Понятие и виды государственных займов.




Государственный кредит и государственный долг

1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.

2. Понятие и виды государственных займов.

3. Понятие и виды государственного долга.

4. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь.

 

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.

2. Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах): Указ Президента Респ. Беларусь, 18 апр. 2006 г., № 252.

3. Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 13 фев. 2003 г., № 173.

4. Об утверждении основных условий выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 дек. 1999 г., № 1929.

5. О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 окт. 1999 г., № 1627.

6. О выпуске облигаций государственного сберегательного Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 июля 2001 г., № 1053.

 

Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория.

Как экономиче­ская категория государственный кредит представляет со­бой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств физических и юри­дических лиц. Экономическая сущность кредита заключа­ется в том, что временно свободные средства физических и юридических лиц аккумулируются и используются госу­дарством как ссудный капитал.

Как правовая категория го­сударственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, склады­вающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях пре­доставления государством денежных средств в кредит зару­бежным государствам и иным субъектам международного права.

Таким образом, государственный кредит может выступать в 2 формах:

- активной –

 

- пассивной –

 

 

Как элемент финансовой сис­темы государственный кредит выполняет следующие функции:

1) Распределительная функция - позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соот­ветствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления со­циально-экономической деятельности.

2) Регулирующая функция - про­является в том, что соответствующие субъекты, вступаю­щие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, - на финансовую политику.

3) Контрольная функция - проявля­ется в учете и контроле за целевым и рациональным использо­ванием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:

1) Принцип добровольности - предполагает свободу усмот­рения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что пред­полагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

2) Принцип возмездности - означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определен­ного потребительского назначения).

3) Целевая направленность - проявляется в том, что привле­каемые в результате государственного кредита средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.

4) Принцип срочности - предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кре­дит, он должен быть возвращен.

5) Принцип возвратности - означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены.

Понятие и виды государственных займов.

Формами государственного кредита выступают госу­дарственные займы, которые классифицируются по самым различным основаниям.

1. По способу обращения:

- Рыночные займы –

 

- Нерыночные займы –

 

2. По сроку заимствования:

- кратко­срочные займы

 

- среднесрочные

 

- долгосрочные

 

3. По месту размещения:

- Внешние займы –

 

- внутренние займы –

 

4. В зависимости от обеспеченности долговых обяза­тельств:

- Закладные займы –

- Безза­кладные займы

5. По форме выплаты дохода:

- процентные –

- дисконтные –

 

- выигрышные –

 

- индексационные –

 

6. В зависимости от обязанности заемщика твердо со­блюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:

- займы с правом досроч­ного погашения;

- займы без права досрочного погашения.

7. По признаку держателей цепных бумаг:

- займы, реализуемые только среди физических лиц,

- займы, реализуемые среди юридических лиц,

- универсальные займы, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.

8. По субъектам (эмитентам):

- займы, выпускаемые пра­вительством;

- займы, выпускаемые местными органами управления.

9. По направлениям использования заемных средств:

- целевые займы

 

 

- нецелевые займы

 

 

В Республике Беларусь механизм функционирования государственного кредита на практике реализуется посред­ством размещения государственных займов в форме выпус­ка государственных ценных бумаг, к которым относятся:

- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО);

- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).

Выпуск, размещение, обращение и погашение ГКО и ГДО, номинированных в белорусских рублях, осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Бе­ларусь».

В целях привлечения дополнительных средств для фи­нансирования дефицита бюджета допускается использова­ние такого инструмента, как государственные облигации, номинированные в иностранной валюте, порядок выпуска, размещения и погашения которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2012 г. № 1115.

С целью привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 ут­верждены Основные условия выпуска облигаций государ­ственного сберегательного займа Республики Беларусь, ко­торые определяют порядок выпуска, обращения и погаше­ния облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

К разновидностям государственных займов относятся об­лигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, порядок выпуска, обращения и погаше­ния которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627.

Данные НПА с 04.04.2018 г. утратят силу в связи со вступлением в силу постановления СМ РБ от 28.09.2017 г. №722 «О некоторых вопросах эмиссии, обращения и погашения гос. облигаций Республики Беларусь, размещаемых на внутреннем финансовом рынке»

Местные займы выпускаются на основе постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. №146, утвердившего Инструкцию о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг.

Республика Беларусь заимствует денежные средства как у резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.

В настоящее время привлечение внешних государственных займов осу­ществляется в соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положе­ния о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь».

Привлечение государственных займов осуществляют:

1. Республика Беларусь (решение принимается Президентом Республики Беларусь):

- в целях покрытия дефицита рес­публиканского бюджета;

- в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов;

- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.

2. Правительство Республики Беларусь, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):

- в целях реализации государственных программ и инвестиционных проектов, решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Рес­публики Беларусь и (или) законами.

3. Привлечение гарантированных займов осуществляют заемщики, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):

- в целях импорта сырья, энергоресурсов, других необходи­мых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

- в целях реализации инвестиционных проектов и государ­ственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Рес­публики Беларусь и (или) законами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: