2.1 Определение КПД кинематической цепи в приводе и выбор
электродвигателя
hобщ = hмуфт ·h3под.кач· ηкон ·hцил кос hцепн = 0,98· ·0,95·0,96·0,9= 0,78,
где
hмуфт – КПД муфты, hмуфт=0,98;
ηпод. к – КПД подшипников качения, ηпод. к=0,99;
ηкон – КПД конической закрытой передачи, ;
ηцил.кос – КПД цилиндрической закрытой косозубой передачи, ;
hцепн – КПД открытой цепной передачи, hцепн=0,9.
Выбираем асинхронный электродвигатель закрытый обдуваемый серии АИР мощностью Nдв гост = 7,5 кВт и синхронной частотой вращения nДВ ГОСТ = 1500 об/мин. Стандартное обозначение двигателя: Двигатель АИР 132S4.
Асинхронная частота вращения вала двигателя:
nДВ = = 1455 об/мин;
Асинхронная угловая скорость вращения вала двигателя:
wДВ = nДВ / 9,55 = 1455 / 9,55 = 152,356 рад/с.
2.2 Разбивка общего передаточного отношения привода между передачами
Требуемое общее передаточное отношение передач, через которые передается поток мощности на вал 3 при включении 1 скорости:
Фактическое значение передаточного отношения:
iфакт = iб · iт ·iцеп = 24,25;
В коническо - цилиндрических редукторах
iБ » 0,8 × iт.
примем iцеп = 2, тогда: iт ·0,8 iт = 24,25/2=12,125 следовательно примем iт =3,9; iб = 0,8· iт = 0,8· 3,9 =3,1
где i2-3 - передаточное отношение быстроходной (конической прямозубой) передачи;
i4-5 - передаточное отношение цилиндрической косозубой передачи;
i6-7 - передаточное отношение цепной передачи,
Отклонение составляет 0,2% < 1%, что приемлемо.
2.3 Определение мощностей, угловых скоростей и вращающих моментов на
валах привода
Мощности на валах:
Nдв = 7046,828 Вт;
N1 = Nдв · ηмуф = 7046,828· 0,98 = 6905,892 Вт;
N2 = N1 · ηпк = 6905,892· 0,99 = 6836,833 Вт;
|
N3 = N2 · ηкон = 6836,833 · 0,95 = 6494,991 Вт;
N4 = N3 · ηпк = 6494,991 · 0,99 = 6430,041 Вт;
N5 = N4 · ηцил = 6430,041 · 0,96 = 6172,84 Вт;
N6 = N5 · ηпк = 6172,84· 0,99 = 6111,111 Вт;
N7 = N6 · ηцеп = 6111,111· 0,9 = 5500 Вт;
Угловые скорости вращения элементов привода:
Частоты вращения элементов привода:
Вращающие моменты на валах:
Результаты расчетов сведём в таблицу 2.1
Таблица 2.1
Номер вала | Мощность, Вт | Частота вращения, об/мин | Вращающий момент, Н·м |
I вал | |||
II вал | 469,35 | ||
III вал | |||
IV вал |
3 Проектировочные расчеты передач
3.1 Расчет конической зубчатой передачи быстроходной ступени
Исходные данные:
– Вращающий момент на меньшем колесе Т2 = 44,63 Н·м.
– Частота вращения меньшего колеса nI = 1455 об/мин.
– Передаточное число зубчатой передачи iб = 3,1.
– Требуемый ресурс передачи Lh = 9216 ч.
– Делительный угол наклона линии зуба β = 0˚.
– Режим нагружения постоянный.
– Производство единичное.
Проектировочный расчёт из условия сопротивления контактной усталости поверхностей зубьев:
1) Задаём материал и твёрдости рабочих поверхностей зубьев.
Материал шестерни и колеса: сталь 45, термообработка “улучшение”.
Твердость шестерни H2 = 285 HB, колеса H3 = 248 HB.
2) Определяем допускаемые контактные напряжения, не вызывающие опасной контактной усталости материалов колёс:
где σ H lim B – базовый предел контактной выносливости материалов зубьев, МПа;
ZN – коэффициент долговечности;
[SH] – минимальный коэффициент запаса прочности;
ZR – коэффициент, учитывающий влияния исходной шероховатости
|
сопряжённых поверхностей зубьев;
ZV – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости колёс;
ZX – коэффициент, учитывающий размеры зубчатых колёс.
σ H lim b2 = 2H2 + 70= 2 · 285 + 70 = 640 МПа.
σ H lim b3 = 2H3 + 70= 2 · 248 + 70 = 566 МПа.
[SH]2,3 = 1,1 – при термообработке “улучшение”.
где NHlimB – базовое число циклов напряжений;
NHE – эквивалентное число циклов изменения контактных напряжений;
qH – показатель степени кривой усталости.
NHlimB2 = 30 · H22,4 = 30 · 2852,4 = 23,4 · 106 циклов;
NHlimB3 = 30 · H32,4 = 30 · 2482,4 = 16,7 · 106 циклов;
NHE = 60 · Lh · n · j · μH,
где j – число вхождений рассчитываемой стороны зуба в зацепление за один оборот колеса;
μH – коэффициент, учитывающий форму циклограммы нагружения.
При постоянном режиме нагружения μH = 1.
NHE2 = 60 · Lh · n2 · j2 · μH = 60 · 9216 · 1455· 1 · 1 = 804,55 · 106 циклов;
NHE3 = 60 · Lh · n3 · j3 · μH = 60 · 9216 · 469,35· 1 · 1 = 259,53 · 106 циклов;
Так как NHE2,3 > NHlimB2,3. qH = 20 [2.c.7].
ZR · Zv · Zx = 0.9 [2.c.7] – на этапе проектного расчёта.
За расчётное допускаемое контактное напряжение для конических колёс примем меньшее:
.
3) Определяем внешнее конусное расстояние из условия сопротивления контактной усталости активных поверхностей зубьев:
где КHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
Кbe – коэффициент ширины зубчатого венца относительно конусного расстояния.
Принимаем Кbe = 0,26.
4) Определяем числа зубьев колёс:
где ;
Проверяем отсутствие подрезания зубьев колёс:
условия выполняются.
5) Внешний делительный модуль зубьев:
|
6) Уточняем внешнее конусное расстояние:
7) Определяем рабочую ширину венца:
Округляем до целого и принимаем ;
8) Cредний делительный модуль зубьев:
9) Средние делительные диаметры колёс:
;
10) Внешние делительные диаметры колёс:
11) Среднее конусное расстояние:
12) Коэффициент торцевого перекрытия:
где Zv2 и Zv3 число зубьев эквивалентного цилиндрического колеса:
13) окружная скорость колеса на делительном диаметре:
14) Назначаем степень точности передачи 7 ГОСТ 1758-81, так как
V =5,56 м/с не больше 10 м/с [2.c.12]