Основная литература:
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — М., 2002. С. 83-112.
Дополнительная литература
Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. — М.,-СПь., 2002. С. 47-54.
Гаспаров М. Л. Стихораздел и рифма // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С. 31—65.
Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория // Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л., 1975. С. 235—433; 569—586.
Самойлов Д. Книга о русской рифме. — М., 1982.
Основные понятия:
“Рифма”, “Белый стих”, “Ассонанс”, “Аллитерация”, “Точная рифма”, “Богатая рифма” – а также все разновидности рифм, приведенные в предметном указателе в учебнике В.Е.Холшевникова (Основы стиховедения.- М., 2002) на с. 200.
7. Стиховедение: строфико-интонационная организация стихотворения
Основная литература:
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — М., 2002. С. 113-194.
Дополнительная литература:
Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. - М.- СПб. 2005.С. 55-70
Гаспаров М. Л. Строфика. Твердые формы // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С.151220.
Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л., 1975. С. 433—538.
Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского литературного стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969. С. 327—511.
Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. — Л., 1991. С. 85—122.
Основные понятия:
“Строфа”, “Перенос”, “Октава”, “Одическая строфа”, “Балладная строфа”, “Сонет”, “Терцины”, “Напевный стих”, “Говорной стих”.
Внутренний мир художественного произведения. Художественное время и пространство.
|
Основная литература:
Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8 (или: Сухих И.Н. – хрестоматия, с. 153-170)
Дополнительная литература:
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. С. 234—407.
Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 251—292.
Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига, 1988.
Тексты для анализа на занятии:
Чехов А.П. Гриша
Основные понятия:
“Художественное время”, “Художественное пространство”, “Хронотоп”, “Предметный мир”, “Авторская позиция”.
Литературные персонажи
Основная литература:
Гинзбург Л. Я. Структура литературного героя // Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. С. 89—149.
Дополнительная литература:
Фарино Е. Литературные персонажи // Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. С.105-276.
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983. С. 113—115.
Никонов В. А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. -Л.,1971. С.407-419.
Тексты для анализа на занятии:
Тургенев И.С. Рудин
Основные понятия:
“Литературный герой”, “Структура героя”, “Прототип”, “Ономастика”.
Сюжет и фабула.
Основная литература:
Томашевский Б. В. Фабула и сюжет // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. С. 179—190.
Дополнительная литература:
Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 3 тт. Т. 2. — М., 1964. С. 408—426.
|
Мотив // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. - М., 2008. С. 130—131.
Чудаков А. П. Фабула и сюжет // Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971. С. 188—244.
Веденяпина Э. А. Сюжет в лирике Лермонтова// Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981. С. 557—558.
Манн Ю. В. Структура конфликта в романтической поэме // Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976. С. 99—141.
Тексты для анализа на занятии:
Чехов А.П. Дама с собачкой
Основные понятия:
“Сюжет”, “Фабула”, “Мотив”, “Событие”, “Конфликт”, “Коллизия”, “Экспозиция”, “Завязка”, “Развитие действия”, “Кульминация”, “Развязка”.
Итоговое задание:
составление плана-конспекта по одной из следующих тем (в опоре на материал уже состоявшихся трех практических занятий по теме):
«Художественное пространство и время в рассказе А.П.Чехова «Гриша»;
«Система персонажей в романе И.С.Тургенева «Рудин»»;
«Поэтика главного героя в романе И.С.Тургенева «Рудин»»;
«Сюжет и фабула в рассказе А.П.Чехова «Дама с собачкой»»
11. Композиция эпико-повествовательного произведения.
Основная литература:
Корман Б. О. Эпическое произведение // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. С. 20—56.
Дополнительная литература:
Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М., 1995. С. 9—220.
Бахтин М. М. Слово у Достоевского // Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. С. 210—311.
Гинзбург Л. Я. Прямая речь // Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. С. 150—161.
Тексты для анализа на занятии:
Чехов А.П. Тоска
Основные понятия:
“Эпос”, “Точка зрения”, “Формы повествования”, “Автор”, “Повествователь”, “Рассказчик”, “Сказ”, “Несобственно-прямая речь”, “Рассказ”, “Повесть” “Роман”, “Новелла”, “Эпопея”, “Поэма”