, переводчик книг по физике и химии. Друг писателя. Письма Гаршина к нему известны в отрывках.

19. Письмо известно в отрывке. Вася — Василий Назарович Афанасьев, товарищ Гаршина по гимназии и Горному институту.

20. Афанасьев Иван Назарович — брат В. Н. Афанасьева, командир роты 138-го Волховского пехотного полка.

21. Малышев Иван Егорович — брат Михаила Егоровича Малышева, друга Гаршина, художника, участника войны 1877–1878 гг. Письмо известно в отрывке.

22. Рядовой Василий Арсеньев вскоре умер.

23. Письма Гаршина к В. Н. Афанасьеву известны в отрывках.

24. Впервые опубликовано Г. А. Бялым («Звезда», 1945, № 2). Письмо, как видно из содержания, является обращением к властям.

25. Крамской ответил Г аршину подробным письмом, в котором рассказал об истории создания картины, о том, что побудило его взяться за этот сюжет, об особенностях своего творчества. Гаршин не подписал письмо (о причинах он сообщает матери 19 февраля того же года), поэтому Крамской закончил ответ словами: «Очень будет жаль, если все это было вызвано шуткой». Чтобы разуверить художника, Гаршин 18 февраля послал ему новое письмо, тоже безымянное.

26. Речь, как и в письме от 19 февраля, о рассказе «Происшествие».

27. В связи с успехами русской армии в войне 1877–1878 гг. западные державы подняли против России шумную кампанию.

28. Речь идет, видимо, о рассказе «Трус».

29. Гаршин, по предложению А. Я. Герда, переводил с немецкого «Определитель птиц Европейской России».

30. Ф. К. Долинин, знакомый Гаршина по Горному институту, выслан как политически неблагонадежный, сперва в Вологодскую губернию, потом в Восточную Сибирь. И. Я. Павловский, знакомый Гаршина, сослан за участие в демонстрации; из ссылки бежал.

31. Гаршин проходил медицинское освидетельствование в связи с производством в офицеры.

32. Познакомившись с первой редакцией рассказа «Трус», Салтыков-Щедрин 26 ноября 1878 г. писал Гаршину: «Я прочитал вашу вещь, уважаемый Всеволод Михайлович, и она мне понравилась. Но печатать ее в этом виде, при нынешних условиях, решительно нельзя. Поэтому не будете ли вы так любезны зайти ко мне переговорить об этом предмете…» (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20-ти т., т. 19, кн. 1. М., 1976, с. 89 — далее: Салтыков-Щедрин М. Е.).

33. Рассказ «Трус» был напечатан в журнале с подзаголовком «Из записной книжки».

34. Газета «Русская правда» была вскоре приостановлена «в виду вредного направления». Гаршин в ней не сотрудничал.

35. Сказка — «Attalea princeps».

36. «История» — «Надежда Николаевна». «Русское богатство» — научный, литературный и политический журнал народнического направления.

37. И.Е. Крачковский — художник-пейзажист. Его работы Гаршин высоко оценил в статьях «Конкурс на постоянной выставке художественных произведений» в «Императорская Академия художеств за 1876–1877 учебный год».

38. «Маленький рассказ» — «Ночь»; сказка для «Русского богатства» — «То, чего не было» (окончена в 1882 году).

39. Получив рассказ «Ночь», Салтыков-Щедрин 10 февраля 1880 г. писал Гаршину: «Многоуважаемый Всеволод Михайлович. Прочитав Ваш рассказ, я нашел его весьма хорошим, и думаю в мартовской книжке его поместить…» (Салтыков-Щедрин М. Е., т. 19, кн. 1, с. 131).

40. В результате сильного взрыва, произведенного 5 февраля Степаном Халтуриным в Зимнем дворце, Александр II остался невредим, но пострадали солдаты дворцовой охраны.

41. Речь о неосуществленном замысле, названном писателем «Люди и война» (завершен рассказ «Денщик и офицер»).

42. Личное знакомство Гаршина с Тургеневым не состоялось.

43. Впервые опубликовано в кн. «Вопросы истории, сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России» (М., 1961, с. 274–275). Четверо упоминаемых в письме ближайших друзей: М. Е. Малышев, В. М. Латкии, С. Н. Кривенко, народнический публицист, Н. М. Золотилова, невеста писателя.

44. После визита к Лорис-Меликову и казни Млодецкого писатель отправился странствовать и, по свидетельству близких, совершал «ряд странных и нелепых поступков». «Большая, большая вещь» — «Люди и война».

45. Золотилова Надежда Михайловна — врач, с февраля 1883 г. жена Гаршина.

46. А. И. Кирпичников — профессор Харьковского университета. Младший брат писателя (Женя) приискивал для Гаршина переводческую работу.

47. Таня — двоюродная сестра писателя, дочь его дяди В. С. Акимова, владельца Ефимовки.

48. Фаусек Виктор Андреевич — ученый-зоолог, друг писателя. Письма Гаршина к нему известны в отрывках.

49. Письмо Гаршина к И. С. Тургеневу не сохранилось. Но ответ Тургенева от 12/24 февраля 1882 г. известен. В ней, в частности, говорится: «…Недалеко то время, когда вы опять будете в состоянии вернуться к русской литературе, на страницах которой вы, я в этом уверен, оставите заметный след: (Тургенев И. С. Письма, т. XIII, кн. 1, с. 199). Тургенев также пригласил Гаршина погостить в Спасском-Лутовинове.

50. Речь о неудачной покушении на жизнь генерал-адъютанта Черевина.

51. Строки из стихотворения Некрасова («В столицах шум…»).

52. Гаршинский перевод «Коломбы» напечатан в жури. «Изящная литература» (1883, № 10). Этот перевод доныне включается в собрания сочинений Мериме, издаваемые на русском языке.

53. Стихотворение «Джины» из поэтического сборника В. Гюго «Восточные мотивы».

54. И. Т. Поляков — крестьянин-самоучка, служил писарем; собиратель автографов.

55. В 1882 г. издана первая книга рассказов Гаршина.

56. В харьковской газете «Южный край» печатались фельетоны Гаршина «Петербургские письма».

57. В Спасском-Лутовинове Гаршин писал «Из воспоминаний рядового Иванова».

58. Среди неосуществленных замыслов Гаршина — повесть о сельской учительнице Р. Радонежской.

59. Одновременно с Гаршипым в Спасском-Лутовинове жил поэт Я. П. Полонский, его жена, Шозефина Антоновна, скульптор, их дети и домашняя учительница детей («Анюта»).

60. Гаршин по памяти цитирует письмо Тургенева к Ж. А. Полонской от 13 августа 1882 г.

61. Гаршин неточно цитирует слова Тургенева из письма от 3/15 сентября 1882 г. В том же письме Тургенев замечательно высоко отозвался о творчестве Гаршина: «…Изо всех наших молодых писателей вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта: художнический темперамент, тонкое и верное понимание характерных черт жизни — человеческой и общей, чувство правды и меры, простота и красивость формы — и, как результат всего, оригинальность…» (Тургенев И. С. Письма, т. XIII, кн. 2, с. 27).

62. Цитата (не вполне точная) из «Ревизора».

63. «Длинная вещь» — «Медведи».

64. Рассказ из времен «сиденья на Сабуровой даче» — «Красный цветок».

65. «Сказка о жабе и розе».

66. Среди неосуществленных замыслов Гаршина — большой роман о Петре I и его эпохе.

67. Я. В. Абрамов — публицист, сотрудник «Отечественных записок», первый биограф Гаршина (составленные им «Материалы для биографии» писателя напечатаны в сб. «Памяти Гаршина». Спб., 1889).

68. В «Правительственном вестнике» говорилось об аресте двух сотрудников журнала «за доказанное пособничество с их стороны деятельности злоумышленников». А. И. Эртель — писатель-прозаик, М. А. Протопопов — критик и публицист. Поэт А. Н. Плещеев и критик А. М. Скабичевский — сотрудники «Отечественных записок».

69. К. М. Станюкович — писатель, известный морскими рассказами. Был арестован за содействие революционно-освободительному движению.

70. Вскоре после закрытия «Отечественных записок» Салтыков-Щедрин писал: «Что касается до меня, то я покуда чувствую только повсеместную боль. Чувствую также, что я лишен возможности периодически беседовать с читателем, и эта боль всего сильнее…» (Салтыков-Щедрин М. Е., т. 20, с. 24). В письме к Н. К. Михайловскому от 23 июля 1884 г. Салтыков-Щедрин сообщал о приезде Гаршина: «Сегодня был у меня Гаршип. Он несколько уныл и говорит, что ему не пишется» (там же, с. 59).

71. Кроме большого портрета, Репин написал с Гаршина портретный этюд, работая над образом царевича Ивана для картины «Иван Грозный и сын его Иван».

72. Н. А. Демчинский, инженер и литератор, пересказал содержание незавершенной драмы, над которой они работали вместе с Гаршиным: «…Мы остановились на одной теме, которую давала нам сама жизнь. Один молодой техник в погоне за деньгами продал свою жену; все действующие лица были тогда еще живы» (см. «Современники», с. 135). Фамилия главного героя драмы почти такая же, как и героя рассказа «Встреча», — Кудрешов.

73. «Последняя вещь» Толстого — видимо, «В чем моя вера?», где, в частности, идет речь о «непротивлении»: «Я понял в первый раз, что центр тяжести всей мысли в словах: «не противься злому»…» (Сочинения Л. Н. Толстого, ч. 13. М., 1911, с. 528).

74. Цитата из стихотворения Пушкина «Поэту».

75. Ф. Е. Фельдман — начальник Гаршина по службе, управляющий делами Общего съезда представителей железных дорог.

76. Впервые опубликовано в «Литературном наследстве», т. 87 (М., 1977, с. 237). Н. Н. Бахметьев — секретарь редакции журнала «Русская мысль».

77. «Большая-пребольшая работа» — роман о Петре I. «Маленький рассказик» — «Сигнал».

78. Пьеса Л. Н. Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» стала одним из любимейших произведений Гаршина.

79. Г. Г. Данилович — военный педагог, генерал.

80. В 16-м томе «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева повествуется о деятельности Петра I.

81. В. Г. Чертков, рассказывая о своей дружбе с Гаршиным, нигде не подчеркивает его «толстовства». Он пишет об отклике Гаршина на призыв Л. Н. Толстого к писателям и художникам принять участив в общедоступных изданиях для народа, вспоминает беседы «о преимуществах жизни в упрощенной обстановке физического труда» и т. п.

82. В. Г. Чертков вспоминает, что письмо было откликом на доставленные им Гаршину труды Толстого, не разрешенные «для всеобщего распространения». Но упоминания о «книгах», о «последнем томе» позволяют думать, что речь идет и об издававшихся «Сочинениях Л. Н. Толстого». В увидевшем свет в 1886 г. двенадцатом томе «Сочинений» были напечатаны «Народные рассказы и легенды», «Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы», а также публицистические статьи Толстого «О переписи в Москве» и «Так что же нам делать?», которые произвели огромное впечатление на современников.

83. Чертков вспоминает: «Стихотворение было написано на пишущей машинке, бывшей у меня на столе — во время одного посещения Всеволода Михайловича, не заставшего меня дома».

84. А. Н. Пыпин — историк литературы и общественного движения, фольклорист.

85. «Бирюлевские барышни», которым «все известно», упоминаются в повести Тургенева «Затишье».

86. Л. Ф. Пантелеев — общественный деятель, издатель.

 

https://royallib.ru/author/garshin_vsevolod.html


[1] «Наш общий друг» (англ.)

 

[2] Ура! (нем.)

 

[3] Русский герой (нем.)

 

[4] Калипсо не могла утешиться после отъезда Улисса (фр.).

 

[5] Ужас (фр.)

 

[6] Но теперь, моя милая, ты мне всех милых милей (нем.)

 

[7] Кто зовет меня? (нем.)

 

[8] Ах, как он уродлив, этот глухарь (фр.)

 

[9] Позвольте (фр.)

 

[10] Венгерской помады (фр.)

 

[11] Две монеты

 

[12] Господин

 

[13] Где почта?

 

[14] Я сказал (лат.)

 

[15] Вся неделя (нем.)

 

[16] В прежнем положении (лат.)

 

[17] Один из корреспондентов «Голоса» ставит в особую заслугу солдатам генерала Циммермана то, что они перешли через Дунай и разбили турок «даже без ранцев». Вероятно, корреспондент воображает, что ранец есть нечто вроде воздушного шара, поддерживающего солдата в воздухе. — Примеч. В. М. Гаршина.

 

[18] «Домашний быт русских цариц» Забелина, с. 105–148. — Примеч. В. М. Гаршина

 

[19] «Житие Аввакума». Изд. Тихонравова, с. 81, 82. — Примеч. В. М. Г аршина.

 

[20] озлобиться (фр.)

 

[21] Страшно сказать (лат.)

 

[22] Деловой человек (англ.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: