1. Установить подвески снарядов на подпотолочных балках в соответствии со схемой (рис. 13).
2. Соединить подпотолочную балку 2000 мм с концами стоек перекладины с помощью мягкой проволоки.
3. Поднять П-образную конструкцию в верхнее положение по схеме, вывинтить винт-домкрат под центральной стойкой, снять проволоку.
4. Отметить на стенках место отверстий балок 1500 и 2500.
5. Снять стойку у стены, просверлить отверстия, вставить дюбели.
6. Завинтить шуруп через пластину балки 1500.
7. Смонтировать балку 2500.
8. Завинтить шуруп через пластину балки 2500.
9. Поднять вторую стойку перекладины в положение по схеме, вывинтить винт М20.
10. Установить на необходимой высоте перекладину.
11. Подвесить кольца (трапецию), качели.
12. Закрепить верх лесенки по схеме.
13. Отметить место крепежной ручки (кронштейна).
14. Просверлить отверстия, вставить дюбели.
15. Закрепить лесенку.
Перед тем как разрешить ребенку заниматься, необходимо произвести проверку крепления каркаса и снарядов. Каждое из устройств, за исключением прыжковой лианы, должно выдерживать занимающегося
взрослого и даже его рывки. Начните с перекладины: подтянитесь, сделайте подъем переворотом, оборот вперед. Пусть малыш, сгорая от нетерпения, постоит в стороне. На кольцах можете исполнить «угол». Покачайтесь на качелях и скатитесь с горки. Повисите снизу, держась за боковины, на лесенке. Можете объяснить ребенку, что, «не удержавшись», он может свалиться на пол. Попрыгайте, наконец, на лианах-качелях из толстой (диаметром более 20 мм) резины. Прыжковую лиану проверяют осмотром узлов крепления и растягиванием за середину в полтора-два раза.
Только теперь, вначале под вашим наблюдением, ребенок может приобщаться к семейному празднику, приступить к эксплуатации комплекса. «На каких снарядах ты еще не был? Правильно, на прыжковой лиане. Проверь ее, а я пострахую... А теперь я подставлю тебе стул, давай покрутимся на лопинге...»
|
Убедившись, что ребенок все увереннее и увереннее осваивает снаряды, предоставьте ему возможность заниматься самому. Время перехода к самостоятельным занятиям в спортуголке индивидуально. Оно зависит от возраста ребенка, его склонностей, от родителей. Чем больше малышу удастся сделать упражнений без страховки, самостоятельно, тем лучше.
Самостоятельная эксплуатация стадиона в квартире должна сочетаться с несложной профилактикой — периодическим осмотром узлов крепления. Во время опытной эксплуатации нужно ежедневно убеждаться в том, что гайки и домкраты затянуты, трещины на крепеже и балках не появились, веревки и резинки не перетираются. В ходе самостоятельной эксплуатации постепенно переходят к осмотру раз в неделю, затем — ив месяц. Я осматриваю свой комплекс еще реже.
Раз в неделю необходимо производить смену снарядов (перекладину — на лопинг, кольца — на трапецию) и осмотр подвесок.
Наблюдая многочасовые занятия сына в спорткомплексе, я представил, насколько ему было бы интереснее играть на природе. А если вдоль стен и потолка, в которые вписан каркас, вырастить сплошные заросли, например, дикого винограда, то это может стать чащей леса, в которую ребенок «неожиданно забрел». Для озеленения подошло бы комнатное растение, прибавляющее за год метра три в длину. Его корень с землей можно спрятать в горку.
|
Можно подумать и о введении спорткомплекса в проекты жилых помещений. Тегда отпадет необходимость в продольной и поперечной балках у потолка, вместо них — несколько замаскированных гнезд креплений, заложенных в перекрытие. В этом случае родители получат большое облегчение: монтаж за 15—20 минут, стоимость минимальная.
Заглядывая в недалекое будущее, надеюсь, -что, как только первые пятьсот тысяч родителей (1%) лично убедятся в огромной пользе физического воспитания дошкольников, спорткомплекс станет в семье таким же привычным, как и телевизор. Причем за дошкольниками к занятиям потянутся и взрослые.
Занятия в спорткомплексе приведут к улучшению здоровья, в первую очередь дошкольников и школьников. Это уменьшит количество второгодников, 20—25% которых отстают по состоянию здоровья.
Во-вторых, позднее приведет к уменьшению числа необходимых коек в больницах и бюллетеней по болезни.
Родители сознают роль движения в воспитании детей, спрашивают, как можно самостоятельно изготовить спорткомплекс. Когда подобные «стадионы в квартире» перестанут быть редкостью, вопросы по их конструкции отойдут на второй план. Главным останется методика.
— С каких снарядов начнет «объезд» комплекса годовалый малыш?
— Какие упражнения он может освоить к двум годам?
— Какие новые снаряды будут способствовать развитию мозга человека?
.— Освоит ли четырехлетний малыш лазание?
— Будет ли у пятилетнего ребенка потребность к самостоятельной игре в комплексе более получаса?
— Насколько шестилетний подготовлен к школе?
|
— Как общаются в спортпавильоне дети разных возрастов?
— Какими видами спорта заняться, освоив «стадион в квартире?»
...Но это — дело будущего.
ТОЛЬКО ЛИ СПОРТКОМПЛЕКС!
Итак, вы познакомились со «стадионом в квартире». Он особенно притягателен для малышей, которые в естественной, можно даже сказать — интуитивной игре на «гимнастическом дереве» начинают познавать радость движения.
Однако физическое воспитание в семье складывается из двух компонентов: «стадион в квартире» и «стадион под окнами». Выходя во внешний мир, ребенок знакомится со всем его многообразием. В трех-четы-рехлетнем возрасте это уже мыслящее, наблюдательное существо, пытающееся подражать. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к занятиям физической культурой, папам и мамам, дедушкам и бабушкам не мешает и самим, если не случилось раньше, начать активно двигаться.
Наша семья убедилась в этом на собственном опыте.
Вместе с нашими малышами «росли» и мы, родители: читали литературу по оздоровительной физкультуре, практиковались, обсуждали ее с ребятами, фантазировали... Случались и забавные казусы, когда надо было, например, отвечать на вопрос: «Почему Ованес Манукович занимался физкультурой и умер в 60, а дедушка Ильюша все время спит, но дожил до 90?»
Мы с женой все больше вникали в научные исследования медиков. Вот одно из них. «Склеропластика в лечении прогрессирующей миопии» (В. С. Беляев. Москва, 1977).
Работа доктора медицинских наук В. С. Беляева привлекла наше внимание, потому что ему удалось экспериментально показать динамику развития ткани организма в зависимости от интересующих нас факторов.
«Каждый день и каждый час, каждую неделю и каждый месяц ткани организма различны в зависимости от окружающих условий». Иными
словами, говорит профессор, изменяя условия внешней среды, можно укреплять здоровье.
Далее ученый развивает мысль о механизме влияния физкультуры на ткани организма. «Физические нагрузки ведут к гидравлическим ударам за счет усиления работы сердца и повышения артериального давления, т. е. к смене элементов стенок сосудов, омоложению, превалированию молодых над отживающими клетками в сосудистой системе».
Но созидание взаимосвязано с разрушением. «Так, тренировка мышц ведет к боли, как сигналу повреждения и гибели части нервных окончаний и гипертрофии мышечных волокон».
Но это только часть процесса, дальше происходит следующее:
«...повреждение нервных элементов... ведет к снижению степени диффе-ревпировки иннервируемых ими тканей... Это... сопровождается ускорением деления и роста тканевых элементов... Такое состояние роста... клеток «молодой» ткани следует признать наиболее обычным...» Следующей фазой тканевой, динамики является восстановление нервных связей и функции нервной системы. Оно «ведет к повышению степени дифференцирования, к созреванию ткани. Чем скорее меняется ткань в организме, тем больше в нем молодых тканей...»
«Щадящий режим с уменьшением микротравм ведет к замедлению процессов регенерации, атрофии тканей вследствие отживания клеток, превалированию их гибели над восстановлением. Происходит сдвиг в сторону более зрелых тканей с большим старением всех тканевых структур». В этом месте В. С. Беляев подчеркивает, что не случайно в биологии акселерация расценивается как вырождение вида.
Но вернемся к цивилизации. «Та самая автоматизация, — пишут Н. А. Агаджаяян и А. Ю. Катков, — которая намного облегчила физический труд и создала комфорт, одновременно с этим лишила современного человека необходимой активности и потребовала огромного нервно-психического напряжения».
«С точки зрения тканевой динамики, о которой было сказано выше, при снижении тонуса нервной системы вследствие истощения, срывов, перегрузок или при малоподвижном образе жизни обездвиженный организм при слабых раздражениях теряет способность к глубокому сну (охранительному торможению, по И. П. Павлову), что не дает полноценного восстановления функции нервной системы, в результате происходит сдвиг тканей организма в сторону менее зрелых с накоплением... более рыхлых и менее стойких участков... (миндалины, ткани носоглотки, трахеи)...»
Все вышесказанное легче представить в виде предлагаемой автором функциональной модели ткани (рис. 19). Ткань изображена самонастраивающейся системой с обратной связью в виде блока «физические нагрузки». Знак «—» этого блока говорит о том, что воздействия предельных физических нагрузок ведут к гипертрофии мышечных волокон (омолаживанию ткани) и гибели частиц нервных окончаний.
Ткань |
Выделения |
Физические нагрузки |
Рис. 19