Государственный кредит и государственный долг
1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.
2. Понятие и виды государственных займов.
3. Понятие и виды государственного долга.
4. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь.
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.
2. Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах): Указ Президента Респ. Беларусь, 18 апр. 2006 г., № 252.
3. Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 13 фев. 2003 г., № 173.
4. Об утверждении основных условий выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 дек. 1999 г., № 1929.
5. О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 окт. 1999 г., № 1627.
6. О выпуске облигаций государственного сберегательного Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 июля 2001 г., № 1053.
Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.
Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория.
Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Экономическая сущность кредита заключается в том, что временно свободные средства физических и юридических лиц аккумулируются и используются государством как ссудный капитал.
Как правовая категория государственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.
Таким образом, государственный кредит может выступать в 2 формах:
- активной –
- пассивной –
Как элемент финансовой системы государственный кредит выполняет следующие функции:
1) Распределительная функция - позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности.
2) Регулирующая функция - проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, - на финансовую политику.
3) Контрольная функция - проявляется в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.
Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:
1) Принцип добровольности - предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.
2) Принцип возмездности - означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения).
3) Целевая направленность - проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.
4) Принцип срочности - предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен.
5) Принцип возвратности - означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены.
Понятие и виды государственных займов.
Формами государственного кредита выступают государственные займы, которые классифицируются по самым различным основаниям.
1. По способу обращения:
- Рыночные займы –
- Нерыночные займы –
2. По сроку заимствования:
- краткосрочные займы
- среднесрочные
- долгосрочные
3. По месту размещения:
- Внешние займы –
- внутренние займы –
4. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
- Закладные займы –
- Беззакладные займы –
5. По форме выплаты дохода:
- процентные –
- дисконтные –
- выигрышные –
- индексационные –
6. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:
- займы с правом досрочного погашения;
- займы без права досрочного погашения.
7. По признаку держателей цепных бумаг:
- займы, реализуемые только среди физических лиц,
- займы, реализуемые среди юридических лиц,
- универсальные займы, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.
8. По субъектам (эмитентам):
- займы, выпускаемые правительством;
- займы, выпускаемые местными органами управления.
9. По направлениям использования заемных средств:
- целевые займы –
- нецелевые займы –
В Республике Беларусь механизм функционирования государственного кредита на практике реализуется посредством размещения государственных займов в форме выпуска государственных ценных бумаг, к которым относятся:
- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО);
- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).
Выпуск, размещение, обращение и погашение ГКО и ГДО, номинированных в белорусских рублях, осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь».
В целях привлечения дополнительных средств для финансирования дефицита бюджета допускается использование такого инструмента, как государственные облигации, номинированные в иностранной валюте, порядок выпуска, размещения и погашения которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2012 г. № 1115.
С целью привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 утверждены Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь, которые определяют порядок выпуска, обращения и погашения облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
К разновидностям государственных займов относятся облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, порядок выпуска, обращения и погашения которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627.
Данные НПА с 04.04.2018 г. утратят силу в связи со вступлением в силу постановления СМ РБ от 28.09.2017 г. №722 «О некоторых вопросах эмиссии, обращения и погашения гос. облигаций Республики Беларусь, размещаемых на внутреннем финансовом рынке»
Местные займы выпускаются на основе постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. №146, утвердившего Инструкцию о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг.
Республика Беларусь заимствует денежные средства как у резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.
В настоящее время привлечение внешних государственных займов осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь».
Привлечение государственных займов осуществляют:
1. Республика Беларусь (решение принимается Президентом Республики Беларусь):
- в целях покрытия дефицита республиканского бюджета;
- в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов;
- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.
2. Правительство Республики Беларусь, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):
- в целях реализации государственных программ и инвестиционных проектов, решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.
3. Привлечение гарантированных займов осуществляют заемщики, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):
- в целях импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;
- в целях реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;
- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.