Мастерская реставрации и технологии живописи института им. И.Е. Репина




ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

(ДВИЖИМОГО)

Мастерская реставрации и технологии живописи института им. И.Е. Репина

Академия Художеств России

________________________________________________________________________________________________________________________

наименование отдела

 

I. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПАМЯТНИКА

 

определение, характер памятника
вид памятника

памятники изобразит. искусства памятники прикладного и декоративного искусства археологические памятники документальные памятники прочие памятники истории и культуры
икона        
обвести кружком цифровое обозначение вида

 

 

II. МЕСТО постоянного хранения, владелец памятника Псковский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

 

III. КАТАЛОЖНЫЕ ДАННЫЕ о памятнике примечания, уточнения
наименование «Рождество Христово»  
   
автор н/х  
время создания XVII век  
материал, основа дерево  
техника исполнения яичная темпера  
размеры 76 х 57,5 х 5 см  

 

 

IV. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ Задание Реставрационного Совета

___________________________________________________________________________

причина и цель проведения работ

 

______________________________________________________________ __________________________________________________________

на раскрытие авторской живописи от поздних записей

________________________________________________________________________________________________________________________

наименование документа, №, дата

 

Памятник передан в реставрацию “ 1_ октября _ 2003 г.

 

Акт о передаче № б/н от “ 19 ” __ _июля __ 2001 г.

 


V. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА, условиям

хранения, предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений

 

Икона укреплялась в 2002 г., при этом был использован осетрово- медовый клей, а также «Primal 54000» (1:3).

 

VI. СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА при поступлении в реставрацию

а) по визуальным наблюдениям:

Основа: Щит иконы состоит из двух сосновых досок., правая размером_______, левая - _________. Доски имеют незначительное коробление, скреплены при помощи двух врезных сквозных шпонок 3,5 x 57,7 x 1,3 см; нижняя шпонка имеет скол. Доски разошлись по стыку на 0,3 см. В правом верхнем углу надпись краской P1 – 940, в центре надпись ПКМ 1586, под ней ДРЖ – 165.

1450

Под верхней шпонкой справа надпись ————————.

48


Общее пылевое загрязнение. Местами видны следы мела.

Лицевая сторона: Икона имеет ковчег, лузга пологая 0,3 – 0,5 мм; боковые поля шириной 2,5 см, верхнее – 6 см, нижнее – 4,7 см. Паволока лежит по всей поверхности; льняная полотняного плетения по утку – 10, по основе - 12 белого цвета (видна в местах утрат левкаса). Левкас меловой, белого цвета, лежит тонким слоем. Многочисленные утраты левкаса до паволоки по верхнему и нижнему полям, также на месте стыка досок; наиболее крупные утраты на левом поле (в нижней части) 14 x 0,5 x 2 см, 20 x 0,1 – 3 см, 15 x 0,5 – 2 см; на правом поле 29 x 0,1 – 1,8 см, 10 x 0,1 – 1,2 см.

Красочный слой довольно тонкий, в правой нижней четверти сильные потертости, вплоть до левкаса. Утраты на изображении нимба ангела, на изображении нимба и лика Богородицы, утраты в правой верхней четверти на изображении горы, так же утрата в виде царапины идущая от нимба Богородицы вверх. Многочисленные мелкие утраты по всей поверхности. Поля и фон предположительно находятся под записью охристого цвета (в местах утрат видно авторское золочение). Одежды ангелов и золотые нимбы так же поздняя запись (в местах утрат виден авторский слой живописи).

Одежда: Икона покрыта толстым слоем потемневшей олифы. Видно общее пылевое загрязнение.

1.10.2003 г.


б) по данным лабораторных исследований:

 

№ п/п цель и вид исследования описание и результат исследования место хранения, № и дата заключения Исполнитель, должность, (ф.и.о.)
1.   Визуальное исследование под микроскопом МБС - 9 Сквозь толстый слой олифы просматриваются потертости красочного слоя до левкаса, в некоторых местах – до паволоки. В местах утрат: на изображении фона и полях просматривается золочение из чего можно предположить, что фон и поля охристого цвета – поздняя запись. Маст-я реставрации, живописи ин-а им. И.Е. Репина Карпенко

 

в) общее заключение о состоянии памятника

Икона находится под толстым слоем потемневшей олифы, видны потертости красочного слоя до левкаса и до паволоки (в отдельных местах). Фон и поля охристого цвета – предположительно поздняя запись., т.к. в местах утрат видны частицы золочения авторского слоя.)

Незначительные коробления досок; общее пылевое загрязнения

дата “__ 1 __” __ октября ____ 200_ 3 _ г. ______________________ Карпенко Е. ___

ф.и.о., должность, подпись


VII. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ

Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого _________________________________

Реставрационным Советом института имени И.Е. Репина от 05.10.2003 г. _

наименование коллегиального органа, № протокола и дата

 

 

а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:

 

1. Пробное и частичное послойное раскрытие авторской живописи на участке справа вверху.

 

 

б) Особые условия:

 

1. Раскрытие вести под микроскопом. При раскрытии сохранять поздний фон 19 в.

 

 

Программа утверждена _________________________________________________________________

 

“_ 5 __” ___ октября __200_ 3 г. ____________________________________________________________________

ф.и.о., должность, подпись

 

VIII. ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫИ ИХ ОБОСНОВАНИЯ

1. Удаление поздней записи охристого цвета с фона, оставив только надпись вверху

 

Изменения программы утверждены: ________________________________________________________________

 

“_____” ________________200___г. _________________________________________________________________

ф.и.о., должность, подпись


IX. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

№ п/п описание операции с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов дата начала и окончания операции подписи руководителя и исполнителя работ
       
1. 2. 3. 4. 5. 6. . 7. 8. 9. 10. 11. Фотофиксация, описание сохранности. Для пробного раскрытия Выбран участок 10 x 10 см. в середине правой верхней четверти (на изображении одежд ангелов с заходом на поле). Раскрытие проводилось послойно, всухую, при помощи микроскальпеля с контролем в микроскоп. Поверхность притиралась составом пинен + даммарный лак (4:1) при помощи ватного тампона. В результате выявлены: 0 – авторский слой с ассистом 1 – темная запись на изображении одежд и крыльев ангелов 2 – темная запись на изображении одежд и крыльев ангелов с поздним ассистом. 3 – слой потемневшей олифы. Так же выявлено, на изображении нимба: 0 – авторское золочение 1 – плотная запись охристого цвета 2 – позднее золочение. Фотофиксация Для отработки методики раскрытия выбран участок выше контрольного. При помощи ватного тампона нанесен состав: диметилсульфоксид + пинен (1:2), Время экспозиции 3 мин. Результат неудовлетворительный.. Для удаления слоев (2) и (3) была выбрана методика: при помощи ватного тампона на поверхность был нанесен состав диметилсульфоксид + пинен (1:1). Экспозиция 5 мин). Результат – слои размягчены. . Поверхность притиралась составом пинен + дамарный лак (4:1).. Раскрытие проводилось послойно вверх от контрольного участка при помощи микроскальпеля с контролем в микроскоп, с довыборкой «всухую». по вышеописанной методике. На изображении крыльев ангела выявлены авторские притенения. Для удаления плотной записи охристого цвета на изображении нимбов был применен 10% раствор аммиака, т.к. слой практически не размягчился от раствора диметилсульфоксида с пиненом (2:1). Результат – слой удален, выявлено авторское золочение. Фотофиксация. Раскрыв авторское изображение нимбов обнаружили, что изображение голов ангелов были переписаны с изменением контуров. Фотофиксация. В результате послойного раскрытия изображения руки: Выявлено: 0 – авторское изображение 1 – слой поздней олифы 10 – слой поздней записи. Раскрытие проводилось по выше описанной методике при помощи скальпеля с контролем в микроскоп. 1.10.03  

 

№ п/п описание операции с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов дата начала и окончания операции подписи руководителя и исполнителя работ
       
12 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Фотофиксация. Работа при помощи микроскопа показала, что золочение на изображении Богородицы позднее (лежит поверх слоя олифы). Советом принято решение удалить позднее золочение. В процессе раскрытия обнаружено, что авторский слой киновари на изображении ложа Богородицы более холодного оттенка. Т.к. авторский слой сильно потерт для удаления поздней записи наносим состав диметилсульфоксид + пинен (2:1). Экспозиция 3 мин. снимаю запись при помощи ватного тампона. результат – поздняя запись удалена. Послойное раскрытие нимба проводилось аналогично с раскрытием изображения нимбов Ангелов (5), (7). Используя микроскоп, обнаружено, что авторский слой изображения М фория Богородицы имеет более красноватый оттенок, поздняя запись – более холодный зеленоватый оттенок, т.к. авт. слой очень тонкий, для раскрытия выбран метод: А) ставим компресс диметилсульфоксид + пинен (2:1), экспозиция 5 мин. Б) удаляем запись при помощи ватного тампона Результат –слой поздней записи удален. При раскрытии изображения лика Богородицы обнаружена поздняя запись Макросъемка. Поздняя запись была удалена при помощи скальпеля с контролем в микроскоп «всухую». Поздняя запись темно-зеленого цвета на изображении дерева была удалена методом, описанным в п. (16). Фотофиксация. Поздние записи над изображением Богородицы и изображением пастырей были оставлены. Фотофиксация. Исследование в микроскоп выявило, что плотный слой охр. Цвета лежащий на полях и фоне является поздним. Советом принято решение удалить поздний слой, оставить только надпись на верхнем поле. Раскрытие проводилось методом, описанным в п. (7). Результат – поздняя запись удалена. Притирание раскрытого участка составом пинен + дамарный лак (2:1). Фотофиксация. Восполнение утрат живописи на раскрытом участке. Восполнение производилось в условной. манере (пуантель), в пределах утрат, акварельными. Красками «ЛЗХК». Фотофиксация.    

 


X. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ (фотографии, картограммы, схемы и пр.)

 

№ п/п дата наименование иллюстративного материала; характер и условия выполнения кол-во место хранения и архивный №
         
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.   До реставрации: Общий вид лицевой стороны иконы. Фрагмент № 1. В процессе раскрытия: Фрагмент №1 Фрагмент№2(с изображением головы 1-ого ангела) Фрагмент №3 (с изображением головы 2-ого ангела) Фрагмент №4 (с изображением головы 3-го) Макроснимки: Фрагмент с пробным раскрытием. Фрагмент руки первого ангела Фрагмент изображения дерева Фрагмент с изображением лика Богородицы. После раскрытия: Общий вид лицевой стороны иконы Фрагмент №1 После реставрации: Общий вид лицевой стороны иконы Фрагмент №1 о    

 

Примечание: перечень иллюстраций группировать по разделам («до реставрации» - «в процессе реставрации» - «после реставрации»), порядковые номера материалов, включенных в Приложение, обвести кружком.


XI. РЕЗУЛЬТАТЫПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации,

уточнение атрибуций и пр.)

Раскрыт фрагмент иконы от поздних записей, обнаружен авторский слой 178. Произведено восполнение утрат живописи.

 

Руководитель работы ______________________ “ 30апреля 2004г.

подпись

 

XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННОГО СОВЕТА (выписка из протокола)

 

________________________________________________________________________________

наименование организации, № и дата протокола

 

 

XIII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА

Рекомендуется хранение при температуре + 18 - +20 градусов C и относительной влажностью 60 – 65 %.

 

Руководитель работы ______________________ “ 30 ” апреля 2004г.

Подпись


XIV. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПАСПОРТУ (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)

 

 

 

возможное место клапана

для материалов Приложения


После реставрации памятник передан _______________________________________________________________

название организации, № и дата акта о передаче

 

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

 

Копии паспорта в 2-х экз.

переданы в _____________________________________________________________________________________

название организации, № накладной и дата передачи паспорта

 

 

ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:

 

Руководитель организации проф. М.М.Девятов _____________________________________________________________________

 

Руководитель работы проф. Ю.Г.Бобров

______________________________________________________________________

 

Реставраторы и другие

исполнители Карпенко Е. ______________________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________

 

М.П. _______________________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________

ф.и.о., квалификация, должность подпись

 

 

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПАМЯТНИКА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ

дата осмотра состояние памятника должность, ф.и.о.
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: