Методика стратегического управления развитием муниципального образования




 

Методика может быть использована для органов МСУ при стратегическом планировании и прогнозировании комплексного социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, подготовки заключений го проектам муниципальных целевых программ и анализа хода их реализаций. Это способствует формированию более качественных аналитических выводов по состоянию и перспективам социально-экономического развития муниципального образования.

Структура методики включает в себя следующие этапы разработки и реализации стратегии развития муниципального образования:

Этап стратегического анализа.

Этап формирования видения развития (пути решения).

Этап разработки стратегической карты муниципального образования.

Этап реализации стратегической карты муниципального образования.

Во всех этапах принимают участие как внутренние субъекты проживающих и функционирующих на территории муниципального образования - органы МСУ, население и бизнес-сообщество, так и внешние - соседние муниципальные образования, органы государственной власти субъекта РФ[17, 30, 32]. Таким образом, происходит согласование интересов участников стратегического планирования (баланс интересов).

Результаты первых двух этапов служат предпосылками для разработки стратегической карты муниципального образования.

Последним этапом методики является реализация стратегической

Согласование

Интересы МО

Интересы субъекта РФ

1 Этап: Стратегический анализ

Стратегический анализ МО

Стратегический анализ территории

Формулирование стратегического выбора МО

Формулирование миссии МО

Концепция соц.-эк. развития региона

2 Этап: Формирование видения развития (пути решения)

3 Этап: Разработка стратегической карты МО

Обоснование структуры сбалансированной системы показателей МО

Население

Экономика

Финансы (бюджет МО)

Эффективность управления МО

Формирование структуры стратегической карты в рамках ССП МО (цели, КФУ, система показателей)

Определение необходимых ресурсов для реализации стратегических инициатив

Формирование стратегических инициатив (программ, проектов, мероприятий)

4 Этап: Реализация стратегических целей МО

Реализация стратегических инициатив (целевых программ)

Мониторинг результатов реализации стратегии (оценка соц.-эк. состояния МО)

Здесь одним из важнейших элементов являются исполнители. В их компетенцию входит решение стратегических задач управления - разработка, принятие и реализация стратегии развития через программные мероприятия, а также решение текущих задач - оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам. Если решением второй группы задач занимается непосредственно исполнительный орган власти муниципального образования (полномочия), то для решения первой группы необходимо создать специальный орган по стратегическому планированию и управлению и увязать его с действующей организационной структурой администрации муниципального образования.

Обоснование структуры сбалансированной системы показателей МО

Население

Финансы (бюджет МО)

Экономика

Эффективность управления МО

Формирование системы стратегических целей в рамках ССП МО

Соотнесение стратегических целей с тактическими задачами управления МО

Определение ключевых факторов успеха и факторов тактического уровня

Выбор программ на основе модели оценки степени достижения стратегических целей

Определение необходимых ресурсов

Формирование стратегических инициатив (программ, проектов, мероприятий) и их соотнесение с текущим управлением МО

Выбор показателей результативности в иерархической системе

1) Совет по стратегическому планированию и управлению развитием муниципального образования (высший орган - далее Совет), основной функцией которого является принятие управленческих решений по рассмотрению и принятию стратегии развития на основе баланса интересов, а также ее корректировка (мониторинг). Состав Совета формируется из представителей органов государственной и муниципальной власти, бизнес- структур и общественных организаций (населения).

Председателем Совета является глава администрации муниципального образования. Решения принимаются квалифицированным большинством в две трети от числа членов Совета, присутствующих на заседании, которое необходимо проводить один раз в квартал. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава Совета

2) Комитеты по проекциям ССП - исполнительные органы, руководящие работами по разработке и реализации стратегии. Число и название комитетов зависит от структуры ССП МО, что позволяет оперативно принимать эффективные решения. Состав каждого комитета образуют руководители и главные специалисты комиссий по процессам (направлениям) деятельности муниципального образования. Руководит комитетом председатель - заместитель главы администрации муниципального образования.

К функциям комитетов относятся: разработка стратегических целей по данной проекции, отчетов о ходе их реализации и мониторинг; отбор программных мероприятий; рассмотрение отчетов комиссий по процессам о ходе реализации стратегических целей. Решения принимаются на заседаниях квалифицированным большинством в две трети от числа членов комитета, присутствующих на заседании, которые необходимо проводить одни раз в квартал.

3) Комиссии по процессам в структуре комитета - исполнительные органы, обеспечивающие разработку, реализацию и мониторинг стратегии по конкретным направлениям. Состав каждой комиссии образуют руководители и специалисты соответствующих управлений и отделов администрации муниципального образования, руководители групп проектов, а также заинтересованные лица (представители государственных органов власти, бизнеса и населения). Возглавляет комиссию руководитель, назначаемый председателем комитета.

К функциям комиссии относятся подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития по соответствующему направлению деятельности муниципального образования; разработка, обсуждение и согласование целей, задач и мероприятий по соответствующему направлению в стратегии и их представление на обсуждение соответствующего комитета; организация выполнения программных мероприятий в рамках данного направления и их мониторинг.

4) Группы проекта - исполнительные органы, занимающиеся разработкой, реализацией и мониторингом конкретных программных мероприятий в рамках соответствующего процесса (направления) деятельности муниципального образования. Состав группы образуют начальники и специалисты соответствующих отделов и управлений администрации муниципального образования, представители заинтересованных сторон - участники проекта (программы). Руководит группой начальник соответствующего управления (отдела), если в проекте участвуют средства местного бюджета. В случае их отсутствия - лидер, чья роль в реализации меры (проекта) определена участниками как ведущая.

Предложенная структура является частично функциональной, частично дивизиональной, поэтому данный подход применим на муниципальном уровне -для организационной структуры администрации муниципального образования, но при этом необходимо учесть ряд особенностей:

1) организационная структура администрации муниципального образования является линейной шахтного типа, и применение этой структуры ввиду особенностей муниципального образования ограничено;

2) все элементы структуры администрации муниципального образования - управления и отделы непосредственно не управляют хозяйствующими субъектами.

В этом случае организационная структура для администрации муниципального образования может быть представлена следующим образом:

1) Главе администрации (председателю Совета) подчиняются его заместители (председатели комитетов).

2) Заместителю подчиняются соответствующие управления и отделы, являющиеся в основном крупными подразделениями обеспечения и регулирования, которые образуют группы проекта и комиссии в составе комитета. Подразделения, представленные в малом количестве - как правило, это информационно-аналитический отдел, организационно-контрольное управление.

3) Подразделения обеспечения и регулирования координируют деятельность соответствующих подразделений по оказанию муниципальных услуг (муниципальных унитарных предприятий и учреждений), предоставляя необходимые ресурсы (финансовые) и нормативно-правовое и методическое обеспечение. Например, управление образования - контроль и управление системой развития образовательного процесса в образовательных учреждениях муниципального образования, образовательные учреждения - предоставление образовательных услуг.

4) Заявки на оказание услуг идут от клиентов (физических и юридических лиц) к подразделениям по оказанию муниципальных услуг, которые несут определенные затраты на их оказание каждому клиенту. От подразделений по работе с населением (клиентами) идет информация об оказанной услуге и ее затратах. Обратно идут финансовые потоки для дальнейшего оказания услуг и контроль за их выполнением.

Таким образом, предложенная методика стратегического управления развитием муниципального образования может быть использована органами государственной власти и МСУ при стратегическом планировании и прогнозировании социально-экономического развития муниципального образования как территориальной подсистемы региона. Это позволяет формировать более качественные аналитические выводы по состоянию и перспективам социально-экономического развития муниципального образования.

сельский муниципальный инфраструктура социальный


Заключение

 

Изучение теоретических и методических подходов управления развитием муниципального образования в условиях ограниченности ресурсов показало, что, несмотря на большое внимание к данной проблеме, некоторые аспекты нуждаются в дальнейшем исследовании и практической апробации применительно к особенностям функционирования и развития муниципального образования в Российской Федерации. В связи с этим особую актуальность представляет разработка механизма формирования и реализации стратегии социально-экономического развития сельского муниципального образования как подсистемы региональной экономики.

Проведенное исследование теоретических, и методических проблем социально-экономического развития сельских муниципальных образований позволило сделать следующие выводы и предложения.

Эффективное управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований возможно при согласованном управлении на федеральном, региональном и местном уровне. Для эффективного социально-экономического развития муниципальных образований целесообразно применить уровневый механизм. На федеральном уровне программно-целевое управление развитием муниципальных образований Российской Федерации строится на основе совершенствования межбюджетных отношений посредством технологии бюджетно-налоговых полномочий, основанных на долгосрочных нормативах и учитывающих интересы местного и регионального развития. На региональном уровне - осуществление мониторинга социально-экономического развития сельских муниципальных образований, реализация мер адресной государственной поддержки развития муниципальных образований со стороны региональных властей, в том числе с использованием дотаций. На местном уровне - разработка и реализация генеральных планов развития муниципальных образований с учетом перспективных интересов местного сообщества.
На сегодняшний день одним из лимитирующих факторов развития аграрной отрасли производства является обеспечение сельских территорий развитой социальной инфраструктурой. Социальная сфера сельской местности - сфера общественного производства, где не создаются материальные блага, но без которой невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного производства. Оправданность такого толкования понятия «социальная сфера сельских поселений» подтверждается тем, что развитие социальной сферы позволяет обеспечить производство достаточным количеством квалифицированных кадров.

Разработана методика стратегического управления развитием муниципального образования на основе полученных результатов для практического использования органами МСУ при стратегическом планировании и прогнозировании социально-экономического развития муниципального образования. Это позволяет принимать и реализовывать эффективные управленческие решения по перспективам социально-экономического развития муниципального образования. Методика включает в себя следующие этапы: стратегический анализ, формирование видения развития, разработка и реализация (включая мониторинг достижения целей) стратегической карты муниципального образования. Содержание каждого этапа раскрыто в дипломной работе.

Предложена организационная структура органа местного самоуправления по стратегическому планированию и управлению развитием муниципального образования, которая была интегрирована в действующую структуру администрации муниципального образования. Наличие такого органа позволит наиболее эффективно осуществлять процессы стратегического и текущего управления муниципальным образованием. Такой подход предполагает наличие определенных объектов инфраструктуры, можно указать, что подход к развитию инфраструктуры сельских территорий, на наш взгляд, должен базироваться не только на интересах государства, но и на интересах хозяйствующих субъектов, расположенных на данной территории. Нам представляется более приемлемым расширительный подход к развитию социальной сферы сельской местности, когда этот механизм рассматривается как активный фактор сохранения (развития) производственного потенциала предприятия. В этом случае предполагается комплексное изменение методов оценки социальной сферы сельских поселений и их развития. Рациональными способами привлечения дополнительных финансовых средств на социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований являются, в частности: стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов по формированию элементов социальной инфраструктуры для своих работников с целью сохранения и повышения трудового и интеллектуального потенциала предприятия; создание экономических стимулов финансирования социальной сферы сельских поселений на основе снижения местных налогов для предприятий.

Объективная оценка социально-экономического развития сельских муниципальных образований позволит органам власти принимать обоснованные управленческие решения. В работе предлагается методика оценки социально-экономического развития сельских муниципальных образований. В качестве индикаторов предложены такие, как доля жителей сельского поселения, работающих на территории муниципального образования; уровень безработицы; доля трудоспособного населения; обеспеченность сельского поселения объектами социальной инфраструктуры. Результаты оценки экономического развития позволяют классифицировать сельские муниципальные образования по группам с высоким уровнем социально-экономического развития, удовлетворительным уровнем и с неудовлетворительным уровнем. Данная классификация даёт возможность дифференцированно подходить к стратегическому управлению муниципальными образованиями. Оценка сельских поселений Серпуховского района показала, что из семи поселений в двух социально- экономическое развитие на высоком уровне, а одно поселение не обеспечено объектами социальной инфраструктуры.

Развитие сельских муниципальных образований может происходить по разным сценариям. Оценены перспективы развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг административного центра. В качестве базовых сценариев предложены следующие:

сценарий сдержанного развития, основанный на гипотезе о том, что инвестиционный рост последних лет представлял собой проявление компенсационного роста и вскоре произойдет его замедление;

сценарий агропромышленного и индустриального развития, предполагающий, что в результате усилий со стороны аппарата управления и населения инвестиционная привлекательность муниципальных образований возрастет. Будет открыто значительное число малых и средних агропромышленных предприятий, муниципальные образования привлекут несколько крупных производств;

сценарий субурбанизированного развития, предполагающий усиление пригородных функций сельских муниципальных образований, более тесную интеграцию города и сельского поселения;

сценарий многопланового развития, основанный на оптимистичном видении будущего и предполагающий бурный приток инвестиций и одновременно субурбанизацию, связанную с инновационным типом экономического развития.

Для сельских муниципальных образований, расположенных в непосредственной близости от административных центров и крупных городов, самыми предпочтительными являются сценарии сдержанного (инерционного) и многопланового развития. В целом выбор стратегии развития социальной сферы сельских муниципальных образований должен быть направлен на повышение качества жизни сельского населения посредством интенсивного развития социальной инфраструктуры.

7. Сельским поселениям Серпуховского района Московской области целесообразно развиваться по многоплановому сценарию. При этом рост экономики окажет влияние на интенсивное жилищное строительство, развитие инфраструктуры, функционирование логистических центров, частичный перенос промышленных мощностей за счет организации инвестиционных площадок, а также развития рекреационной базы. Основой будущего экономического роста будет являться развитая производственная, транспортная и социальная инфраструктура, что позволит предложить необходимые условия для комфортного проживания людей на данной территории. Развитие коттеджных поселков вблизи города сопрягается с созданием новых рабочих мест для проживающего в них населения, В то же время, предложено осуществлять развитие сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях, удаленных от города. Это развитие позволит снизить излишнюю центростремительную составляющую в миграции населения.

Разработанные и системно увязанные предложения по управлению социально - экономическим развитием муниципального района могут быть использованы в практической деятельности органами местного самоуправления Серпуховского района и других аграрно - ориентированных муниципальных образований с близкой специализацией соответствующие функциональному типу муниципальных районов Московской области.


Список литературы

 

1. Гражданский кодекс РФ (части 1, 2 и 3). Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): По состоянию на 1 декабря 2006г. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 496с.

2. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. //Российская газета, 26 июля 1997г., № 143.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ 14 июля 2007г. № 446 // АПК: экономика, управление - 2007. - №9. - С.6-23.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008г.

5. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

6. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы», утвержденная Законом Московской области от 6 декабря 2007 года № 73 l-ОЗ.

7. Областная целевая программа «Социальное развитие села Московской области до 2010 года», утвержд. Законом Московской области от 30 декабря 2004 года №477-03.

8. Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Московской области на 2007-2010 годы», утвержд. Законом Московской области от 22 марта 2007 года №667-03.

9. Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе [Текст]/ Р.Х. Адуков // Местное самоуправление в Российской Федерации» - 2007. - № 7.

10. Атюкова О. Устойчивость развития сельских территорий/ О. Атюкова//АПК: I* экономика, управление. - 2009. - №9.

11. Бондаренко, Е.Ю. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика: [монография] / Е.Ю. Бондаренко. - М.: Научная книга, 2008. - 203 с.: табл., ил.

12. Бондаренко, Л.В. Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект) // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 69-77.

13. Боровикова Е.В. Формы финансовой поддержки муниципальных образований [Текст]/ Е.В. Бровикова Е.В.//Вопросы экономических наук. - 2006.-№5.-С.-193-199.

14. Баклаженко Г.А. Сельское самоуправление в России [Текст]/ Г.А.Баклаженко// АПК: Экономика, управление, - 2004. - № 3.

15. Барамзин СВ. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений [Текст]/ С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №9.

16. Гордеев А. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. // АПК: экономика, управление - 2007. -№9.-С2-5.

17. Государственное управление в России. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Изд-во РАГС,2008.

18. Дармограй О.В. Методика оценки социально-экономического развития сельских муниципальных образований [Текст]/ О.В. Дармограй //АПК: Экономика, управление. - 2009. - № 6.

19. Долгушкин Н.К. Кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий [Текст]/ Н.К. Долгушкин //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2005. - №12. - С. 19-21.

20. Елисеев В.В. Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий [Текст]/В.В. Елисеев //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2005. - №12. - С. 16-18.

21. Екасов, М.А. Механизмы управления межрегиональной экономической интеграцией субъектов Российской Федерации: дис.... канд. экон. наук:. -М., 2008. -136 с.

22. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика- 2007. изд. Дашков и К - 384 с.

23. Кутаев Ш.К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения/ Ш.К.Кутаев [Текст]// Региональная экономика: теория и практика. -2009.-№11.

24. Карлик А. Экономика предприятия: Учебник для Вузов. 2-е изд., перераб и доп. Под ред. А. Карлика, М. Шухгальтера. - 2009. - 464 с.

25. Ляхова Н.И. Модели экономического развития регионов [Текст]/ Н.И. Ляхова // Материалы международной научно-практической конференции «Дни науки - 2005» - Днепропетровск: Изд-во «Наука I осв ima», 2005. - С. 93-96.

26. Мигачева Л. В. Стратегия снижения сельской бедности в средней и долгосрочной перспективе. Центр всероссийского мониторинга социально- трудовой сферы села. - Москва: Б/и, 2008. - 44 с.

27. Мокрый B.C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 4. - С. 14-17.

28. Методические рекомендации к разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ, М., 2007.

29. Мерзлов А.В. Устойчивое развитие сельских территорий: (теория, методология и практика): дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05 Москва, 2006. -319 с.

30. Панкрухин,Д.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2007. - 64 с.

31. Петриков А.В. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. Экономика сельского хозяйства России. - 2005.- №8. - С. 10-13.

32. Региональная экономика и управление: Учебник - М.: Изд-во РАГС, 2006.

33. Социально-экономическое положение России. № 9: Январь-сентябрь 2008 года / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2008. - 466 с.

34. Семеняченко, А.В. Социальное обустройство и развитие жилых территорий: дис.... канд. экон. наук:. - М., 2008. - 148 с.

35. Сурков И. Спасет ли село приоритетный национальный проект «Развитие АПК»? // АПК: экономика, управление - 2007. - №12. - С. 17-19.

36. Савранская О.Л. О вопросах местного самоуправления. // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006. - № 9. - С.25-28.

37. Тертышник М.И. Экономика предприятия. Издательство: Инфра-М: Высшее образование. - 2009. - 301 с.

38. Торопов Д.И. Программно-целевой подход к развитию сельских территорий /Д. Торопов//АПК: экономика, управление. - 2005. - №6. - С. 20-23.

39. Управление АПК в сельских муниципальных образованиях / Ж. Прокофьева // АПК: экономика, управление. -2007.- №11. -С.36-40.

40. Чичканов, А.В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ): дис.... д-ра социол. наук: - М., 2008. -375 с.

41. Шмакова С.А. Межбюджетные отношения: определение и сущность. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. № 12. - С. 20-23.

42. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие. Под ред. Мокий M.C.-2009.-254 с.

43. Численность и состав населения [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим, \ доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demol 1. htm, свободный. - Загл. с экрана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: