Костюм 1830—186 0 гг. Резкое изменение моды




КОСТЮМ XIX Века

Великая французская буржуазная революция 1789 г. закрепила победу капиталистических отношений во Франции. Одежда санкюлотов

В одежде революционеров — санкюлотов отражается стремление к простоте, удобству, лаконичности форм, влияние элементов народного костюма, символика цвета, несущая революционно-патриотические идеи.

Мужской костюм состоит из короткой куртки — карманьолы, надетой поверх белой рубашки, длинных синих панталон, отделанных красной тесьмой, красного фриггийского кол пака с национальной кокардой. На шее — цветной свободно повязанный шарф-галстук. Под карманьолу надевали короткий жилет.

Такое же решение имел женский костюм: нижняя рубашка и верхняя короткая двубортная куртка без корсета, юбка из синего сукна длиной до середины икр прямой свободной формы, без каркасной основы. На голове — фетровая шляпа со страусовым пером и кокардой. Цветовое решение — красное, синее, белое; отделка — ярко-красная тесьма, широкий кант.

Оба костюма — мужской и женский — легли в основу костюмов должностных и общественных лиц эпохи Революции.

Французский костюм периода революции находился под влиянием классицизма, который утверждает новые эстетические представления и новую форму костюма без каркаса и пышности украшений.

В женской одежде – это тонкое муслиновое или батистовое светлое платье без отделки и украшений, надевается на трико или на обнаженное тело. Высокая линия талии определяет соотношение пропорций короткого лифа и длинной прямой юбки. Сзади небольшой шлейф.

Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая,

заложенная сзади встречным и складками юбка, цвет, колорит и фактура ткани напоминают античный костюм.

Головные убор ы и обув ь также подражали античной форме — обручи, сетки, диадемы, пышные повязки со страусовым и перьями,

бархатные и шелковые ленты поддерживали прически с греческим узлом или короткие кудрявые стрижки.

Туфли — плоские на низком каблуке, светлых тонов со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий.

ВЫРАБОТКА ОБЩЕГО ТИПА

ГОРОДСКОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КОСТЮМА

Будучи периодом расцвета капитализма, XIX в. явился началом его перерастания в империализм. Начало XIX в. знаменуется промышленным переворотом в Западной Европе, бурным ростом производительных сил, установлением буржуазных производственных отношений.

Развитие моды в XIX в. происходит очень интенсивно и затрагивает в основном женскую одежду, в то время как формы мужского костюма все более стабилизируются. На первое место выдвигаются его практичность, целесообразность, строгий внешний вид. Это объясняется прежде всего изменившимся образом

жизни, новыми эстетическими идеалами XIX в. и определенным положением женщины в обществе. Огромное значение в частой смене моды в XIX в. имеет погоня за увеличением прибыли, за ускорением оборота капитала при капиталистическом способе производства. Мода, по выражению К. Маркса, определяет потребление. С ее помощью увеличивается спрос на товары и круговорот деньги — товар — деньги приобретает бешеную скорость.

Первенство в области женской моды по-прежнему остается за Францией, мужской — за Англией.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫИ АССОРТИМЕНТ ОДЕЖДЫ.

ТКАНИ. ЦВЕГОВАЯ ГАММА.

Костюм 1800—1825 гг. Стиль ампир

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Многие архитектурные сооружения почти полностью копировали памятники

Рима. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы или росписи на неподвижной глади

дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Силуэт костюма ампир стремиться к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

Мужской костюм

В мужском гардеробе повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлым и панталонами, и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде.

Зимой и осенью мужчины носят редингот с нескольким и воротниками или пелериной, которая является очень модной деталью как мужской, так и женской верхней одежды этого периода.

Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшим и загнутыми с боков полями.

Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Женский костюм

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Несмотря на то что пропорции его остаются такими же, как в конце XVIII в., применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма.

Кроме того, в нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок. В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, напоминающий силуэт стройной колонны. Платье делаю т из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью.

Платье часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широкой манжете.

Огромную роль в женском костюме продолжали играть шали, шерстяные и шелковые, однотонные и с цветной орнаментальной каймой, украшенные вышивкой, бахромой. Стоимость их намного превышала стоимость всего остального костюма и свидетельствовала о высоком имущественном положении ее носительницы.

К концу периода женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами.

Расширяется линия плеча, линия груди остается завышенной, талия опускается ближе к естественной, линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводя т к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом, зимние — стеганные на вате или подбитые мехом.

Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой и перчатками, часто без пальцев (митенями).

Туфли — открытые, плоские, кожаные, на низком каблуке.

Костюм 1830—186 0 гг. Резкое изменение моды

Период крушения империи Наполеона и реставрации королевской власти Бурбонов во Франции характеризуется усилением в костюме романтических черт.

Мужской костюм

В мужском костюме, который по ассортименту и основным формам остается неизменным, большое значение придается дополнениям: галстуку, шляпе. Повышается добротность дорогих шерстяных и тонких льняных тканей.

Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — блестящую разноцветную парчу.

Однако это стремление к пышности феодального костюма не имело достаточно прочной базы в жизни общества XIX в. и носило преходящи й характер.

Уже с начала 50-х годов окончательно побеждает функциональность, целесообразность форм мужского костюма, утверждается мешковатый силуэт. Фрак из каждодневной одежды становится лишь парадной. Его заменяет сюртук —

более удобная закрытая одежда с застежкой на пуговицы. В 60-х годах сюртук заменяют пиджаком (в прошлом часть охотничьего костюма), который вместе с брюками и жилетом начинают делать из одно й ткани. Еще раньше

в верхней мужской одежде появляется пальто, короткое, прямого силуэта.

Цветовая гамма ограничивается темными (синим, коричневым, зеленым, черным) цветами.

Рисунок ткани — клетка, узкая полоса. В летнем ассортименте допускались серый, белый и кремовый цвета.

С этого времени вплоть до 60-х годов XX столетия изменения в мужской моде касаются в основном формы деталей (воротников, лацканов), длины и ширины низа брюк, застежки (двубортной или однобортной), степени прилегания по основным линиям силуэта.

Ассортимент, форма и цвет одежды окончательно стабилизируются.

Основным головным убором остается цилиндр.

Обувь — сапоги и закрытые туфли черного цвета.

Женский костюм

Женский костюм с начала 30-х годов претерпевает резкое изменение моды, касающееся решительно всех его сторон: использования тканей, силуэта, конструктивного и декоративного решения, отделки, украшений.

Возрождающееся в это время во Франции производство дорогих и разнообразных тканей, кружев, галантереи, украшений является необходимой базой для создания нового костюма, объединившего элементы стилей эпохи Возрождения, барокко, рококо. Это — платье с очень узкой, опять стянутой жестким корсетом талией, непомерно широким и вверху и на линии локтя рукавами, низким декольте и несколько спущенным и плечами, расширенной книзу юбкой длиной до щиколоток. Такие платья из светлого атласа и бархата обильно украшали лентами, кружевами, оборками, дополняя их пышными головными уборами, перчатками, ювелирными украшениями.

Гораздо большим чувством меры и художественным вкусом отличаются силуэт и формы костюма 40—60- х годов, также развивающиеся в романтическом стиле, но создающие более строгий и элегантный облик. Юбка поддерживалась волосяным чехлом — кринолином (от франц.: crin — конский волос, lin — лен), лиф — на корсете, рукав узкий, длинный. Пропорции четкие, устойчивые: линия плеча естественная, округлая, линия талии на естественном уровне, линия бедер гиперболизирована. Силуэт в фас уплощен, в профиль имеет форм у треугольника. Широко распространена отделка — белый воротничок различных размеров и формы, и манжеты.

Характерной особенностью женского костюма того периода является разнообразие его ассортимента по назначению. Светская дама обычно имела утренние наряды — распашной капот, пеньюар; домашнее платье из скромной шелковой ткани для приема утренних гостей; костюм для прогулки, состоявший из платья и верхней

одежды — шали, редингота, манто, пальто.

Цвет платья определялся сезоном, назначением и возрастом. Верхняя одежда чаще делалась темных цветов (коричневых, темно-красных, синих, зеленых) из шерсти, полушерсти, бархата. Для визитных и прогулочных костюмов женщины среднего возраста выбирали различные оттенки зеленого и коричневого, молодые носили светлые цвета: голубой, розовый, кремовый, белый. Для пожилых нарядными цветами были светло-серый, сиреневый, лиловый.

Черный бархат был преимущественно вечерней тканью.

Обувь этого времени — на низких каблуках с квадратной носочной частью.

Огромную роль в костюме играют перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).

Шляпы сохраняют форму капора с высокой тульей.

Костюм 1870—189 0 гг.

На протяжении 70—80-х годов происходят дальнейшие стандартизация и стабилизация мужских костюмов и расширение ассортимента но назначению. Изменения, диктуемые модой, касаются частностей. Усиленно развивается промышленное массовое производство мужской одежды, которое к концу века окончательно вытесняет индивидуальное.

Женский костюм

Изменяется форма каркасной основы платья. Округлые пышные формы кринолина заменяются узкой в боках, прямой юбкой с турнюром ниже линии талии спинки. Платье состоит из гладкого, облегающего лифа с длинными рукавами, прямой длинной юбки, с драпированным или заложенным байтовыми складками полотнищем на спинке — треном. Поверх основной юбки по краю лифа пришивалась верхняя юбка, которая драпировалась

спереди или на боках, отделывалась кантами, вышивкой, плиссировкой, кружевом, бантами.

Сзади она была короче и разрезалась посередине, открывая пышный трен. Женская фигура, стянутая длинным корсетом, стройная и изящная, ассоциировалась с образом русалки.

Этот женский костюм был очень декоративен, в нем одновременно использовались ткани, разные по цвету и фактуре, многообразные отделки и украшения.

Уменьшение объемов платья вводит в моду более удобную и практичную верхнюю одежду, заменяющую круглые ротонды предшествующего периода.

К концу 70-х годов в моделировании костюма появляются новые идеи и образы. Возникает интерес к народному костюму, к восточным формам. Впервые предлагаются морские мотивы. Но как и при заимствовании художественных стилей прошлого, в использовании этих идей не было художественной цельности: народный орнамент вышивки механически переносился на модное платье; в «морских» костюмах яркая синяя тесьма, двубортная застежка с якорями, головной убор по мотивам бескозырки.

В конце века большое влияние на одежду оказывает развитие спорта. В мужском костюме появляются короткие брюк и типа гольф, легкие куртки, цветные рубашки, мягкая фетровая шляпа. В женском костюме создается новый ассортимент: суконные широкие брюки, юбки и короткие жакеты для езды на велосипеде. Новые костюмы характеризуются отсутствием вычурных линий, конструктивностью и целесообразностью.

Широкое распространение получает женский английский костюм (блузка, юбка и жакет) не только в среде служащих женщин или студенток, но и в среде богатой верхушки. Белые крахмальные мужского типа воротнички, галстуки, манжеты украшаю т визитные платья, придавая им подчеркнуто скромный, строгий и деловой вид.

В 90-е годы в женский костюм проникает влияние зарождающегося стиля модерн (современный, новый).

Модерн возник как отрицание эклектизма буржуазного искусства и попытка найти выход из создавшегося тупика.

Однако вместе с буржуазным эклектизмом новый стиль часто отрицал и художественные достижения прошлого. В костюме новый стиль проявился в претенциозных и вычурных формах, отразивших чувственное понимание красоты.

Платья имели узкий лиф с тонкой талией, юбку клеш, рукав, узкий внизу с расширенным, присборенным окатом и укороченной линией плеча, высоки й закрыты й воротник. Новая форма корсета придавала фигуре 8-образный изгиб: грудь поднята, талия туго стянута, живот уплощен, линия спины от талии имеет резкий прогиб почти под прямым углом. Все конструктивные и декоративные линии также повторял и этот изгиб.

Головные уборы в конце века имели высокую тулью и маленькие поля. По мере увеличения высоты причесок они приобретают вид наколок, украшенных цветами, перьями и маленькими чучелами птиц.

Необходимыми дополнениями были перчатки, муфты, сумки.

Обувь изготовляли разного ассортимента: высокие ботинки на шнуровке или пуговицах, туфли из цветной и черной кожи и шелка с пряжками, бантами, розетками, на высоком изогнутом каблуке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: