Стиховедение: стиховая фоника




Основная литература:

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — М., 2002. С. 83-112.

Дополнительная литература

Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. — М.,-СПь., 2002. С. 47-54.

Гаспаров М. Л. Стихораздел и рифма // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С. 31—65.

Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория // Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л., 1975. С. 235—433; 569—586.

Самойлов Д. Книга о русской рифме. — М., 1982.

Основные понятия:

“Рифма”, “Белый стих”, “Ассонанс”, “Аллитерация”, “Точная рифма”, “Богатая рифма” – а также все разновидности рифм, приведенные в предметном указателе в учебнике В.Е.Холшевникова (Основы стиховедения.- М., 2002) на с. 200.

 

7. Стиховедение: строфико-интонационная организация стихотворения

Основная литература:

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — М., 2002. С. 113-194.

Дополнительная литература:

Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. - М.- СПб. 2005.С. 55-70

Гаспаров М. Л. Строфика. Твердые формы // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С.151220.

Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л., 1975. С. 433—538.

Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского литературного стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969. С. 327—511.

Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. — Л., 1991. С. 85—122.

Основные понятия:

“Строфа”, “Перенос”, “Октава”, “Одическая строфа”, “Балладная строфа”, “Сонет”, “Терцины”, “Напевный стих”, “Говорной стих”.

 

Внутренний мир художественного произведения. Художественное время и пространство.

Основная литература:

Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8 (или: Сухих И.Н. – хрестоматия, с. 153-170)

Дополнительная литература:

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. С. 234—407.

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 251—292.

Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига, 1988.

Тексты для анализа на занятии:

Чехов А.П. Гриша

 

Основные понятия:

“Художественное время”, “Художественное пространство”, “Хронотоп”, “Предметный мир”, “Авторская позиция”.

 

Литературные персонажи

Основная литература:

Гинзбург Л. Я. Структура литературного героя // Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. С. 89—149.

Дополнительная литература:

Фарино Е. Литературные персонажи // Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. С.105-276.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983. С. 113—115.

Никонов В. А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. -Л.,1971. С.407-419.

 

Тексты для анализа на занятии:

Тургенев И.С. Рудин

 

Основные понятия:

“Литературный герой”, “Структура героя”, “Прототип”, “Ономастика”.

 

Сюжет и фабула.

Основная литература:

Томашевский Б. В. Фабула и сюжет // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. С. 179—190.

 

Дополнительная литература:

Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 3 тт. Т. 2. — М., 1964. С. 408—426.

Мотив // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. - М., 2008. С. 130—131.

Чудаков А. П. Фабула и сюжет // Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971. С. 188—244.

Веденяпина Э. А. Сюжет в лирике Лермонтова// Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981. С. 557—558.

Манн Ю. В. Структура конфликта в романтической поэме // Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976. С. 99—141.

 

Тексты для анализа на занятии:

Чехов А.П. Дама с собачкой

 

Основные понятия:

“Сюжет”, “Фабула”, “Мотив”, “Событие”, “Конфликт”, “Коллизия”, “Экспозиция”, “Завязка”, “Развитие действия”, “Кульминация”, “Развязка”.

 

Итоговое задание:

составление плана-конспекта по одной из следующих тем (в опоре на материал уже состоявшихся трех практических занятий по теме):

«Художественное пространство и время в рассказе А.П.Чехова «Гриша»;

«Система персонажей в романе И.С.Тургенева «Рудин»»;

«Поэтика главного героя в романе И.С.Тургенева «Рудин»»;

«Сюжет и фабула в рассказе А.П.Чехова «Дама с собачкой»»

 

 

11. Композиция эпико-повествовательного произведения.

 

Основная литература:

Корман Б. О. Эпическое произведение // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. С. 20—56.

Дополнительная литература:

Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М., 1995. С. 9—220.

Бахтин М. М. Слово у Достоевского // Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. С. 210—311.

Гинзбург Л. Я. Прямая речь // Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. С. 150—161.

Тексты для анализа на занятии:

Чехов А.П. Тоска

 

Основные понятия:

“Эпос”, “Точка зрения”, “Формы повествования”, “Автор”, “Повествователь”, “Рассказчик”, “Сказ”, “Несобственно-прямая речь”, “Рассказ”, “Повесть” “Роман”, “Новелла”, “Эпопея”, “Поэма”

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: