Язык художественной литературы.




ОСНОВЫНАУКИ О ЛИТЕРАТУРЕ

Методические материалы к курсу

Для студентов I курса филологического факультета. 2018 г.

Преподаватель: профессор Л. Е. Ляпина

Задачи и содержание курса

Курс «Основы науки о литературе» - вводный к комплексу литературоведческих дисциплин, входящих в общий план обучения студентов филологического факультета. Он рассчитан на первый семестр обучения, включая 17 часов лекций и 34 часов практических занятий.

Цель этого фундаментального курса состоит в том, чтобы подготовить студентов к восприятию и осмыслению широкого круга филологических дисциплин (прежде всего историко-литературных) и к учебно-исследовательской деятельности. В процессе обучения студент должен получить представление о системе основных литературоведческих понятий, освоить терминологию и пути научного подхода к художественному тексту, овладеть методологией и инструментарием анализа художественного произведения и научиться применять его на практике.

Настоящая методическая разработка призвана помочь студентам сориентироваться в материале курса в процессе обучения - при подготовке к выполнению практических заданий, контрольных и проверочных работ, к экзаменационному собеседованию. Также приведенные здесь материалы могут быть полезны и шире, в самостоятельной исследовательской практике.

 

Учебные и справочные издания

1. Введение в литературоведение. Под ред. Л.В.Чернец. М., 2004 (далее в тексте обозначается сокращенно: «Введение») (имеется в факультетской библиотеке).

2. Сухих И.Н. Теория литературы. Практическая поэтика. СПб., 2014. (учебник и хрестоматия научных статей. (на кафедре русской литературы - ауд. 29 - имеется в электронном виде) (далее в тексте: «Сухих – учебник.» и «Сухих – хрестоматия.)).

3. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Сост. А.Н.Николюкин. М., 2001 (далее: «ЛЭ»).

5. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987 (далее: «ЛЭС»).

6. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. Под ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2008.

7. Краткая литературная энциклопедия. Тт. 1-9. М.-Л., 1962-1978 («КЛЭ»).

8. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966 (кроме статей по метрике и ритмике).

9. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. М., 2002.

10. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004.

11. Анализ художественного текста. Эпическая проза. Хрестоматия. М., 2005.

12. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия. М., 2005.

Образцы целостного анализа художественного произведения

Анализ одного стихотворения. -Л., 1985.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1983.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста, -Л., 1972.

Чумаков Ю.Н. Лирическое стихотворение. Разборы и анализы.- Л., 1974.

Примеры целостного анализа художественного произведения. Томск, 1988.

Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1987.

Учебный материал по анализу произведений художественной прозы. -Таллин, 1984.

Анализ драматического произведения. -Л., 1988.

Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия. Сост. Д.М.Магомедова, С.Н.Бройтман. – М., 2005.

Образцы изучения эпического произведения. -Ижевск, 1995.

Образцы изучения лирики. -Ижевск, 1997.

 

ПРОГРАММА КУРСА (ТЕМЫИ ЛИТЕРАТУРА)

Литература и культура.

Понятие культуры; ее системный характер и основные свойства. Культура в диахроническом аспекте. Мифологическая эпоха как первая ступень в эволюции культуры. Понятие архетипа.

Литература как часть культуры. Ее исторические корни. Миф, фольклор, литература в плане диахронии и синхронии.

Литература

Культура // Эстетика. Словарь. М., 1989

Лотман Ю.М. Введение: быт и культура // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 2001

Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: в 2-х тт. М., 1991. Т 1. С.11-16

Архетип // Введение…

Миф – фольклор – литература. Л., 1978

 

2. Литература как вид искусства.

Истоки и специфика искусства, его функции. Место искусства в системе культуры. Язык искусства. Художественный образ. Психология образотворчества.

Художественная словесность среди других искусств. Специфика словесного образа, его возможности.

Литература.

Лихачев Д.С. Заметки об истоках искусства // Контекст – 1985. М., 1986.

Образ художественный. Литература // ЛЭС.

Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Соч. в 22 тт. М., 1983, т.15

Литература. Литература и другие виды искусства // КЛЭ, Т.4.

Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах Т.1. Таллинн, 1992

Эйхенбаум Б.М. О художественном слове // Эйхенбаум Б.М. О литературе. Л., 1987. С. 331-343.

 

Язык художественной литературы.

Язык как материал литературы. Понятие о языковых художественных средствах (переструктурирование языка как основа художественно-языкового приема).

Фонетические художественные средства.

Графика, ее возможности.

Лексические художественные средства. Явление синонимии и проблема выбора слова. Лексико-стилистические пласты языка.

Художественный синтаксис; синтаксические «фигуры» и приемы.

Тропы; троп как микрообраз. Основные виды тропов.

 

Литература

Эйхенбаум Б.М. О художественном слове // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

Томашевский Б.В. Поэтическая лексика. Поэтический синтаксис // Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Слово и образ (статьи В.В.Кожинова, Н.В.Кожевниковой, Д.М.Шмелева и др.) М., 1964

Тропы // Введение...

 

4. Поэзия и проза. Основы стиховедения.

Поэзия как исторически первая речевая художественная система. Понятие ритма как эстетической универсалии. Поэзия и проза. Факторы ритмической организации стихотворного текста.

Системы стихосложения. Русская просодия, этапы развития и система метров русского стиха.

Фонетическая организация стиха. Рифма и ее характеристики. Строфическая организация стиха. Виды строф. Стиховая интонация, ее типы. Семантика стиховых форм.

Литература

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. М., 2002.

Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Сост. В.Е.Холшевников. М., 2005.

Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Л.Е.Ляпина. М., 2003.

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х-1925-х гг. в комментариях. М., 1993

 

 

5. Литературное произведение, его структура

Литературное произведение как целостное системное единство. Концептуально-тематический уровень литературного произведения. Понятие авторской позиции.

Текст, его свойства. Межтекстовые отношения.

Внутренний мир произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи; их система в произведении. Фабула как динамичная система отношений персонажей и предметного мира.

 

Литература

Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., 1970.

Интертекстуальность // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий.- М., 2008. С.80-82

Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.

Фарино Е. Предметный мир, организующий характер текста // Фарино Е. Введение в литературоведение – СПб., 2004..

Гинзбург Л.Я. Структура литературного героя // Гинзбург Л.Я. О литературном герое. -Л., 1979.

Ономастика // ЛЭС.

Томашевский Б.В. Выбор темы. Мотивировка// Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. -М., 1996.

С.176-179.

Чудаков А.П. Слово – вещь – мир.- М., 1992. С.8-147.

 

 

6. Композиция литературного произведения

Композиция как универсальное эстетическое понятие. Текстовая композиция, ее роль в формировании ценностной картины мира произведения. Аспекты текстовой композиции. Понятие композиционной единицы. Роль автора в композиционной организации текста. Монтаж.

Сюжет как авторская композиционно-событийная структура. Сюжет и фабула. Конфликт. Компоненты фабулы и сюжета.

 

Литература

Композиция // Эстетика. Словарь. М., 1989

Кожинов В.В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы в 3 тт. Т.2.- М., 1964

Томашевский Б.В. Сюжетное построение // Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.- М., 1996

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972. С.20-32

Конфликт // ЛЭС.

 

7. Жанр

Разновидности и типологии литературных произведений. Понятия жанра и жанровой системы. Их исторический характер. Канонические жанры и жанровая традиция. Жанровые признаки. Роль жанровой специфики произведения в творческом диалоге автора с читателем.

Литература

Жанр // ЛЭС.

Сухих И.Н.– учебник: Глава 3 (С.25-107

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. -СПб., 1996. (Лекции 20, 21) С.369-403

Теория литературных жанров. Под ред. Н.Д.Тамарченко.- М., 2011(часть 1).

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М., 1977. С. 55-79.

Козлов В.И. Использовать при прочтении. О жанровом анализе лирического произведения // Вопросы литературы 2011, № 1-2.

 

8. Литературные роды

Родовая дифференциация словесного художественного творчества: генезис и эстетические различия. Членение родов на виды.

Эпико-повествовательный род, его специфика. Повествование, его типы и формы. Понятие точки зрения, ее композиционная роль. Особенности художественного строя эпического произведения. Виды эпических произведений.

Лирика, ее специфика. Лирика и стиховая организация текста. Лирический герой. Особенности художественного строя лирического произведения. Виды лирики.

Драма как специфическая разновидность словесного искусства. Понятие драматического действия и драматического конфликта. Особенности художественного строя драматического произведения. Виды драмы.

Взаимодействие родовых начал в литературе.

Литература:

Род литературный. Повествование // ЛЭС.

Теория литературных жанров. Под ред. Н.Д.Тамарченко. –М., 2011 (Части II, III, IV. С. 52-248)

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 тт.- М., 1954. Т.5.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.

Сильман Т.И. Заметки о лирике.- Л., 1977.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Б ахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975.

Гинзбург Л.Я. О лирике (Введение). -Л., 1980.

 

 

9. Автор и читатель

Диалогический характер искусства: автор – произведение – читатель. Авторская индивидуальность в литературе. Творческая история произведения. Читатель и литература: интерпретация и оценка. Классика и массовая литература.

Взаимосоотнесенность литературных произведений. Художественные контексты: цикла, книги, авторского творчества, национальной и мировой литературы. Понятие стиля.

 

Литература

Автор // КЛЭ

Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. –Саратов. 1975.

Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранное: семиотика. Поэтика.- М., 1989

Дубин Б.В. Словесность классическая и массовая: литература как идеология и литература как цивилизация // Дубин Б.В. Слово – письмо- литература. – М., 2001. С. 306-323.

Мукаржовский Я. Индивид в искусстве // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике теории искусства. – М., 1994. С.496-501

10. Литературный процесс

Динамическая природа бытования литературы. Понятие эволюции. Традиции и их преодоление; роль памяти в литературном процессе.

Периодизация литературы. Эпохи традиционалистской и нетрадиционалистской художественной словесности.

Понятие литературного направления Классицизм и романтизм. Проблема реализма. Литературные течения ХХ в.

Литература

Литературный процесс. Традиция // ЛЭ.

Направление и течение. Классицизм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Стиль в литературе // ЛЭС

Таборисская Е.М. Литературный процесс.- СПб., 2001

Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. -М., 1994. С.3-38.

 

11. Литературоведение как наука.

Литературоведение среди других наук. Принципы, пути и возможности литературоведческого анализа.

Структура науки о литературе. Теория литературы, история литературы, литературная критика; их взаимонеобходимость. Поэтика, ее разновидности.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Методология и методика литературоведческого изучения. Методы современного литературоведения, проблема их границ и возможностей.

Литература

Сухих И.Н. – учебник: глава 1

Федотов О.И. Литература и литературоведение // Федотов О.И. Основы теории литературы. -М., 2003.

Текстология. Библиография // КЛЭ.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение.- СПб., 1996 (лекции 1,2,3).

Фарино Е. Наука о литературе // Фарино Е. Введение в литературоведение. -СПб., 2004.

Федотов О.И. Начала литературного труда. -М., 1989.

Гинзбург Л.Я. Об историзме и о структурности (теоретические заметки). Разговор о литературоведении // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. -Л., 1982. С. 4-15, 43-59.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М., 1997 (статьи: «Постструктурализм», «Семиотика», «Структурная поэтика», «Текст», «Формальная школа»).

 

 

Практические занятия

(тематика, литература, задания)

1.Миф и мифологическая картина мира.

Основная литература:

Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология <Вступительная статья>// Мифы народов мира: В 2 тт. Т. 1.- М., 1992.

Модель мира. Космос. Пространство. Время мифическое // Мифы народов мира: В 2 тт. -М., 1992.

Дополнительная литература:

Литература и мифы // Мифы народов мира: в 2 тт. –М., 1992.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М., 1995 (Вступление)

Тексты для анализа на занятии:

Гончаров И.А. Обломов (глава «Сон Обломова»)

Основные понятия:

“Культура”, “Миф”, “Мифология”, “Синкретизм”, “Картина мира”, “Оппозиция”, “Архетип”, “Космос”, “Дискретность”, “Мифологема”, ”Ментальность”.

Тропы

Основная литература:

Томашевский Б. В. Элементы стилистики. Изменение значения слова (Поэтическая семантика. Тропы) // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996. С. 51-66.

 

Дополнительная литература:

Аверинцев С.С. Символ // КЛЭ: в 9 тт. Т.6. М., 1971

Жирмунский В.М. К вопросу об эпитете // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

Эткинд Е.Г. Метафора // Эткинд Е.Г.. Проза о стихах. СПб., 2001

Кожевникова Н.А. Об обратимости тропов // Лингвистика и поэтика. М., 1979.

Зубова Л.В. Синекдоха в поэзии В.Сосноры // Новое литературное обозрение № 97/ № 3 2009

 

Задание:

Подбор иллюстративного материала из художественных текстов для выделенных в списке основных понятий к теме стилистических приемов (лексика, синтаксис, тропы)

Основные понятия:

“Фоника”, “Звукоподражание”, “Архаизмы”, “Неологизмы”, “Окказионализмы”, “Варваризмы”, “Жаргонизмы”, “Диалектизмы”, “Просторечия”, “Вульгаризмы”, “Инверсии”, “Эллипсис”, “Анаколуф”, “Оксюморон”, “Тропы”, “Метафора”, «Олицетворение», “Метонимия”, “Синекдоха”, “Сравнение”, “Эпитет”, “Аллегория”, “Символ”, “Перифраз”, “Литота”, “Гипербола”.

 

3. Стиховедение: стиховой ритм и системы стихосложения.

Основная литература:

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — СПб., 2002. С. 3—25.

Дополнительная литература:

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С.102-135

Эткинд Е.Г. Введение // Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001. С. 21-32.

 

Основные понятия:

“Стих”, “Метр”, “Система стихосложения”, “Силлабическая система стихосложения”, “Метрическая система стихосложения”, “Тоническая система стихосложения”, “Просодия”.

 

4. Стиховедение:русский классический стих

Основная литература:

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. СПб., 2002. С. 25—53.

Дополнительная литература:

Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. — М.-СПб., 2005. С. 27-37.

Гаспаров М. Л. Ритмика. Силлабо-тоническая метрика. // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С. 66-150.

Основные понятия:

“Ямб”, “Хорей”, “Дактиль”, “Амфибрахий”, “Анапест”, “Стопа”, “Икт”, “Пропуск метрического ударения”, “Внеметрическое ударение”, “Стопность”, “Вольные размеры”, “Словораздел”, “Цезура”, “Анакруза”, “Клаузула”.

 

Задание:

Подбор иллюстративного материала из художественных текстов: русские классические стихотворные размеры (по 1-2 фрагмента на каждый размер)

 

5. Стиховедение: неклассические размеры.

Основная литература:

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. – М., 2002. С.57-82.

Дополнительная литература:

Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. — М.-СПб., 2005. С. 38-44.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. 129—150.

Руднев П. А. Стихотворение А. Блока «Все тихо на светлом лице...» (Опыт семантической интерпретации метра и ритма) // Стиховедение. Хрестоматия. — М., 1998. С. 204—210. Или: Поэтика и стилистика русской литературы. — Л., 1971. С. 450—455.

 

Основные понятия:

”Гекзаметр”. “Логаэд”, “Дольник”. “Тактовик”, “Акцентный стих”, “Верлибр”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: