ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
(ДВИЖИМОГО)
Мастерская реставрации и технологии живописи института им. И.Е. Репина
Академия Художеств России
________________________________________________________________________________________________________________________
наименование отдела
I. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПАМЯТНИКА
| памятники изобразит. искусства | памятники прикладного и декоративного искусства | археологические памятники | документальные памятники | прочие памятники истории и культуры | ||||
икона | |||||||||
обвести кружком цифровое обозначение вида |
II. МЕСТО постоянного хранения, владелец памятника Псковский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
III. КАТАЛОЖНЫЕ ДАННЫЕ о памятнике | примечания, уточнения |
наименование «Рождество Христово» | |
автор н/х | |
время создания XVII век | |
материал, основа дерево | |
техника исполнения яичная темпера | |
размеры 76 х 57,5 х 5 см |
IV. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ Задание Реставрационного Совета
___________________________________________________________________________
причина и цель проведения работ
______________________________________________________________ __________________________________________________________
на раскрытие авторской живописи от поздних записей
________________________________________________________________________________________________________________________
наименование документа, №, дата
Памятник передан в реставрацию “ 1 ” _ октября _ 2003 г.
Акт о передаче № б/н от “ 19 ” __ _июля __ 2001 г.
V. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА, условиям
хранения, предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений
Икона укреплялась в 2002 г., при этом был использован осетрово- медовый клей, а также «Primal 54000» (1:3).
VI. СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА при поступлении в реставрацию
а) по визуальным наблюдениям:
Основа: Щит иконы состоит из двух сосновых досок., правая размером_______, левая - _________. Доски имеют незначительное коробление, скреплены при помощи двух врезных сквозных шпонок 3,5 x 57,7 x 1,3 см; нижняя шпонка имеет скол. Доски разошлись по стыку на 0,3 см. В правом верхнем углу надпись краской P1 – 940, в центре надпись ПКМ 1586, под ней ДРЖ – 165.
1450
Под верхней шпонкой справа надпись ————————.
48
Общее пылевое загрязнение. Местами видны следы мела.
Лицевая сторона: Икона имеет ковчег, лузга пологая 0,3 – 0,5 мм; боковые поля шириной 2,5 см, верхнее – 6 см, нижнее – 4,7 см. Паволока лежит по всей поверхности; льняная полотняного плетения по утку – 10, по основе - 12 белого цвета (видна в местах утрат левкаса). Левкас меловой, белого цвета, лежит тонким слоем. Многочисленные утраты левкаса до паволоки по верхнему и нижнему полям, также на месте стыка досок; наиболее крупные утраты на левом поле (в нижней части) 14 x 0,5 x 2 см, 20 x 0,1 – 3 см, 15 x 0,5 – 2 см; на правом поле 29 x 0,1 – 1,8 см, 10 x 0,1 – 1,2 см.
Красочный слой довольно тонкий, в правой нижней четверти сильные потертости, вплоть до левкаса. Утраты на изображении нимба ангела, на изображении нимба и лика Богородицы, утраты в правой верхней четверти на изображении горы, так же утрата в виде царапины идущая от нимба Богородицы вверх. Многочисленные мелкие утраты по всей поверхности. Поля и фон предположительно находятся под записью охристого цвета (в местах утрат видно авторское золочение). Одежды ангелов и золотые нимбы так же поздняя запись (в местах утрат виден авторский слой живописи).
Одежда: Икона покрыта толстым слоем потемневшей олифы. Видно общее пылевое загрязнение.
1.10.2003 г.
б) по данным лабораторных исследований:
№ п/п | цель и вид исследования | описание и результат исследования | место хранения, № и дата заключения | Исполнитель, должность, (ф.и.о.) |
1. | Визуальное исследование под микроскопом МБС - 9 | Сквозь толстый слой олифы просматриваются потертости красочного слоя до левкаса, в некоторых местах – до паволоки. В местах утрат: на изображении фона и полях просматривается золочение из чего можно предположить, что фон и поля охристого цвета – поздняя запись. | Маст-я реставрации, живописи ин-а им. И.Е. Репина | Карпенко |
в) общее заключение о состоянии памятника
Икона находится под толстым слоем потемневшей олифы, видны потертости красочного слоя до левкаса и до паволоки (в отдельных местах). Фон и поля охристого цвета – предположительно поздняя запись., т.к. в местах утрат видны частицы золочения авторского слоя.)
Незначительные коробления досок; общее пылевое загрязнения
дата “__ 1 __” __ октября ____ 200_ 3 _ г. ______________________ Карпенко Е. ___
ф.и.о., должность, подпись
VII. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ
Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого _________________________________
Реставрационным Советом института имени И.Е. Репина от 05.10.2003 г. _
наименование коллегиального органа, № протокола и дата
а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Пробное и частичное послойное раскрытие авторской живописи на участке справа вверху.
б) Особые условия:
1. Раскрытие вести под микроскопом. При раскрытии сохранять поздний фон 19 в.
Программа утверждена _________________________________________________________________
“_ 5 __” ___ октября __200_ 3 г. ____________________________________________________________________
ф.и.о., должность, подпись
VIII. ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫИ ИХ ОБОСНОВАНИЯ
1. Удаление поздней записи охристого цвета с фона, оставив только надпись вверху
Изменения программы утверждены: ________________________________________________________________
“_____” ________________200___г. _________________________________________________________________
ф.и.о., должность, подпись
IX. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | описание операции с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов | дата начала и окончания операции | подписи руководителя и исполнителя работ |
1. 2. 3. 4. 5. 6. . 7. 8. 9. 10. 11. | Фотофиксация, описание сохранности. Для пробного раскрытия Выбран участок 10 x 10 см. в середине правой верхней четверти (на изображении одежд ангелов с заходом на поле). Раскрытие проводилось послойно, всухую, при помощи микроскальпеля с контролем в микроскоп. Поверхность притиралась составом пинен + даммарный лак (4:1) при помощи ватного тампона. В результате выявлены: 0 – авторский слой с ассистом 1 – темная запись на изображении одежд и крыльев ангелов 2 – темная запись на изображении одежд и крыльев ангелов с поздним ассистом. 3 – слой потемневшей олифы. Так же выявлено, на изображении нимба: 0 – авторское золочение 1 – плотная запись охристого цвета 2 – позднее золочение. Фотофиксация Для отработки методики раскрытия выбран участок выше контрольного. При помощи ватного тампона нанесен состав: диметилсульфоксид + пинен (1:2), Время экспозиции 3 мин. Результат неудовлетворительный.. Для удаления слоев (2) и (3) была выбрана методика: при помощи ватного тампона на поверхность был нанесен состав диметилсульфоксид + пинен (1:1). Экспозиция 5 мин). Результат – слои размягчены. . Поверхность притиралась составом пинен + дамарный лак (4:1).. Раскрытие проводилось послойно вверх от контрольного участка при помощи микроскальпеля с контролем в микроскоп, с довыборкой «всухую». по вышеописанной методике. На изображении крыльев ангела выявлены авторские притенения. Для удаления плотной записи охристого цвета на изображении нимбов был применен 10% раствор аммиака, т.к. слой практически не размягчился от раствора диметилсульфоксида с пиненом (2:1). Результат – слой удален, выявлено авторское золочение. Фотофиксация. Раскрыв авторское изображение нимбов обнаружили, что изображение голов ангелов были переписаны с изменением контуров. Фотофиксация. В результате послойного раскрытия изображения руки: Выявлено: 0 – авторское изображение 1 – слой поздней олифы 10 – слой поздней записи. Раскрытие проводилось по выше описанной методике при помощи скальпеля с контролем в микроскоп. | 1.10.03 |
№ п/п | описание операции с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов | дата начала и окончания операции | подписи руководителя и исполнителя работ |
12 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Фотофиксация. Работа при помощи микроскопа показала, что золочение на изображении Богородицы позднее (лежит поверх слоя олифы). Советом принято решение удалить позднее золочение. В процессе раскрытия обнаружено, что авторский слой киновари на изображении ложа Богородицы более холодного оттенка. Т.к. авторский слой сильно потерт для удаления поздней записи наносим состав диметилсульфоксид + пинен (2:1). Экспозиция 3 мин. снимаю запись при помощи ватного тампона. результат – поздняя запись удалена. Послойное раскрытие нимба проводилось аналогично с раскрытием изображения нимбов Ангелов (5), (7). Используя микроскоп, обнаружено, что авторский слой изображения М фория Богородицы имеет более красноватый оттенок, поздняя запись – более холодный зеленоватый оттенок, т.к. авт. слой очень тонкий, для раскрытия выбран метод: А) ставим компресс диметилсульфоксид + пинен (2:1), экспозиция 5 мин. Б) удаляем запись при помощи ватного тампона Результат –слой поздней записи удален. При раскрытии изображения лика Богородицы обнаружена поздняя запись Макросъемка. Поздняя запись была удалена при помощи скальпеля с контролем в микроскоп «всухую». Поздняя запись темно-зеленого цвета на изображении дерева была удалена методом, описанным в п. (16). Фотофиксация. Поздние записи над изображением Богородицы и изображением пастырей были оставлены. Фотофиксация. Исследование в микроскоп выявило, что плотный слой охр. Цвета лежащий на полях и фоне является поздним. Советом принято решение удалить поздний слой, оставить только надпись на верхнем поле. Раскрытие проводилось методом, описанным в п. (7). Результат – поздняя запись удалена. Притирание раскрытого участка составом пинен + дамарный лак (2:1). Фотофиксация. Восполнение утрат живописи на раскрытом участке. Восполнение производилось в условной. манере (пуантель), в пределах утрат, акварельными. Красками «ЛЗХК». Фотофиксация. |
X. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ (фотографии, картограммы, схемы и пр.)
№ п/п | дата | наименование иллюстративного материала; характер и условия выполнения | кол-во | место хранения и архивный № |
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | До реставрации: Общий вид лицевой стороны иконы. Фрагмент № 1. В процессе раскрытия: Фрагмент №1 Фрагмент№2(с изображением головы 1-ого ангела) Фрагмент №3 (с изображением головы 2-ого ангела) Фрагмент №4 (с изображением головы 3-го) Макроснимки: Фрагмент с пробным раскрытием. Фрагмент руки первого ангела Фрагмент изображения дерева Фрагмент с изображением лика Богородицы. После раскрытия: Общий вид лицевой стороны иконы Фрагмент №1 После реставрации: Общий вид лицевой стороны иконы Фрагмент №1 о |
Примечание: перечень иллюстраций группировать по разделам («до реставрации» - «в процессе реставрации» - «после реставрации»), порядковые номера материалов, включенных в Приложение, обвести кружком.
XI. РЕЗУЛЬТАТЫПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации,
уточнение атрибуций и пр.)
Раскрыт фрагмент иконы от поздних записей, обнаружен авторский слой 178. Произведено восполнение утрат живописи.
Руководитель работы ______________________ “ 30 ” апреля 2004г.
подпись
XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННОГО СОВЕТА (выписка из протокола)
________________________________________________________________________________
наименование организации, № и дата протокола
XIII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА
Рекомендуется хранение при температуре + 18 - +20 градусов C и относительной влажностью 60 – 65 %.
Руководитель работы ______________________ “ 30 ” апреля 2004г.
Подпись
XIV. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПАСПОРТУ (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)
возможное место клапана
для материалов Приложения
После реставрации памятник передан _______________________________________________________________
название организации, № и дата акта о передаче
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Копии паспорта в 2-х экз.
переданы в _____________________________________________________________________________________
название организации, № накладной и дата передачи паспорта
ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:
Руководитель организации проф. М.М.Девятов _____________________________________________________________________
Руководитель работы проф. Ю.Г.Бобров
______________________________________________________________________
Реставраторы и другие
исполнители Карпенко Е. ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
М.П. _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ф.и.о., квалификация, должность подпись
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПАМЯТНИКА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ
дата осмотра | состояние памятника | должность, ф.и.о. |