Глава 1. Генезис морали как проблема




Проблема генезиса морали (на материале мифологии западных славян)

студента

курса отделения философии

(заочная форма обучения)

Лепникова Юрия Геннадьевича

Научный руководитель:

доцент Беляева Елена Валериевна

 

Минск 2011


Оглавление

Введение

Глава 1. Генезис морали как проблема

Глава 2. Специфика генезиса морали в мифологии восточных славян

2.1 Специфические черты восточнославянской мифологии

2.2 Признаки формирования моральных представлений в восточнославянской мифологии

Заключение

Литература


Введение

 

Важнейшей сферой взаимоотношений между людьми является мораль как особый способ практически-духовного освоения человеком действительности. На протяжении всей истории люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, честности и верности, человечности и товарищеской взаимопомощи. Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность образуют ценностный каркас нравственной культуры человека и общества. Нравственные ценности и идеалы, всегда выражавшие глубочайшие устремления человечества, открывали перспективу совершенствования общества и человека, придавали человеческой жизни высокий духовный смысл.

Это объясняет актуальность стремления постичь природу нравственных ценностей, разобраться в закономерностях происхождения и развития морали, чтобы достойно ориентироваться в жизненных обстоятельствах, иметь устойчивые жизненные цели и сознательно наполнять жизнь ценностным содержанием.

Такие стремления отразились в мифах и легендах, былинах и сказаниях в религиозных исканиях о добре и зле, человеческом предназначении, цели и смысле жизни человека.

Мораль - является одним из самых сложных, многоаспектных и содержательных феноменов человеческого бытия. Среди многочисленных определений понятия "мораль" самым содержательным, и наиболее полно описывающим его внутреннюю структуру, является рабочее определение морали, которое гласит: "мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различии добра и зла". Как можно видеть из определения, мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

"Моральная регуляция человеческих отношений уходит своими корнями в глубокую древность. Не будет преувеличением утверждать, что мораль - одна из самых древних форм человеческого сознания, ибо она возникает с человеческим сообществом: как только один человек начинает относится к другому человеку, их отношения сразу же приобретают ту или иную форму моральности или аморальности". История происхождения морали, процесс формирования моральных ценностей до сих пор остается не до конца не исследованным, а по сему не потерявшем свою значимость и актуальность. Сложности, возникающие в процессе исследования генезиса такого ключевого понятия в этике как мораль, коренятся, прежде всего, в понимании самого термина "мораль", а также в различных методологических установках его интерпретации и исследования его формирования. "Общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью многоаспектностью этого феномена". Также имеет место проблема недостатка исторического материала при исследовании генезиса морали на ранних стадиях в архаических культурах, что затрудняет возможность составления полной картины того исторического периода и тех условий при которых происходило формирование зачатков моральных представлений.

Проблем отсутствия достаточного количества каких-либо исторических свидетельств, в которых были бы освещены зачатки моральных представлений, ярко прослеживается при изучении генезиса морали в мифологии восточных славян. Из культурно-исторического наследия восточнославянской древности до нас дошло достаточно мало памятников славянской мифологии, по которым можно судить о наличии генезиса морали в ней. Причину этого стоит искать в христианизации древней Руси, прервавшей становление пантеона славянского язычества и процесс дальнейшей персонификации, очеловечивания природных явлений, наделения их человеческими чертами, поступками (и некоторыми моральными качествами, следовательно), превращение природных явлений в кумиров, богов, а затем и сложение легенд, поэм посвященных деяниям богов. Пришествие христианства обусловило систематическое уничтожение памятников языческой древности славян также в потере исторического материала древней славянской мифологии сыграл роль тот факт, что основным материалом, которым пользовались древние славяне, была легко поддающаяся разрушению древесина: некоторые из древних языческих текстов просто не дошли до современных исследователей только по тому, что они были написаны на дереве. Многие из памятников славянской древности были сожжены христианами, многие сгорели во время второй мировой войны.

Актуальность исследования генезиса моральных представлений в мифологии восточных славян заключается в том, что славянская мифология имеет ряд существенных отличий от большинства развитых мифологических систем: "славянская мифология отличается заметным своеобразием на фоне индоевропейской мифологической традиции, тем более она не похожа на мифологические системы Египта, Китая, Крайнего Севера и других частей ойкумены. В ней нет многообразия сюжетов, богов, героев, как в греческой мифологии, строгой иерархии римского пантеона, таинственности, загадочности и многозначности индийских и иранских мифов, сумеречной мрачности скандинавской мифологии". Также исследование генезиса морали в восточнославянской мифологии может способствует более глубокому пониманию такого важнейшего исторического события, как христианизация славян, их отказ от язычества.

Исследованием проблем генезиса морали занимались такие выдающиеся деятели науки, как профессор Апресян Р.Г. ("Этика: новые старые проблемы", "Идея морали и базовые нормативно-этические программы"); Дробницкий О.Г. - специалист в области истории философии и этики, автор ряда работ по современной западной моральной философии, теории ценностей, этике, методологии социально-философских и этических исследований; профессор Гусейнов А.А. написавший такие труды, как "Введение в этику", "Краткая история этики", "Великие моралисты"; Беляева Е.В. ("Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности"); Зеленкова И.Л. ("Этика: учебное пособие");

Научное исследование славянской мифологии началось со второй половины XVIII века, первыми учеными, взявшимися за исследование славянской мифологии, были М. Чулков и М. Попов. В частности М. Чулковым была предпринята первая попытка обобщения всех на тот момент известных знаний о славянской мифологии.

В XIX веке славянская мифология стала изучаться наиболее интенсивнее, а основным направлением при ее изучении был натур мифологизм. В начале XIX века появились труды профессиональных филологов А. Кайсарова и Г. Глинки.Г. Глинкой была предпринята попытка классифицировать всех богов славянского пантеона. Затем в свет вышли труды Д.О. Шеппинга ("Мифология славянского язычества"), А.Н. Афанасьева (создателя солярно-метеорологической школы в изучении мифов), А.А. Потебни и И.П. Захарова. Для исследователей славянской мифологии XX века был характерен подход, при котором миф рассматривался в его филологическом аспекте в качестве фабульного истока древнейших литературных жанров, а так же структурно-семиотический подход к мифу, ставящий своей целью рассмотреть миф как древнейшую знаковую систему. В XX веке появились исследования Любора Нидерле ("Славянские древности"), Д.К. Зеленина ("Очерки русской мифологии", "Восточнославянская этнография"), В.Я. Проппа, В.В. Иванова и В.Н. Топорова ("Славянские языковые моделирующие семиотические системы: Древний период", "Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов"), И.Г. Садовской ("Мифология") и Б.А. Рыбакова.

Целью данной работы является историческая реконструкция генезиса морали на материале мифосимволической системы восточных славян.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) эксплицировать проблему генезиса морали;

2) выявить соотношение между моралью и мифологией;

3) установить специфические черты мифологии восточных славян;

4) определить параметры генезиса морали в восточнославянской мифологии.

Объектом исследования в данной работе выступает мифология восточных славян, предметом - генезис морали, представленный в восточнославянской мифологии.


Глава 1. Генезис морали как проблема

 

"Мораль - это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему". Термин "мораль" - и по содержанию и по истории возникновения - латинский аналог термина "этика". В латинском языке есть слово, обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное "моральный" для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово "мораль", в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него употреблялось как обозначение и моральной философии, и ее предмета. В русском языке есть самобытный термин "нравственность", являющийся в целом аналогом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Хотя термины "мораль" и "нравственность" не совсем соответствуют друг другу по смыслу - в данной работе они будут рассматриваться как идентичные.

"Генезис морали - длительный процесс, в нем нелегко определить четкие временные и смысловые границы". Этика может считать, что мораль дана Богом, а может утверждать, что она определена историческими обстоятельствами или возникла биологически на генетическом уровне. Эти точки зрения на происхождение морали, принятые всерьез, в их прямом и обязывающем значении, дают абсолютно разные понимания морали. Одной из проблем изучения генезиса морали можно назвать плюрализм подходов к пониманию морали и процесса ее формирования: процесс происхождения морали рассматривается по-разному в различных этических системах. "По вопросу происхождения морали имеются существенные разногласия условно можно выделить четыре концепции ее возникновения".

Первая концепция происхождения морали - креационистская (от латинского creatio - творение) или "религиозная, согласно которой мораль дается человеку от Бога. По этому первоначальным и высшим основанием морали религия считает "Божественный закон", имеющий ряд градаций". Источником нравственности в рамках этой концепции является Бог. Мораль - это божий дар, отделяющий человека от мира животных.

"Божественные законы носят непреходящий характер, и по этому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона, "написанного в сердцах", даны человеку высшим авторитетом - Богом и сформулированы в декалоге - десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, но безоговорочной Верой в Бога (знаменитые слова Тертуллиана: "Верую, ибо абсурдно!"); Любовь к Богу предписывается как долг, потеря надежды расценивается как грех и наказание при жизни и после смерти (самоубийц, потерявших надежду, хоронят не в освященной земле, а за кладбищенской оградой)".

Вторая концепция - натуралистическаяили эволюционистская, "утверждающая, что мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой". Натуралистическаяконцепция - выводит мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижением нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как способ выживания вида в борьбе за существование (социал-дарвинизм), как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных в процессе эволюции: "Нравственные привычки, чувства, понятия - специфически человеческое достояние, результат длительного историко-культурного развития".

Недостаток натуралистической концепции заключается в том, что она стирает грань между социальным и биологическим, отождествляет человека и животное, приравнивает моральные ценности к животным инстинктам, биологическим императивам, объясняя возникновение морали ходом естественной эволюции. Представители натуралистической этики отрицают качественную специфику духовного мира личности, преувеличивают роль естественных наук в понимании и совершенствовании морали, принижают значение нравственного воспитания. Рассмотрение духовного мира человека через призму естествознания - пережиток классической методологии с ее уклоном на теоретико-эмпирические способы изучения человека и его внутреннего мира.

Третья концепция - социологизаторская. Социологизаторская концепция - "связывает возникновение морали исключительно с развитием общества. С этих позиций тайна нравственности заключена не в человеческом существе, а уходит своими истоками в социально исторические условия и потребности общества". Биологическое наследование уступило место реализации социальных программ, в содержание которых, в качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной преемственности. Мораль, с точки зрения социологизаторского подхода, рассматривалась как социальный заказ, требующий непременной реализации в виде наиболее оптимальной совокупности моральных норм и ценностей, обеспечивающих целостность и стабильность общества на данном историческом отрезке.

Недостаток социологизаторской концепции заключается в том, что ее позиция "неизбежно вела к авторитаризму, ибо ставила моральную регуляцию в зависимость от внешних факторов и авторитетов, игнорируя внутреннюю самоопределяемость личности и ее психологические, религиозные и другие параметры". Мораль, с точки зрения этой позиции, отдаляется от человека, становится всего лишь продуктом, товаром для реализации потребности общества в поддержании целостности и единства. Очень мало внимания в социологизаторской концепции уделяется рассмотрению морали как части внутреннего духовного мира человека: мораль не рассматривается как продукт свободного творческого акта личности, но скорее как товар, отвечающий общественному спросу.

При рассмотрении классической концепции понимания процесса генезиса морали и самого понятия мораль, становится очевидным почему не один из этих подходов к изучению происхождения морали не мог добиться полной, всесторонней рефлексии над ней и выявить закономерности ее происхождения. Классической методологии было свойственно рассматривать мораль в рамках замкнутой понятийной системы, присущей определенной концепции или направлению, что позволяло создавать стройные теоретические конструкции, отвергая не вписывающиеся в их структуру иные точки зрения и лишая, при этом, исследователя возможности всестороннего изучения объекта. Неклассическая традиция не была ориентирована на преодоление методологической проблематики в изучении процесса генезиса морали и представляла собой реакцию на те, или иные моральные процессы. Позже эта проблема была разрешена с появлением интегративного подхода и такой науки как синергетика.

Таким образом "более рациональным и современным представляется обобщающий интегративный подход, характеризующий концепцию, которая условно может быть названа культурологической. Не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями эволюции".

Стоит также обратить внимание на значимую роль синергетики в рамках интегративного подхода к изучению морали и ее формирования. "Синергетика (от греч. synergetike - содружество, коллективное поведение) - это наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок. При этом под самоорганизацией понимается появление определенного порядка в однородной массе и последующего совершенствования и усложнения возникающей структуры, т.е. образование структуры происходит не за счет внешнего воздействия, а за счет внутренней перестройки". В рамках синергетической методологии мораль рассматривается как самоорганизующаяся, неустойчивая, нелинейная система: ни совокупность факторов, ни какой-либо отдельный фактор не могут являться причиной возникновения морали, но сохраняют схожие (родственные) признаки с ней.

Подводя итоги изучения проблематики генезиса морали стоит также отметить, что несмотря на столь разноплановые подходы в изучении морали и ее происхождения, пожалуй, самой главной сущностной отличительной чертой морали, наличие которой ни одна концепция не может отрицать является способность морали объединять людей в общество, поддерживать его целостность и регулировать отношения между людьми в нем. Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения "человек - человек", "человек - коллектив", "человек - общество". Падение великих древних цивилизаций было обусловлено наличием в них морального кризиса, упадка нравов.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

) Проблема изучения генезиса морали носит методологический характер, и заключается в определении сущностных признаков морали, по которым можно определить момент ее возникновения.2) Среди научных подходов и концепций, исследующих проблему происхождения морали, можно выделить четыре основных:

креационистский (религиозный);

натуралистический;

социологизаторский;

культурологический (интегративный подход).

) В качестве наиболее эффективного подхода выступает интегративный (культурологический) подход, который считает генезис мораль социокультурно обусловленным.4) Основной функцией морали является регулятивная функция, служащая для упорядочивания отношений иподдержания жизнеспособности общества. По характеру ее реализации можно судить о возникновении морали в той или иной культурной среде.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: