Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.
Предмет ведения Российской Федерации определяется Конституцией РФ 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.
По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Российской Федерации Конституция делит на две группы:
1. Исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) и т.д.
2. Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) и т.д.
Положения статьи 72 Конституции в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Разграничение властных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации в России осуществляется на основе Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами – нормативным и договорным.
Договорный способ разграничения не противопоставляется конституционному, он не является «неконституционным», должен применяться также только в рамках действующей Конституции страны.
Различие между данными способами лишь в том, что при нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в нормативном акте (Конституции РФ, конституции (уставе) субъекта РФ, федеральном или региональном законе), а при договорном - в договоре (соглашении). Применение какого-либо из указанных способов не исключает и их сочетания.
Говоря о форме разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, необходимо иметь в виду, что принципиальным показателем федеративного устройства является установление такого разграничения на уровне федеральной конституции, как это имеет место в большинстве федеративных государств, в том числе и в России.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: а) вопросы защиты прав и свобод человека; б) вопросы обеспечения законности и правопорядка; в) вопросы общественной безопасности; г) режим пограничных зон; г) вопросы владения, пользования и распоряжения землей; д) разграничение государственной собственности; е) охрана окружающей среды; ж) защита семьи и социальная защита граждан; з) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; и) координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации; к) выполнение международных договоров Российской Федерации и другие вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики, как самой Федерации, так и ее субъектов.