Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоуспенская школа
Совместно с муниципальным казенным учреждением культуры
Новоуспенский дом культуры
Материал
Для проведения мероприятия
По истории советского плаката.
Составитель:
Учитель ИЗО Смирнова Наталия Виссарионовна
«Советские агитационные и
Политические плакаты 1941-1945гг.»
Из истории советского плаката.
Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Плакаты были самые разные, в зависимости от целей которые они преследовали: рекламные, агитационные, учебные, информационные и политические. В ХХ веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала сложившаяся в стране ситуация: революция, гражданская война, строительство нового общества. Власть ставила перед народом большие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти, был предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст, характерное изображение и призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Он представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, иногда, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить. В СССР первыми создателями плакатов считаются Д.Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Многие плакаты тех лет брались за основу современных, а самый популярный оригинальный плакат Д.Моора с красноармейцем на фоне фабрик и заводов и лозунгом «А ты записался добровольцем?» знают и в наши дни. Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Конечно, не все советские плакаты объективно описывали существующую реальность, так как в основном они несли в себе политический смысл и убеждали советский народ в правильности избранного пути. Но, тем не менее, изучая плакатную живопись советского периода истории можно понять, чем жили люди, во что верили, о чём мечтали. Поэтому сегодня, просматривая старые плакатные страницы, складывается ощущение, будто читаешь неподдельную историю страны.
Таким образом, история советского плаката начинается с 1920 – х годов. Их широкое распространение было обусловлено сложившейся в СССР ситуацией: революцией, гражданской войной и строительством нового государства. Плакаты явились дешевым, доходчивым, ярким и выразительным способом призыва людей к действиям и убеждали людей в их правильности.
Советские плакаты Великой Отечественной войны.
Советские политические и агитационные плакаты в годы Великой Отечественной войны приобрели особую значимость и актуальность: было создано сотни плакатов и многие из них стали классикой советского искусства. События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданном миллионными тиражами на всех языках народов СССР.
В это же время группа художников, известных под псевдонимом Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».
Плакат В. Корецкого «Будь героем!» (Июнь 1941 г.), увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.
Эти плакаты, выпущенные в начале войны, внушали советскому народу веру в неизбежность победы и разгром фашистской Германии.
Печальные события первых месяцев войны и отступление советских войск в июле-августе 1941 года нашли своё
отражение в плакате А.Кокоши «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».
Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, художниками Н.Жуковым и
В.Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!».
Защита Ленинграда отражена в плакате В.Серова
«Наше дело правое — победа будет за нами».
Очень много плакатов выпускалось про тыл Родины.
«Больше хлеба для фронта и тыла.
Убрать урожай полностью!»,
«Не болтай!»Нины Ватолиной
В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», – и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.
«Чем крепче тыл, тем крепче фронт!»
Плакат «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим для всего советского тыла. Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.
Все плакаты были направлены
на укрепление духа населения страны.
В этот же период создаются плакаты, направленные на жителей, оставшихся на оккупированной врагом территории, которые призывали к участию в партизанском сопротивлении для уничтожения врага в его тылу. Это плакаты В. Корецкого и В. Гицевича «Партизаны, бейте врага без пощады!» и«Партизаны, мстите без пощады!» художницы Т.А.Ереминой.
В 1941 году художник Пахомов создаёт плакат
«Ребята, защищайте Родину!», который призывает пионеров помогать взрослым в борьбе с врагом.
Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчеркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.
События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей.
Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, взывал к помощи и защите.
Д.Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, во всю длину плакатного листа, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери.
Ф.Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою...» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню и просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. В это же время художник
В.А. Серов создаёт плакат «Отстоим Волгу – матушку!» призывающий биться с врагом за своих детей, матерей, жён.
Таким образом, плакаты 1942 года показывали страдания, бедствия советского народа и в то же время призывали к отмщению и беспощадной борьбе против оккупантов.
После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. В 1943 году художник И.Тоидзе создаёт плакат
«За Родину-мать!» для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом.
На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках.
В этот же период выходит плакат Н.Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт».
Победе под Сталинградом посвящен плакат Дени и Долгорукова «Сталинград».
В этом же году всё увереннее в плакатах зазвучала тема скорой победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм - главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны. Ярко проявилось творчество В.Иванова в плакате 1943 года
«Пьем воду родного Днепра...» в котором сочетается героизм и лиричность при создании образа советского воина.
В этот же период частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями:
В.Иванов «Ты вернул нам жизнь »,
Д.Шмаринов «Слава освободителям Украины!»
«Я ждал тебя воин-освободитель»
работы В.И. Ладягина.
Счастье женщин и мальчика на этих плакатах, явились выражением народной любви и гордости за своих героев, благодарности за спасение.
Не смотря на то, что победа уже была близка, художники – плакатисты продолжали вдохновлять бойцов. Плакаты 1943-1944 годов призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли.
Это хорошо видно на плакатах
Л. Голованова «Дойдем до Берлина!»,
«Так оно и будет!» художника
В.Иванова, которым удалось создать запоминающийся образ воина, уверенного в скорой победе.
В 1944 году СССР полностью восстановил довоенные границы, изгнав захватчиков с территории Белоруссии и Украины. Об этих событиях рассказывает плакат работы А.Кокорекина «Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков».
После долгой, жесткой, испепеляющей войны наступил триумф победы. Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года.
И на нас с плакатов В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы»,
В. Иванова «Героической Армии-победительнице - слава!»,
В. Климашина «Слава воину-победителю!»,
Л. Голованова «Красной Армии - Слава!» смотрят молодые воины-победители. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.
Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.
В плакатах времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.
После завершения войны советский плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов, но, тем не менее, плакат Великой Отечественной войны — одно из самых ярких художественных событий культуры ХХ века.
Использованная литература
Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988.