Основная литература
Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. С. 6—27.
Дополнительная литература:
Костелянец Б.О. Драма и действие.- М., 2007 (Введение – с.28-43)
Пави Патрис. Действие словесное. Конфликт. Амплуа // Пави Патрис. Словарь театра.- М., 1991
Анализ драматического произведения. –Л., 1988
Тексты для анализа на занятии:
Чехов А.П. Медведь
Основные понятия:
“Драма”, “Действие драматическое”, “Ремарка”, ”Афиша”, “Реплика”, “Сцена”, “Действие”, “Интрига”, “Внесценические персонажи”, “Амплуа”, “Монолог”, “Диалог”, “Трагелия”, “Комедия”, “Драма (как вид)”.
Итоговое задание:
составление плана-конспекта по одной из следующих тем (в опоре на материал уже состоявшихся трех практических занятий):
«Композиция стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»
«Композиция стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан»
«Композиция стихотворения И.Бродского «Классический балет есть замок красоты…»
«Композиция рассказа А.П.Чехова «Тоска»»
«Композиция пьесы А.П.Чехова «Медведь»»
Структура контроля и отчетности по материалу всего курса
Освоенность всего материала курса ОНОЛ в целом проверяется и оценивается на экзамене; однако итоговая оценка складывается в два этапа. Экзамен – второй из этих этапов – проводится в установленный день сессии, в устной форме. Каждый студент получает экзаменационный билет, ответ на который оценивается преподавателем в баллах, максимальный из которых – 50. Учитывается знание теоретического материала курса по соответствующему вопросу, умение систематизировать и излагать этот материал, отвечать на вопросы, аргументировать свое мнение. Для студентов, обнаружившим в учебном процессе (в контрольных, проверочных работах и пр.) недостаточные знания по отдельным темам курса, экзамен начинается с проверки знаний по этим темам. Дополнительные вопросы на экзамене могут быть заданы по всем темам курса.
|
Однако, чтобы быть допущенным до экзамена, студент должен предварительно успешно отчитаться за весь семестр обучения, накопив баллы за свою самостоятельную работу по освоению полученных знаний и использованию их при анализе художественных произведений (первый этап формирования итоговой оценки). Эта работа (конспектирование научной литературы, выполнение домашних заданий к практическим занятиям, проверочные и контрольные работы, участие в обсуждениях проблем на практических занятиях и др.) также оцениваются преподавателем в баллах на протяжении всего семестра; максимальный балл за предварительный этап– 50.
Завершая экзамен, преподаватель суммирует баллы, полученные студентом на обоих этапах; эта цифра переводится в 10-балльную шкалу, в которой приняты следующие соответствия с традиционной системой оценок:
1, 2 балла – «неудовлетворительно»; 3, 4, 5 баллов – «удовлетворительно»; 6, 7, 8 баллов – «хорошо»; 9, 10 баллов – «отлично».
При этом итоговая аттестация возможна только в случае успешного выполнения студентом контрольных форм отчетности из базового модуля. В частности, для допуска к экзамену терминологический диктант должен быть написан на зачетном уровне.
Вопросы к экзаменационному собеседованию
1. Культурно-исторические корни литературы. Миф и словесное искусство.
|
2. Специфика и функции искусства в системе культуры. Язык искусства.
3. Литература как вид искусства. Словесный образ, его особенности.
4. Язык как материал литературы: художественная лексика.
5. Язык как материал литературы: художественный синтаксис.
6. Тропы, проблема изменения значения слов. Виды тропов.
7. Поэзия и проза. Стиховой ритм, его проявления и художественные функции. Системы стихосложения.
8. Метрика и ритмика русского стиха.
9. Строфико-интонационная организация поэтических текстов.
10. Фоника, ее образотворческие и композиционные возможности. Фонетическая организация стихотворного текста. Рифма и рифмовка.
11. Художественный мир произведения; его компоненты. Художественное время и художественное пространство.
12. Предметный (вещный) мир литературного произведения.
13. Герои литературного произведения. Структура литературного героя. Система персонажей.
14. Композиция литературно-художественного произведения.
15. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения.
16. Жанр; его исторический характер. Понятие жанровой системы.
17. Эпос, его происхождение и специфика. Виды и формы повествования. Художественные особенности эпико-повествовательного произведения.
18. Основные виды эпических произведений (эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ).
19. Лирика, ее происхождение и специфика. Художественные особенности лирического произведения.
20. Основные виды лирических произведений (ода, элегия, эпиграмма, послание, лирическое стихотворение).
|
21. Драма, ее происхождение и специфика. Драма и театр. Художественные особенности драматического произведения.
22. Основные виды драматических произведений (трагедия, комедия, драма).
23. Литература как процесс; его структура.
24. Автор и читатель. Проблема оценки.
25. Понятие литературного направления. Литературный классицизм и литературный романтизм, их особенности.
26. Проблема реализма в литературе. Литературные течения и процессы ХХ века.
27. Структура науки о литературе. Теория литературы, история литературы, литературная критика; их взаимосоотнесенность. Библиография и текстология, их задачи и принципы.
28. Проблема метода в современном литературоведении. Методология и методика научного исследования.
Технологическая карта к курсу
Виды работ | Баллы |
I этап. Текущая самостоятельная работа (конспектирование лекций и научной литературы, активность на практических занятиях, выполнение проверочных заданий) Терминологический диктант Контрольная работа №1 Контрольная работа № 2 Всего за I этап II этап (экзамен) Ответ на экзамене Всего за II этап | 10 - 25 3 – 5 5 - 10 5 – 10 До 50 20 – 50 До 50 |
Итого | 43 - 100 |