Скрипалев В. С.
С45 Наш семейный стадион. — 2-е изд., доп., пере-раб. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 96 с., ил.
Книга В. С. Скрипалева посвящена очень актуальной теме — укреплению здоровья детей. Автор подчеркивает важность физического воспитания ребенка с самого раннего возраста — буквально с пеленок, делится многолетним опытом использования домашнего спорткомплекса, знакомит с устройством снарядов, дает рекомендации по их изготовлению. Во второй части книги В. С. Скрипалев рассказывает о своей системе оздоровительных занятий физической культурой всей семьей.
Для массового читателя.
ББК 75.19 7А.08 |
4201000000—026
С —————————— 53—86
009(01)—86
Издательство «Физкультура и спорт», 1986 г.
Скрипалев Владимир Степанович домашний тел. 470-89-91,
Занятия групп пн., ср. 11.30-14.30 по 1 часу по адресу
ул. Вешних вод вл.2, стр.1, 1 этаж (Ярославское ш.) тел. 183-59-76
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Какое событие личной жизни волнует нас больше всего? Успешная сдача экзаменов? Окончание школы? Призовое место на соревнованиях? Поступление на любимую работу или в учебное заведение?
Любовь? Пожалуй... Забываешь про все: и экзамены, и школу, и работу, и институт. На вопросы отвечаешь рассеянно, мысли постоянно возвращаются к предмету переживания. Хочется совершить что-то необыкновенное...
Но вот вы — муж и жена, и в вашей жизни появляется новое существо. В этот период вы не просто «немного сумасшедший», от счастья в вас рождается ответственность за новую жизнь, жизнь вашего ребенка. Вы видите его самым красивым, вам хочется вырастить его здоровым и умным...
Заботы захлестнули всех членов семьи. Времени — в обрез, недосыпание — привычное явление. И все же... Вы успеваете строить планы на ближайшее будущее, мечтать о судьбе вашего малыша. Поскольку здоровье ребенка вас волнует прежде всего, то вам полезно поприсут-ствовать на заседании Ученого Совета, обсуждающего проблему физического развития дошкольников. Пусть вас не смущает то, что заседание — вымышленное. Зато факты, изложенные в протоколе, и специалисты, обсуждающие проблему, реальны. На заседании присутствуют Педиатр, Физиолог, Педагог-отец, Педагог-мать, Представитель олимпийского центра. Изобретатель, Родители. В порядке исключения на заседание допущен маленький Ребенок.
|
Стенограмма
Председатель. По первому вопросу повестки дня — «Роль движения в укреплении здоровья дошкольника» — слово предоставляется Физиологу. Пожалуйста.
Физиолог. Тема моего сообщения — «Движение — здоровью».
Докладчик с вопросом к Педиатру: «Какие показатели существуют в родильных домах для оценки здоровья ребенка?»
Педиатр. Рост и вес.
Физиолог. Не маловато ли этого?
Педиатр. В этих показателях отражаются норма и различные отклонения от нее. Проводя оздоровительные мероприятия для будущих матерей, мы предупреждаем эти отклонения, приводим рост и вес ребенка в норму, увеличиваем процент рождения здоровых детей.
Физиолог. В результате исследований мы пришли к выводу, что необходимо расширить систему показателей здоровья. Есть дети с нормальным весом и ростом, но обладающие замедленной реакцией либо малой подвижностью. Исследования дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мочи и крови, рефлексов определенно указывают на «физиологическую незрелость» (термин введен нами). Наша лаборатория
|
I*
создала доступные практикам методы, с помощью которых можно учесть частоту и периодичность дыхания, частоту сердечных сокращений, мышечный тонус и двигательные рефлексы. Например, рефлекс Робинзона. Если вложить в ладони младенца по пальцу, он с такой силой их сожмет, что можно поднять его. У «незрелого» этот рефлекс может отсутствовать. В дальнейшем физиологические характеристики такого ребенка не соответствуют его календарному возрасту.
Если 25 лет назад рождалось 20—25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось: мамы будущих детей едят «за двоих» и мало двигаются. Гипокинезия и избыточное питание стали основными причинами увеличения количества «физиологически незрелых» новорожденных. А в результате, подрастая, такие дети уже в школьном возрасте страдают плоскостопием, искривлением позвоночника, близорукостью, ожирением, гипертонией. По данным объединенной сессии АМН и АПН СССР, одно лишь последнее заболевание поражает 14—18% школьников, а 20—25% детей из числа отстающих становятся второгодниками... из-за состояния здоровья.
Вот чем приходится расплачиваться за пренебрежительное отношение к движению. В будущем этим школьникам предстоит продолжить дело отцов, взять в свои руки развитое народное хозяйство страны. Поэтому надо принять все меры к созданию здорового, гармонично развитого общества. Система оздоровительных мер должна базироваться на устранении причины, вызвавшей эти заболевания, т. е. на увеличении роли движения в нашей жизни. От робких занятий небольшого процента шестилетних детей взрослыми видами спорта (плаванием, фигурным катанием), общей физической подготовкой и лечебной физкультурой необходимо шагнуть к созданию массовой дошкольной физкультуры. Форма этих занятий должна быть такой, чтобы ими увлекался каждый, без исключения, ребенок, сделавший первые самостоятельные шаги в жизни.
|
Подобные призывы — не новость. «Первые 10 лет жизненного воспитания должны быть преимущественно физическими. Каждая школа должна иметь гимнастический зал и игровую площадку. Игры и занятия спортом могут заполнить все расписание, с тем чтобы в эти 10 лет развить такое здоровье, которое сделает всю медицину ненужной». Слова эти написаны автором первой книги по государственному обучению в 364 году до н. э., т. е. около 2350 лет назад, древнегреческим мыслителем Платоном. Богатейшая интуиция подсказала философу то, что сейчас объясняет точная наука физиология. Учитывая присутствие на заседании Родителей, изложу в популярной форме суть нашей теории. Мышечная система организма обслуживается внутренними органами. Сильнее мышцы — больше работы внутренним органам, т. е. подвижный образ жизни укрепляет мышцы и через них — внутренние органы.
Более 100 лет в физиологии действует энергетическое правило поверхности известного немецкого физиолога Макса Рубнера. Согласно Рубнеру, природой отпущено всем млекопитающим одинаковое количество энергии на единицу массы. У животных малых размеров на единицу массы приходится гораздо больше поверхности, т. е. больше теп-
лоотдача. Они исчерпывают свой энергетический фонд быстрее. Действительно, слон живет дольше мыши. Но в ряде случаев этот принцип нарушается. Кролик и заяц, например, одинаковы по величине и весу. Значит, энергетические затраты и продолжительность жизни также должны совпасть. Но нет! Заяц гораздо активнее и тратит энергии больше. Еще бы, ведь он мчится со скоростью поезда, спасаясь от хищника! Получается, что заяц быстрее должен «истратить» свой жизненный лимит. Однако живет он в два-три раза дольше своего «расчетливого» собрата! Решили проверить наши предположения.
Группу крольчат разделили на две партии. Одна из них вела обычный образ жизни. Другая — занималась «плаванием». Кроликов этой партии опускали в ванну с водой. Боясь утонуть, животные молотили по воде лапками, пока не выбивались из сил. В этот момент их «спасали». Так продолжалось до «совершеннолетия» животных. Результат:
«пловцы» прожили в полтора раза дольше. Мы вывели энергетическое правило скелетных мышц: «Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, позволяющей реализовать наследственную программу». Прямо противоположно тому, что утверждал Рубнер! Ведь из его правила вытекает, что всякое движение — неизбежное зло, так как истощает «жизненную копилку». Но именно благодаря движению организм не только восполняет потраченное, но и создает запас для дальнейшего развития. Зародившийся организм получает от матери питательные вещества и кислород строго в обрез, поэтому рефлекторно активизируются скелетные мышцы, кровь бежит быстрее. За счет своего труда он быстро растет. А если питательные вещества поступают от матери в избытке? Тогда развитие задерживается, что приводит к физиологической незрелости.
Председатель. Для выступления в прениях записался Представитель олимпийского центра. Он сделает обзор зарубежной и отечественной литературы по выявлению роли движения в развитии умственных способностей детей. Пожалуйста... Мальчик, прекрати ходить между рядами! Тебе позволят резвиться в спортивном комплексе во время следующего выступления.
Представитель. Тема моего выступления — «Движение — уму».
Я тоже хочу задать вопрос Педиатру: «Существуют ли показатели, дающие возможность определить умственное развитие дошкольника ^возможно раньше?»
Педиатр.???
Представитель. Понимаю. В учебники вузов эта тема еще не вошла. А загруженность на работе не оставляет времени для ознакомления с текущей информацией. Вы, вероятно, обратили внимание на возрастающий поток сообщений об исследованиях интеллекта у грудных младенцев. Выявляются любимые детьми цвета, роль музыки в развитии их слуха, влияние стука сердца спокойной или взволнованной матери на поведение грудного и многое другое. Результаты исследований опровергают некоторые устоявшиеся представления. Если, например, к плачущему ребенку мать подходит каждый раз, то к концу первого года своей жизни он отвечает не избалованностью, а, наоборот, большим послушанием, точнее — взаимопониманием. Больше других в этих интересных исследованиях повезло, пожалуй, Д. Брунеру и Б. Уайту из Гарвард-
| |
ского университета (США). Они поставили задачу: определить возраст, с которого один ребенок начинает отличаться в интеллекте от другого. Оказалось: между 10 месяцами и полутора годами жизни ребенка происходит нечто важное, определяющее его интеллектуальное развитие.
Что же это за возраст? Какие уроки можно в нем преподать? Ведь с момента рождения младенец день за днем почти неподвижно лежит в колыбели, хаотично машет ручками и ножками. Лишь в два месяца ему удается поднять головку, позже — сесть, встать, ползать и ходить. Движение в этот период — основное «занятие» ума. Ученые в Гарварде попробовали обучать трехмесячных детей хождению по столу, поддерживая их подмышки. И что же? Через несколько лет 98% этих детей стали в начальной школе отличниками!
В Мюнхене в институте детского плавания занялись с детьми другим видом движения: 669 грудных стали обучать плавать раньше, чем ходить. Профессору У. Бётге, специалисту подводного плавания X. Бауэрмайстеру и их коллегам (педиатрам, спортсменам, спортивным врачам, преподавателям плавания) довелось наблюдать следующую картину. Годовалые пловцы не только были крепче, закаленнее сверстников, но и... значительно опережали их в умственном развитии.
Интересный опыт удалось провести и присутствующему на заседании Педагогу-отцу. Вместе со своей женой он раньше зарубежных коллег решил отступить от некоторых вековых традиций. Наряду с обычными игрушками и куклами детям были предоставлены классная доска, магнитная азбука, таблицы чисел, развивающие игры собственного изобретения и... целая спортивная комната с перекладинами, кольцами, канатом, шведской стенкой, мячами, эспандерами... Воспитывающиеся таким образом семеро детей начали «перепрыгивать» классы школы, с легкостью осваивать виды спорта, которыми они раньше не занимались.
Поэтому я поддерживаю основную мысль докладчика: дошкольную массовую физкультуру действительно надо создавать — как для укрепления здоровья ребенка, так и для развития его умственных способностей.
Председатель. Вот теперь, мальчик, пожалуйста, — на сцену. Следующим выступающим записан Изобретатель. Он представит на рассмотрение спорткомплекс, который можно установить в квартире. Как известно, на XXVI съезде КПСС прозвучали такие слова: «Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения, и особенно детей». Предлагаемый опытный образец — одна из попыток решения этой проблемы. Пожалуйста!
Изобретатель. Работая над конструкцией спортивного комплекса, я прежде всего исходил из того, что ребенку полезно выполнять самые разнообразные движения (рис. 1).
Как этого достичь? Самое простое — повторить то, что нам подсказала природа: вернуть ребенку дерево, некогда развившее его прародителей. Спросите на выбор у нескольких ребятишек, что им больше нравится: бегать или лазать? В настоящее время досуг во дворе, да и физкультурные занятия в школе, в основном состоят из подвижных игр. «Пойди побегай во дворе», — ежедневно произносят миллионы родителей. Тем не менее большинство детей ответит: «Хочу лазать!» Обра-
Рис. 1
щаю ваше внимание на то, что уже большую часть времени моего выступления мальчик перелезает с одного снаряда на другой. Ребенку нравится, что в спортуголке снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перемахнуть по меньшей мере на два соседних. Всего снарядов — 11 на трех квадратных метрах. Вот и. сосчитайте число упражнений-перелазов — более 5000! Сколько бы мы с вами ни заседали, малыш не успеет выполнить все комбинации хотя бы по разу.
Все снаряды в спорткомплексе подобраны «по вкусу» детей, на основе семи групп любимых ими движений (рис. 2).
1. Вис. Вы заметили, что мальчик вначале повис на перекладине. Детям действительно нравится висеть. Даже 3-месячный малыш жадно тянется к перекладинке, установленной в кроватке, хватается за нее и пытается подниматься. Дети постарше не упустят случая повиснуть на чем попало: двери, заборе, конструкции подъезда, ветках деревьев и т. д. В нашем спорткомплексе они могут это сделать на перекладине, кольцах и трапеции.
2. Прыжок. А сейчас мальчик ухватился за прыжковую лиану и начал прыгать. Это — вторая группа любимых движений детей. Что нам бросается в глаза весной? Бесчисленное множество девчонок во дворах, прыгающих со скакалками. Они могут так играть часами. Выйдите на речку летом: сколько-нибудь отвесные места берегов усыпаны прыгающими в воду мальчишками. Зимой та горка хороша, с которой можно не только съехать, но и спрыгнуть. Под всеми снарядами натянут батут — он и подбрасывает, и страхует, и заглушает соскоки. Висы и прыжки развивают самые разнообразные группы мышц.
Следующие четыре группы любимых движений детей, помимо прочего, развивают вестибулярный аппарат.
Рис. 2 |
3. Вращения. Попробуйте даже грудного ребенка взять на руки и начать быстро вальсировать. Он сначала зажмурит глаза, а затем начнет закатываться от смеха. В парках вы без очереди не попадете с ребенком на карусели, большинство детей хочет покружиться несколько заездов.
В комплекс введен новый снаряд для вращения, головой вперед и назад, — поясной лопинг. Подобно большому лопингу, он позволяет выполнять одно за другим сальто без опоры ногами о пол. Более того, вращение на поясном допинге не требует больших усилий, как на лопин-ге со стойками, и позволяет вращаться быстро. Начав поворот, достаточно сгруппироваться, и начинается вращение вперед или назад.
4. Качание. Вспомните, как ребятишки наперебой лезут на качели. Не хотят сходить с них в течение всей прогулки. В комплексе для качания существует 3 снаряда. Для самых маленьких детей на одно из колец можно подвесить съемную грушу-качалку (из боксерского комплекта). Подросший малыш по наклонной лесенке может взобраться на обычные качели. Но особой популярностью пользуются вертикальные лианы-качели. Вот как раз сейчас мальчик перелезает с лесенки на качели и начинает раскачиваться... Вот вам и отдых после очередного перелезания!
5. Катание. Любят дети кататься на санках и коньках, на лыжах и велосипедах, на ногах по замерзшей луже и с ледяной горки. Группа движений «катание» похожа на качание. Но катаясь, надо сохранять еще равновесие, а не держаться, как на качелях. Во-вторых, оно имеет только одну фазу — вниз (вперед), а качание несколько: вверх — оста
новка — вниз. Комнатная горка для катания вполне удовлетворит потребность ребенка в этом виде движений. Достоинство горки — в двойном ее назначении: как снаряда и как шкафчика для детских игрушек.
6. Равновесие. Детей не оставляют равнодушными ни рельсы, ни дощечки через канаву, ни труба. Им хочется пройти именно по ним. А бум на школьном дворе? Он всегда переполнен. Разворачиваются целые сражения между желающими удержаться на нем. Для того чтобы ребенок имел возможность балансировать, придумана наклонная треугольная лесенка. Вы, вероятно, обратили внимание, как мальчик ее долго обхаживал, а при первой попытке влезть даже свалился на пол. Но это не было опасно: высота от пола до первой ступеньки — полметра. Падение, которому, кстати, его тоже надо учить. Выше на лесенке безопасно: более длинные ступеньки едва накреняются. Натягивая боковины лесенки, ребенок сохраняет равновесие.
7. Лазание. Для того чтобы малыши могли выполнять эти движения, спорткомплекс имеет перекладину, кольца, трапецию, качели, лиану-качели, горку для катания, наклонную треугольную лесенку и канат. Вот эти снаряды и выполняют функцию дерева.
Обращаю ваше внимание на то, что все предыдущие б групп движений входят в главную — лазание. Вы заметили, что, влезая на лесенку, мальчик повис на канате, покачался и побалансировал на самой лесенке, перелезая с нее на качели, проделал вращение вокруг верхней ступеньки, а скатившись с горки, схватился за лиану и спрыгнул. В лазании присутствуют и элементы упора.
Родитель. Как современная педиатрия относится к дошкольной физкультуре?
Педиатр. Положительно. Мы показываем родителям комплексы упражнений, которые они должны выполнять с детьми уже в первые месяцы их жизни. Ни одно новое здание поликлиники не строится без бассейна для малышей. Расширяется сеть групп общей физической подготовки.
Изобретатель. В заключение подчеркну, что «стадион в квартире» в сочетании с подвижными играми во дворе может стать одной из форм дошкольной физкультуры. Учитывая, что дети могут часами заниматься в спорткомплексе, надо обязательно проветривать комнату и включать гидроионизатор. Не мешает подумать и об «озеленении» квартиры. Уже сейчас можно увидеть квартиры, украшенные «уголком природы». Для обрамления спортуголка подошло бы комнатное растение типа филодендрон, с крупными листьями.
Родитель. Почему вы допускаете, чтобы ребенок занимался так долго и без страховки?
Председатель. Действительно, мальчик занимается без страховки. Такая методика заимствована Изобретателем у Педагогов, которым я и предоставляю слово. Пожалуйста.
Педагог-отец. Коли уж Изобретатель положился на психологию ребенка и природу, конструируя устройство, то и мы в своем семейном опыте давно учитываем эти два важнейших фактора. К тому же конструкция комплекса такова, что, осваивая снаряды без страховки, малыш разовьет в себе чувство осторожности. Если же ребенок слаб физически
и неуверен, пусть родители вначале подстрахуют. Нельзя забывать, что развитие ребенка — в самостоятельном творчестве.
Педагог-мать. Вот именно. Некоторые родители, оборудовав спорткомплекс, могут начать силком затаскивать сына или дочь на снаряды. Как раз это и может вызвать отвращение к занятиям. Пусть дети сами оценят снаряды, втянутся в занятия, полюбят их.
Вместе с тем я не стала бы торопить ребенка и с окончанием занятий. Видите: самый молодой участник заседания все лазает и лазает. Я не припомню случая, чтобы какой-либо дошкольник переутомился.
Физиолог. Чем раньше позаботиться о физическом развитии ребенка, тем лучше. Это даст возможность в значительной мере компенсировать различные факторы физиологической незрелости ребенка. Двигательная нагрузка разовьет скелетные мышцы. Более того, помимо укрепления здоровья и развития умственных способностей активное движение помогает ребенку стать уверенным в себе, свободно владеть своим телом.
Председатель. Все выступившие высказались за создание дошкольной физкультуры. Теперь слово за родителями. Их соображения нам очень помогут в практическом решении этой важной задачи. Свои вопросы, размышления, советы направляйте в Ученый Совет. Заседание объявляю закрытым.
ПУСТЬ НАШИ ДЕТИ РАСТУТ ЗДОРОВЫМИ
«Здравствуйте!» — приветствуем мы друг друга при встрече. За праздничным столом поднимаем заздравные чаши, произносим здравицы. «Желаем крепкого здоровья!» — пишем в поздравительных телеграммах... Мы много говорим о здоровье, а много ли делаем для того, чтобы быть здоровыми? И много ли можем сделать для себя и наших детей?
Человек XX века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией («спешкой сидя»). Многие ученые утверждают, что два последних обстоятельства приводят к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь — увеличению роста и веса тела. Ряд исследователей бьет тревогу по поводу того, что внутренние органы в своем развитии отстают от роста, возникают различного рода заболевания и отклонения от нормального развития. Ожирение, близорукость, искривление позвоночника, плоскостопие и другие беды могут обрушиться на ребенка.
Но стоит детям начать побольше бегать, кататься на велосипеде, заняться гимнастическими упражнениями, плаванием, катанием на коньках, как отрицательные последствия акселерации нивелируются. Это явление объяснили работы профессора И. А. Аршавского.
Как же и когда нужно заняться физическим развитием ребенка? Известно, что природа награждает новорожденного многими рефлексами: сосания, хватания, плавания и другими, которые без соответствующей стимулирующей деятельности исчезают к 3—4 месяцам. Детишек начинают обучать двигательным навыкам гораздо позже, и
ю
обучение это идет с большим трудом. «Если ребенок с первых дней жизни изнежен, воспитывался как тепличное растение, если его чрезмерно кутали, едва становилось прохладно, ограждали от малейших физических нагрузок, то и став взрослым, он будет опасаться сквозняка, с трудом осилит даже невысокую гору, ему невмоготу и быстрая ходьба и ноша чуть потяжелей» — так говорил известный летчик Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов.
...Подрастает малыш. Родители, давно уже привыкшие «поддерживать» здоровье одними пожеланиями, начинают беспокоиться, что ребенок хворает слишком часто. Ведь скоро — в школу. А любимое дитя болеет в среднем в 5 раз чаще взрослого.
Взор мам и пап обращается к спорту. Дворец пионеров начинает набор в секцию плавания, ЖЭК приглашает в секцию маленьких фигуристов. Все складывается хорошо. «Наконец-то мой Павлик улучшит аппетит, научится плавать, избавится от насморка, разовьет легкие, укрепит мышцы», — думает одна мама. «Как Оксане пригодятся упражнения, элементы хореографии, закалка, да, наконец, и само катание на коньках!» —думает другая. Кстати, о папах. Их очень мало среди родителей, приводящих своих детей на спортивные занятия, даже в воскресенье...
Идет запись желающих плавать. Цепочка родителей. В их глазах надежда, предвкушение вступления в секцию их ребенка. А пока скоротаем время в очереди — почитаем объявления на стенах. Одно из них прямо адресовано нам. В нем перечислены критерии отбора в секцию. Оказывается, детям надо не только уметь выполнять различные движения руками и телом, но также иметь большие кисти и ступни...
А что поделаешь! Тренеру прежде всего нужно вырастить чемпиона. Жаль только, что такой подход применяется ко всем поступающим. И не только в секции плавания. Многочисленные спортсмены в повседневной специализированной тренировке развивают в основном определенные группы мышц, в зависимости от вида спорта, которым занимаются. Ведь впереди — покорение вершин. Не каждый до них доберется. Дойдут единицы. Но в любом случае, повстречавшись на улице со спортсменом, без труда удастся отличить (даже не по кистям) пловца от штангиста и гребца от велосипедиста.
Один мой знакомый (он окончил институт физкультуры) считает, что идеальным видом спорта будущего может быть балет. Трудно спорить с его аргументами. В балете действительно сочетается колоссальная физическая нагрузка с эмоциональной выразительностью хореографии и интеллектуальной глубиной музыки.
А что же малыши? Их организм развивается, растет. Как проявится здесь спортивная специализация? Не будет ли диспропорция между нагружаемыми и «спокойными» мышцами растущего организма угрожающей? К счастью, видимо, поэтому в упомянутых секциях плавания и фигурного катания львиную долю тренировки занимает общая физическая подготовка. Она укрепляет весь организм перед будущим штурмом спортивных высот.
Но так дело обстоит с малышами, попавшими в секции. Присмотритесь к ребятам своего дома или подъезда. Многие ли из них в секциях
с 6 лет? Нет, единицы. А как укреплять здоровье тем, кто не в секции? И тем, кому еще нет шести? Пусть так и болеют в 5 раз чаще взрослых?
Вот и приходим к мысли о необходимости физического развития «с пеленок». Много интересного в этом отношении дает двадцатилетний опыт известной семьи Никитиных. Самых маленьких в этой семье не поднимают за ручки, а дают им ухватиться за пальцы взрослого. Вроде бы просто: ребенок, которого обычно держат, держится сам. Просто, да не очень. Чем занимаются обычно родители? Оберегают ребенка: встал с постели—помогают одеться; за ручку — к умывальнику (стой как манекен — тебя умоют); сел за стол — все нарезано, подготовлено; на улице — ведут, а чаще — везут; споткнулся — поддерживают; упал — поднимут; захотел влезть — помогают; спрыгнуть — запрещают.
Ну а если наоборот — позволить малышу самому преодолеть трудности, справиться со всеми физическими нагрузками. Маленький человек с первых месяцев при этом учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя к успешному овладению сложными двигательными навыками (допустим, езды на велосипеде, фигурного катания).
Крепнут мышцы пальцев, кистей, рук, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым — вот вам и профилактика травматизма! А какие возможности для самой разнообразной деятельности откроются перед этими сильными, умелыми и ловкими руками: от игры на музыкальных инструментах до тонких конструкторских работ!
Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. У него выше тонус жизни, легче протекают или вообще предотвращаются заболевания, легче идут занятия в школе. Малыш, наконец, имеет возможность разрядиться после сидячих игр или школьных занятий и не слоняется от безделья из угла в угол. Важно еще и то, что физически развитому ребенку хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать, предоставляя ему возможность для выполнения все более сложных упражнений.
Вот почему в доме Никитиных есть шест, кольца, перекладина, лесенка и другие спортивные снаряды. Даже в детской коляске 5—6-месячного малыша укрепляют «турничок». Когда дошколятам дали в игрушки спортивные снаряды, разрешили облегчить одежду и даже выбегать иногда босиком на снег, то это оказалось чудодейственным средством для приобретения легкой, стройной фигуры, развития силы, тренировки сердца, закалки.
Разве мы не хотим своим детям здоровья? Давайте начистоту! Не каждый решится отодвинуть полированную мебель и поставить турник. Да еще для детей. В современной квартире не много наберется детских вещей. «Это не для тебя! Не тронь! Посиди! Не лезь!» — слышится то и дело от взрослых. Несчастные дети счастливых семей! Не ведают родители, что они шаг за шагом гасят возможности эффективного развития способностей и укрепления здоровья. Не догадываются, насколько бы ребенок легче учился в школе, если ему с младенчества хотя бы не мешали развиваться. Не представляют себе взлета способностей
их детей, будь им предоставлена возможность заниматься побольше тем, что интересно.
Обратимся к психологии ребенка. Ведь даже грудной младенец разглядывает присутствующих с любопытством. Если среди них встретится знакомое лицо, — улыбнется. Любит свои «умения» показать «публике», иногда лукавит и т. п. Вместе с тем у ребенка нет развитого, как у взрослого, чувства долга, понятия необходимости, выражаемого словом «надо». Взрослый гимнаст может подойти, если «надо», к перекладине и в двадцатый раз повторить надоевший элемент. Дошкольник этого не сделает. Но позвольте, как же тогда развивается ребенок, если ему «ничего не нужно»? Более того, попробуйте его заставить хотя бы смотреть интересную для вас и безразличную ему кинокартину. Его взгляд будет скользить мимо! Это матушка-природа страхует ребенка от перегрузки. Так что же толкает его постигать, как гениального лингвиста (выражение К. И. Чуковского), родной язык за 1,5—2 года? Или другие премудрости, — скажем, езду на велосипеде?.
Интерес! Игра! Вот мотивы ребенка! Природа и здесь побеспокоилась: раз ребенок не может понять обязанность, пусть его искушают любопытство и игра. Вот какие соображения руководили мною, когда я попытался сделать вслед за первым, никитинским, шагом — устройством множества известных спортивных приспособлений в доме — второй: введение игровых снарядов, интересных для детей. Именно поразительные результаты использования в этой семье детского спортивного зала натолкнули меня на мысль разработать спортивный комплекс с учетом потребностей детей в разнообразных движениях и малых размеров городских квартир. Хотелось, чтобы комплекс стал настоящим уголком здоровья и для взрослых и для детей, чтобы дома можно было не только отдыхать, есть и спать, но и укреплять себя движением:
подтянуться, сделать подъем переворотом и оборот на перекладине, угол в упоре на кольцах, покачаться на качелях и т. п. Но для этого надо было, чтобы комплекс позволял выполнять много разнообразных движений, развивать все группы мышц; был универсальным — годился и годовалому малышу, и его папе; умещался в квартире — как изолированной, так и коммунальной, где потеснее. Комплекс должен быть конструктивно удобным — просто и надежно крепиться. Наконец, эстетически приятным — иметь уютный вид, вписываться в квартиру.
Учет психологии ребенка и выделение главного движения — лазания — решили исход дела. Обращаю на это особое внимание. У нас много маститых изобретателей, они способны создать устройства и посложнее: с переменной геометрией, сложной кинематикой, автоматическим взаимодействием снаряда с занимающимся и т. п. Но их может постичь разочарование. Ребенок не захочет заниматься на сложных снарядах, если они не позволяют выполнять его любимые движения. Ведь цель дошкольной физкультуры — создать фундамент здоровья взрослых. Естественные движения оказывают благоприятное воздействие и на самих взрослых.
В висе крепнут мышцы кистей, рук, плеч, груди, спины и брюшного пресса. Для взрослых висы на перекладине, укрепленной, например, в дверном проеме кухни, могут оказаться лечебными. Таким образом, один май товарищ избавился от болей в позвоночнике...
Вторая группа движений — прыжки — укрепляет мышцы нижней половины тела. Но даже обычный бег, оказывается, тоже относится к группе прыжковых движений. Действительно, если в замедленном темпе прокрутить кинограмму бега, то видно, что каждый шаг состоит из толчка, полета и приземления. Полезность прыжковой группы движений объясняется, видимо, и тем, что с помощью прыжков происходит своеобразный массаж внутренних органов, активизируется кровообращение.
Продолжительные прыжки со скакалкой и бег укрепляют легкие, сосуды и сердце. В связи с этим нельзя не упомянуть полезную своей количественной оценкой систему оздоровительных упражнений К. Купера — аэробику.
Следующие 4 группы движений (вращение, качание, катание, равновесие) положительно воздействуют на вестибулярный аппарат. Обилие движений такого типа однозначно определяет суть физических потребностей детей — это динамика. А взрослые, которых укачивает в транспорте? Может, им тоже стоит регулярно качаться на домашних качелях?..
Трудно отдать предпочтение каким-либо движениям. Все они нужны для развития ребенка и укрепления здоровья взрослого. Но есть седьмая, комплексная, группа движений. Это — лазание, которое требует сложных координированных движений, развивающих организм в целом. Причем движений, как правило, в трехмерном пространстве.
Приведенная классификация любимых детьми движений позволяет не только ориентироваться в них, но и определять, какие виды спорта наиболее подходят для развития детей, укрепления здоровья взрослых. Например, лыжный спорт. «Работают» и руки и ноги. В первой фазе, опираясь на вынесенную вперед палку, лыжник как бы виснет на ней. Основная работа совершается ногами. Хватает «работы» и вестибулярному аппарату: лыжник и покачивается, и катится по инерции, и выдерживает равновесие. В плавании также участвуют и руки и ноги. При плавании дельфином пловец совершает самые настоящие прыжки. Достаточна нагрузка и на вестибулярный аппарат. Пловец вращает головой, его тело покачивается, сохраняя горизонтальное положение (равновесие).
Подобная классификация позволила учесть основные потребности растущего организма в движении, легла в основу проектирования домашнего спортивного комплекса. При проектировании каркаса спорткомплекса (авторское свидетельство СССР № 587949) мне оказали помощь Ю. В. Голубев, А. А. Привалов и Б. П. Никитин. Последняя составляющая, без которой спорткомплекс не может быть использован, — методика. За ее основу была взята методика Б. П. и Л. А. Никитиных, применяющаяся в их семье уже 20 лет. Ю. В. Голубев изготовил в 1971 году опытный образец устройства и помог соорудить его у меня дома. Так появился «стадион в квартире».
Создать спортивный уголок в любой квартире не составит особого труда. В полном варианте он занимает 4 квадратных метра (11 снарядов). С учетом того, что в него «вписывается» подростковая кровать, площадь пола можно считать занятой лишь на трех квадратных метрах. Для тех, у кого жилье поменьше, предлагаются два сокращенных
варианта — на 3 и 1 квадратный метр. Большинство снарядов малогабаритны, хотя подойдут и взрослым. Спорткомплекс вписывается в современную квартиру без крепления к потолку и полу и может быть установлен за 20—30 минут. Мною разработаны его варианты для лечебных заведений, детских учреждений и открытых площадок. Они охраняются авторским свидетельством СССР № 716558 «Комбинированный гимнастический аппарат».