Композиция драматического произведения




Основная литература

Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. С. 6—27.

 

Дополнительная литература:

Костелянец Б.О. Драма и действие.- М., 2007 (Введение – с.28-43)

Пави Патрис. Действие словесное. Конфликт. Амплуа // Пави Патрис. Словарь театра.- М., 1991

Анализ драматического произведения. –Л., 1988

 

Тексты для анализа на занятии:

Чехов А.П. Медведь

Основные понятия:

“Драма”, “Действие драматическое”, “Ремарка”, ”Афиша”, “Реплика”, “Сцена”, “Действие”, “Интрига”, “Внесценические персонажи”, “Амплуа”, “Монолог”, “Диалог”, “Трагелия”, “Комедия”, “Драма (как вид)”.

 

Итоговое задание:

составление плана-конспекта по одной из следующих тем (в опоре на материал уже состоявшихся трех практических занятий):

«Композиция стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»

«Композиция стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан»

«Композиция стихотворения И.Бродского «Классический балет есть замок красоты…»

«Композиция рассказа А.П.Чехова «Тоска»»

«Композиция пьесы А.П.Чехова «Медведь»»

 

Структура контроля и отчетности по материалу всего курса

Освоенность всего материала курса ОНОЛ в целом проверяется и оценивается на экзамене; однако итоговая оценка складывается в два этапа. Экзамен – второй из этих этапов – проводится в установленный день сессии, в устной форме. Каждый студент получает экзаменационный билет, ответ на который оценивается преподавателем в баллах, максимальный из которых – 50. Учитывается знание теоретического материала курса по соответствующему вопросу, умение систематизировать и излагать этот материал, отвечать на вопросы, аргументировать свое мнение. Для студентов, обнаружившим в учебном процессе (в контрольных, проверочных работах и пр.) недостаточные знания по отдельным темам курса, экзамен начинается с проверки знаний по этим темам. Дополнительные вопросы на экзамене могут быть заданы по всем темам курса.

Однако, чтобы быть допущенным до экзамена, студент должен предварительно успешно отчитаться за весь семестр обучения, накопив баллы за свою самостоятельную работу по освоению полученных знаний и использованию их при анализе художественных произведений (первый этап формирования итоговой оценки). Эта работа (конспектирование научной литературы, выполнение домашних заданий к практическим занятиям, проверочные и контрольные работы, участие в обсуждениях проблем на практических занятиях и др.) также оцениваются преподавателем в баллах на протяжении всего семестра; максимальный балл за предварительный этап– 50.

Завершая экзамен, преподаватель суммирует баллы, полученные студентом на обоих этапах; эта цифра переводится в 10-балльную шкалу, в которой приняты следующие соответствия с традиционной системой оценок:

1, 2 балла – «неудовлетворительно»; 3, 4, 5 баллов – «удовлетворительно»; 6, 7, 8 баллов – «хорошо»; 9, 10 баллов – «отлично».

При этом итоговая аттестация возможна только в случае успешного выполнения студентом контрольных форм отчетности из базового модуля. В частности, для допуска к экзамену терминологический диктант должен быть написан на зачетном уровне.

 

 

Вопросы к экзаменационному собеседованию

1. Культурно-исторические корни литературы. Миф и словесное искусство.

2. Специфика и функции искусства в системе культуры. Язык искусства.

3. Литература как вид искусства. Словесный образ, его особенности.

4. Язык как материал литературы: художественная лексика.

5. Язык как материал литературы: художественный синтаксис.

6. Тропы, проблема изменения значения слов. Виды тропов.

7. Поэзия и проза. Стиховой ритм, его проявления и художественные функции. Системы стихосложения.

8. Метрика и ритмика русского стиха.

9. Строфико-интонационная организация поэтических текстов.

10. Фоника, ее образотворческие и композиционные возможности. Фонетическая организация стихотворного текста. Рифма и рифмовка.

11. Художественный мир произведения; его компоненты. Художественное время и художественное пространство.

12. Предметный (вещный) мир литературного произведения.

13. Герои литературного произведения. Структура литературного героя. Система персонажей.

14. Композиция литературно-художественного произведения.

15. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения.

16. Жанр; его исторический характер. Понятие жанровой системы.

17. Эпос, его происхождение и специфика. Виды и формы повествования. Художественные особенности эпико-повествовательного произведения.

18. Основные виды эпических произведений (эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ).

19. Лирика, ее происхождение и специфика. Художественные особенности лирического произведения.

20. Основные виды лирических произведений (ода, элегия, эпиграмма, послание, лирическое стихотворение).

21. Драма, ее происхождение и специфика. Драма и театр. Художественные особенности драматического произведения.

22. Основные виды драматических произведений (трагедия, комедия, драма).

23. Литература как процесс; его структура.

24. Автор и читатель. Проблема оценки.

25. Понятие литературного направления. Литературный классицизм и литературный романтизм, их особенности.

26. Проблема реализма в литературе. Литературные течения и процессы ХХ века.

27. Структура науки о литературе. Теория литературы, история литературы, литературная критика; их взаимосоотнесенность. Библиография и текстология, их задачи и принципы.

28. Проблема метода в современном литературоведении. Методология и методика научного исследования.

 

Технологическая карта к курсу

 

Виды работ     Баллы
I этап. Текущая самостоятельная работа (конспектирование лекций и научной литературы, активность на практических занятиях, выполнение проверочных заданий)   Терминологический диктант   Контрольная работа №1   Контрольная работа № 2     Всего за I этап   II этап (экзамен) Ответ на экзамене Всего за II этап   10 - 25     3 – 5   5 - 10   5 – 10     До 50     20 – 50   До 50  
  Итого   43 - 100

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: