РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА В НОРМЕ




Речевой онтогенез: взгляд лингвиста

 

 

Труды замечательного лингвиста А.Н. Гвоздева по детской речи известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка: его знают и лингвисты, и психологи, и логопеды – и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 году Н.С.Жукова провела большую работу – тщательный анализ книги А.Н.Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (М., 1961) и на его основании разработала таблицу – "Схему системного развития нормальной детской речи". Эту схему автор предлагает использовать "в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком", поскольку при оценке речи детей с ОНР Н.С.Жукова рекомендует выявлять "не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено" (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990).

Я нисколько не хочу умалить заслугу Н.С.Жуковой: я уверена, что один тщательнейший лонгитюд может действительно показать реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе. И все-таки нельзя забывать следующее: во-первых, это все же один ребенок – Женя Гвоздев (1921 года рождения, хотя как раз это не так уж важно, поскольку строй нашего языка за это время не изменился); во-вторых, ребенок референциального речевого стиля. За годы, прошедшие со дня смерти А.Н.Гвоздева (он умер в 1959 году) появились новые данные, характеризующие усвоение языка ребенком. В наш Фонд данных детской речи (дневники, расшифрованные аудио- и видеозаписи, словари детской речи, база данных детских речевых инноваций и др.) вошел и дневник Александра Николаевича Гвоздева, введенный в компьютерную базу данных. В-третьих, Н.С.Жукова составляла таблицу не по дневнику А.Н.Гвоздева, а по его сборнику научных трудов, в котором, естественно, отражено только то, что входило в круг научных интересов автора (в первую очередь, фонетика и морфология), и не описаны лексика и словообразование. Книга А.Н.Гвоздева "Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка" была подготовлена к изданию гораздо позже племянницей А.Н.Гвоздева Е.С.Скобликовой и вышла в Куйбышеве в 1990 г. тиражом 1500 экз. При этом надо иметь в виду, что А.Н. Гвоздев не фиксировал понимание речи ребенком, а систематические подробные записи активного лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев и 14 дней – с возникновением лексического скачка в речи ребенка, когда отец-лингвист заинтересовался речью сына, верно почувствовав значение изучения детского языка для языковедения (именно так называлась первая работа Гвоздева по детской речи) – до этого момента отрывочные записи производились матерью Жени.

Поэтому период начального лексикона, когда существует значительный разрыв между пониманием речи и "говорением", изучать "по Гвоздеву" вообще нельзя. Именно в этом, вероятно, кроется причина некоторых досадных ошибок в таблице, составленной Н.С.Жуковой.

Результаты анализа и систематизации материалов Фонда данных детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА В НОРМЕ

 

Возраст
Область языковой компетен-ции 0-1 год 1-2 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет  
Фонетика Развитие восприятия: возникновение различных реакций ребенка на звуки и речь; различение интонации; восприятие основных фонологических противопоставлений родного языка Развитие продуцирования: крик (новорожденный), гуление (1-3 мес), лепетные слоги (4-6 мес), лепетные цепи (6-8 мес), лепет с расподобленными слогами (8-12 мес); имитация некоторых звуков Восприятие: становление фонематического слуха. Продуцирование: усвоение системы гласных фонем; усвоение многих согласных фонем. Лепет с интонацией предложения Фонетические ошибки: Слоговая элизия; пропуск отдельных согласных; добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу); ассимиляция в области гласных и согласных; упрощение любых стечений согласных (кластеров) замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная Фонетические ошибки: Слоговая элизия только в 4-5-сложиых словах (к 2,6), ассимиляция в области гласных и согласных (до 3), пропуск отдельных согласных (до 3). Упрощение многих стечений согласных (после 3-х - лишь отдельные группы). Замена согласных, сложных для артикуляции (ц, ч,ш,ж,щ, р, р', л, л'). К 3 г. в основном типичные замены согласных. Замена Ына И (до 3) Метатезис Типичные замены согласных, сложных для артикуляции (ц, щ, ч, ш, ж, р, р', л, л') Метатезис Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции (щ, ч, ш,ж, р, р', л, л') Метатезис Метатезис в речи левшей и амбидекстров  
Словообра-зование   К 2 (2,6) г. - первые словообразовательные инновации (сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суф. притяжательности) Овладение некоторыми словообразовательными моделями   Увеличение количества словообразо-вательных инноваций Овладение различными словообразовательными моделями Рост числа инноваций в речи детей референциального речевого стиля  

 

  0-1 1-2 2-3 3-7
Лексика 8-9 мес. - первые слова в пассивном лексиконе, 8-12 мес.- первые слова в активном лексиконе. К 1 году - 1-5 слов в активе; 30 - 60 - в пассиве. Разрыв между пониманием и говорением к 1 году - соотношение актива и пассива 1:10/20.   Начальный лексикон (протослова, слова языка нянь, нормативные слова, застывшие фразы). Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1:10) до возникновения лексического взрыва(соотношение 1:4), а после лексического взрыва исчезающий (в возрасте от 1,9 до 2,6 лет). Лексико-семантическая сверхгенерализация Детская омонимия Игровые переименования Исчезновение слов языка нянь, протослов и застывших фраз. Исчезновение лакуны между пассивным и активным лексиконом Значительный рост словаря Развитие лексического значения Лексико-семантические инновации (см. след. графу) Появление синонимов, антонимов, многозначных слов; выстраивание родо-видовых иерархий Количественный и качественный рост словаря: усвоение родо-видовых отношений, развитие синонимии, антонимии, появление абстрактных существительных, освоение многозначности и омонимии, освоение фразеологизмов Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и др.; ассоциативные замены - смешение паронимов, антонимов и др.)  

 

  0-1 1-2 2-3 3-5 5-7
Морфоло-гия   Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных, местоимений различных разрядов, наречий, крат. страд. причастий прош. врем., первых числительных. К 2 г. - появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ., время, число, лицо, род глагола. К 2 г. - первые формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола; унификация основы сущ. и глаг.: сохранение неподвижности ударения; устранение чередований согласных; устранение беглых гласных; устранение супплетивизма; устранение наращений основы. Первые инновации при усвоении формальной стороны ГК (см. следующую графу). Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов) Усвоение плана содержания следующих ГК: рода и скл. сущ. (муж. и жен. р., 1 и 2 скл.), вида глагола. Устранение сущ. ср.р., 3 скл.; "перевод" из одного скл. в другое; смешение одушевленных и неодушевленных сущ. Инновации при усвоении формальной стороны ГК: унификация основы (см. ранее); смешение окончаний сущ. (им.п. мн.ч., род.п.мн.ч., тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) – экспансия флексий, смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.; образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum; ошибки в словосочетаниях с числительными От 3 до 4 лет– рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля при усвоении формальной стороны различных ГК, связанных с унификацией основы и с неверным выбором формообразующего аффикса: внутрипадежное смешение оконч. сущ. разных склонений; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.; окказ. образование родовых пар у сущ.; окказиональное образование сравнит. степени прилаг. и наречий; смешение оконч. глаголов, суффиксов императива; суф. причастий; окказиональное образование видовых пар глагола Уменьшение количества ф-обр. инноваций в речи детей Дольше всего сохраняются в речи следующие инновации: унификация ударения; смешение оконч. род.п. мн.ч.; смешение оконч. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.; образование форм числа сущ. pluralia/singularia tantum; ненормативное склонение нескл. и разноскл. сущ.; образование окказ. родовых пар у сущ. общего рода, зоонимов, у сущ. м.р., обозначающих лицо по профессии; окказиональное образование сравнительной степени прилаг.; ненормативное склонение числительных; образование окказиональных видовых пар глагола, окказиональное образование причастий.  

 

  0-1 1-2 2-3 3-4 4-7
Синтаксис   До 1,8-2 - голофразы 1,6 -1,10- двусловные высказывания "телеграфного стиля" 1,8 - 2 - трех-/четырехсловные предложения с особым порядком слов 1,9-2 - предложения со словами вот, это, какой (какая, какие), пусть, давай К 2 -2,6 - двух-/ - трехсловные предложения со склоняемыми и спрягаемыми словами без предлогов или с протопредлогами Многословные предложения: с однородными членами (без союзов>с союзамии, а, или), со сравнительными оборотами (с союзом как) Сложные бессоюзные (со значением противопоставления) Сложные с прямой речью Сложносочиненные (с союзами и, а, а то) Сложноподчиненные (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, чтобы, если) Вводные слова (наверно, конечно) Развитие связной речи Развитие диалога Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в эгоцентрической речи) Игровые квазидиалоги   Синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании) Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи Сочинение собственных сказок и стихов (чаще всего - в эгоцентрической речи)   Синтаксические ошибки
Метаязы-ковая деятель-ность   Осознание ребенком факта, что все предметы имеют названия Вопросы о названиях предметов, требования назвать предмет (с помощью жестов, протослов). Избирательное отношение к предлагаемым для подражания образцам. Исправление собственных коммуникативных неудач в общении со взрослым с целью достижения коммуникативных целей и намерений 2 г. - появление самоисправлений в речи ребенка (в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса). Детская этимология. Около 3 - оценка предшествующих стадий собственного языкового развития; исправление речи взрослых и других детей.   Вопросы о значении слов Осознание многозначности и омонимии Языковая играв речи ребенка Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии Толкование значений слов Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о произношении слов, о различных языках и др. Развитие фонематического анализапри обучении чтению и письму Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми).

 

Комментарии к таблице.

Фонетика

Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова - гавá; магазин - зин/масин.

Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.

Добавление гласных в конце слова: стул - тюл я; платок - тёк а.

Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: кон ф ета - ф а ф ета; ра б ота - б а б ота (полная ассимиляция в области согласных); баб у ля - б у б у ля, капюшон - кап а сён (в области гласных).

Упрощение стечений согласных (кластеров): ст ол - т ёй; сп ать - п ать; ми шк а - ми к а; пр ивет - п ивет.

Типичная замена гласных: с ы р - с и й; г у сь - г о сь; д е да - д и да.

Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.

Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не х очу - ни ф асу; го р ка - го н ка, г у лять - г и ять.

Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.

 

Словообразование

Словообразовательные инновации - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом; работливый гном, балеринье платье; нарядница и красотница, встречник, дарильщик. павлинёнок, силость, заниманье, белота, завид; украсивиться, аппетитовать сушками, вскарабкай меня туда, отожмурь глаза; одетый по-давнему, кричали по-человеческому.

Лексика

Протослова - устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки - всё интересное; ть - желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа - горячо, опасно.

"Язык нянь"- языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.

Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.

"Застывшие фразы"- выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! - вот так!; маня - мама Аня, баби - баба Ира.

Лексико-семантическая сверхгенерализация - распространение сферы использования слова: ава (собака) - все четвероногие; дяка (ягода) - яблоко, персик, слива; дай - возьми; требование сделать что-нибудь: дай бай-бай мама (дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой).

Детская омонимия - совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикулято­рных возможностей ребенка: ми - мишка, мышка, мыло; така - травка, трактор; тя - чай, ставь; мака - маленький, масло, мясо.

Игровые переименования - сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: цветок - о кожуре открытого банана; шапочка - о стаканчике, надетом на голову.

Лексико-семантические инновации - употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:

расширение значения слова: Выступает ансамбль - Петpова Света.

сужение значения слова: Я не человек, я девочка.

образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Дай мне деревянную булку (о сухаре); Можно заболеть карантином.

Ассоциативные замены:

смешение паронимов: Там цыплята вылепились (вместо вылупились);

смешение антонимов: Вчера куплю конфетку; Я завтра был у Вадика.

 

Морфология

Окказиональное конструирование основы глагола: вставает, скакает, прятает, сосает; нарисуть, нарисовает, целуть, кладила, сорвил, нажмала.

Унификация основы - сохранение неизменяемой основы слова:

сохранение неподвижности ударения: нoгами, кuта, yшами, спaла, попuла;

устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), бежу, стережу, увиду; ухи;

устранение беглых гласных: у львёнока, огуреца, вынь палеца из рота, на ковёре, терёшь на тёрке, выгну ( выгоню ) из кровати;

устранение супплетивизма - неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: слонёнки, котёнки, ребёнки, мышонки, поросёнки; человеки, людь;

устранение наращений основы: с имем, без имя, нет мати (матери).

Смешение окончаний существительных: это глазы`, рóги; вилком, ложком; лампов, утятков, оленев, про гусёв, нет бусов; на береге, во рте, на грибу;

экспансия флексий - употребление в определенной падежной форме одного, опредленного, "главенствующего" окончания (напр., в тв.п. ед.ч.- только ОМ, в род.мн.- ОВ);

смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.:. два зайца на плечев, котята не бывают в тапочков, на кустов;

образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum - образование формы числа сущ., в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа: резать ножницем, колготка, какой-то дров; много капустов, много мозаиков, много дрянев;

ошибки в словосочетаниях с числительными: два пеленок, три цветочков, четыре лягушек, две санки/два санка.

устранение существительных среднего рода: большую яблочку, другую колечку, большую ведерку; другую мясу;

«перевод» существительных из одного рода в другой: другой липучек, одна носочка, маленькую листочку;

устранение существительных 3 склонения: такую глупостю, помазала мазем, с солем, морковка с грязей, этого лошадя;

употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: смотреть месяца, пирожка испечем; про теремка, про города, дать кубика, про овощев;

склонение несклоняемых существительных: играть на пианине, едет на метре, за бедной кенгурой, ловить лассом;

окказиональное образование родовых пар у сущ.: корова с коровом, медвежиха, папа крольчих, утка и ут ( зоонимы ); нельзя быть плаксом таким (общий род); парикмахерка, врачка, командирщица (сущ, обозначающие лицо по профессии)

окказиональное образование сравнительной степени прилаг. и наречий: высотее, чистее, многее, хорошее, шерстянее;

смешение окончаний глаголов: посплют, едýт, грызят;

смешение суффиксов императива: стои, пои, искай, не смеись;

смешение суффиксов причастий: машина сломата, нос завязат, наполнета, место не занено, расколонный;

окказиональное образование видовых пар глагола: украшивать, украдывать, очистивать, отнасывать, расстелять, надобиться, наискать.

Синтаксис

Голофразы - однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами: Мама - мама, требование дать что-нибудь, где мама?, мама пришла, мамина сумка и т.п.

Высказывания "телеграфного стиля" - предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов: Мама бай. Папа ням-ням. Аня спать. Ника Така чу-чу ( Виталик не поросенок ).

Протопредлоги - гласные (обычно "а"), употребляемые на месте предлогов: а яню - про Ваню, а диян - на диван, а каитку - за калитку.

Квазидиалоги - диалоги "с самим собой" в эгоцентрической речи ("речи для себя"), в которых ребенок выступает в различных ролях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: