Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков




Эффективность конкурентных рынков

 

Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.

 

Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального с точки зрения общества, то есть соответствующего структуре его потребностей, набора благ. Так как рыночные цены отражают общественную ценность продукта, а предельные издержки его производства - ценность используемого для производства данного продукта ресурса, то соизмерение этих показателей будет свидетельствовать о степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, то есть эффективности их распределения. Наиболее эффективное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене МС = Р, так как в этом случае предельные издержки по ресурсу и предельные выгоды от его использования уравниваются.

 

Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.

 

Как мы уже знаем, на совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС =Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят продукцию с минимальными средними издержками Р = LRACmin. Это означает, что в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению LRMC = P = LRACmin (рис. 13.11). Следовательно, для данного типа рынка выполняются оба условия эффективности и он является экономически эффективным.

 

 

Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому следует стремиться. Здесь имеются свои ограничения. Во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и к снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов. Во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса.

 

 

Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков

 

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:

– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

 

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 14.1)

 

Рис. 14.1. График предельного и совокупного дохода

 

Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

 

На рис. 14.6 и 14.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

 

Рис. 14.6. Убытки производителя и потребителя

при ценах (Р1) ниже равновесного уровня

Рис. 14.7. Убытки производителя и потребителя

при ценах (Р2) выше равновесного уровня

 

 

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: