Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время, развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения, в школе были проведены организационные мероприятия:
- составлен перечень программ внеурочной деятельности (Приложение 2)
- разработано Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу), кружку внеурочной деятельности педагога (приказ от 22.06.2017 № 01.09/35-02);
- изучены интересы учащихся БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ» и информированы родители (ежегодно в мае учащиеся и их родители выбирают кружки внеурочной деятельности на следующий учебный год, в соответствии со своими интересами и способностями);
- подобраны кадры для проведения внеурочных занятий (из числа педагогических работников: классные руководители, педагоги-предметники, педагог-психолог, педагог-организатор, социальный педагог);
- подготовлены и утверждены рабочие программы внеурочной деятельности (все программы внеурочной деятельности размещены на официальном сайте БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ»);
- составлен план внеурочной деятельности (Приложение 3);
- составлено расписание кружков внеурочной деятельности (Приложение 4);
- определена занятость учащихся во внеурочной деятельности (Приложение 5) и составлены индивидуальные траектории учащихся.
В БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС реализуются все 5 направлений, что дает возможность каждому ребенку выбрать кружки в соответствии со своими интересами и способностями.
| № п/п | Внеурочная деятельность | |
| Направления: | Название объединения | |
| Духовно-нравственное | Азбука истоков | |
| «Истоковедение» | ||
| Общеинтеллектуальное | Проектная деятельность | |
| «Учись учиться», кружок | ||
| «Компьютерная азбука» | ||
| Занимательная география | ||
| Информатика | ||
| Литература Вологодского края | ||
| Основы информатики | ||
| Летопись школьных дел | ||
| ИКТ | ||
| Общекультурное | Весёлое рисование | |
| «Вокально-хоровой» | ||
| «Домисолька» | ||
| Изобразительное творчество | ||
| Театральное объединение «Радуга» | ||
| Социальное | «Праздник в школе» | |
| ЮИДД | ||
| Социальный проект | ||
| Школьное лесничество «Ель» | ||
| Спортивно-оздоровительное | Путешествие в страну Баскетболию | |
| Разговор о правильном питании | ||
| «Без движений не сидим» | ||
| Школа здоровья |
Дополнительное образование - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых. БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ» имеет лицензию и реализует кружки дополнительного образования, как на бесплатной основе, так и платной.
Цель дополнительного образования:удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- реализация практико - деятельностной основы образовательного процесса.
Для создания системы дополнительного образования в школе были проведены организационные мероприятия:
- получена лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере «Дополнительное образование детей и взрослых»;
- разработаны и утверждены следующие локальные акты:
ü Правила приёма учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ» (приказ от 01.08.2017 № 01.09/42-02);
ü Положение о количестве обучающихся в объединении, их возрастных категориях и продолжительности учебных занятий (приказ от 01.08.2017 № 01.09/42-02);
ü Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля освоения дополнительных образовательных программ и итоговой аттестации обучающихся БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ» (приказ от 01.08.2017 № 01.09/42-02);
ü Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных программ БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ»;
ü Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы (приказ от 01.08.2017 № 01.09/42-02);
- изучены интересы учащихся БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ»;
- составлен перечень программ дополнительного образования (Приложение 6)
- пройдены курсы повышения квалификации «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности» педагогами, реализующими кружки дополнительного образования;
- подготовлены и утверждены рабочие программы кружков дополнительного образования (все программы кружков дополнительного образования прошли внутреннюю экспертизу и размещены на официальном сайте БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ»);
-составлено расписание кружков дополнительного образования (Приложение 7).
В БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ» реализуются следующие направления дополнительного образования:
| № | Направление | Название кружка |
| Социально-педагогическое | История в лицах с 9 по 21 век» | |
| За страницами учебника обществознания | ||
| «Великие полководцы России» | ||
| Летопись школьных дел | ||
| Решение задач повышенной сложности по обществознанию | ||
| Туристско-краеведческое | Туризм, 8-9 класс | |
| Туризм, 1-2 класс | ||
| Естественно-научное | Реальная математика | |
| Реальная математика | ||
| Практическая физика | ||
| Познание мира по картам | ||
| Теоретические основы биологии | ||
| Язык и речь | ||
| Исследовательская деятельность | ||
| Химия вокруг нас | ||
| Физкультурно-спортивное | Спортивная секция | |
| Шахматы | ||
| Художественное | Вокально-хоровой | |
| Веселое рисование |
Занятость детей в кружках дополнительного образования (Приложение 8)
Формы работы с детьми как во внеурочной деятельности, так и в дополнительном образовании разнообразны: предметные недели, библиотечные уроки, круглый стол, соревнование, турнир, концерт, выставка, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, исследовательские и проектные работы, поход, экскурсия, день здоровья, подвижные игры, «Весёлые старты», беседы, акции и другие.