Критический объем производства




Введение

Целями данной курсовой работы является изучение издержек производства, их сущности и пути их снижения, влияния издержек на прибыль. Издержки производства сейчас являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек (затрат) производства и реализации продукции.

Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано фирмой. Например, элементами затрат на производство продукции (работ, услуг) являются сырье и материалы, оплата труда и др. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себестоимостью.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

В первой главе рассматривается сама природа издержек и их определение этот вопрос особенно важен в переходный этап казахстанской экономике, так как он носит определяющее действие для предпринимательства. Каждый предприниматель должен уметь хорошо считать свои издержки производства. Если он не умеет считать свои затраты, то очень велика вероятность того, что они окажутся больше доходов, т.е. фирма будет терпеть убытки. А если предприятие попадает в состояние финансового кризиса, то выйти из него бывает очень тяжело. Прежде чем начинать какое-либо новое дело, необходимо провести как можно более точные расчеты, спрогнозировать и спланировать свою будущую деятельность, изучить как внешние факторы, которые могут повлиять на положение фирмы, например спрос, так и внутренние, например издержки производства.

А для экономиста знание издержек производства важно еще с той точки зрения, что они, как мы увидим далее, являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на предложение продукции на рынке.

Немаловажен вопрос об определении издержек (затрат), он является целью для рассмотрения второго параграфа первой главы. Существуют различные понятия издержек производства, которые с разных точек зрения характеризуют затраты фирмы на изготовление продукции.

Любая фирма стремится получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится в первую очередь к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих.

Цель второй главы – изучить влияние издержек производства на прибыль. Этот вопрос является так же концепцией экономического рационализма

Суть концепции экономического рационализма заключается в предположении об определении экономическими субъектами, с одной стороны, выгод от своих действий, а с другой стороны, затрат, необходимых для достижения этих выгод, средств и их сопоставлении с целью максимизации выгод при данных затратах используемых ресурсов (или минимизации затрат, необходимых для получения данных выгод). Такое сопоставление выгод и затрат при принятии экономических решений позволяет определить наиболее оптимальные в данных условиях действия данного экономического субъекта. Выгодами при этом являются получаемые данным экономическим субъектом блага, а затратами — блага, которых данный экономический субъект лишается при данном действии. Рациональность поведения экономических субъектов будет при этом заключаться в максимизации доходов от экономической деятельности.

Процесс перехода к рыночным отношениям требует поиска эффективных путей создания экономики нового типа. Фун­даментом такой экономики в Казахстане должно стать свободное и равно­правное сосуществование и развитие предприятий различных форм собст­венности. Завершившиеся процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности привели к появлению частного сектора экономики, который требует особого внимания в ближайшие годы. В своем послании народу "Казахстан - 2030" Президент Н. А. Назарбаев говорит, что: "Мы должны помогать, стимулировать и дополнять активность част­ного сектора, чтобы соответствовать новой мировой экономической пара­дигме" [1]

По данным Национального Статистического Агентства количество хозяйствующих субъектов, занимающихся предпринимательской деятель­ностью, в Республике Казахстан составило по состоянию на 1.01.03 года 128,64 тыс. предприятий и 197,0 тыс. индивидуальных предпринимателей. В сфере малого бизнеса занято 907,0 тыс. человек, что составляет лишь пятую часть трудоспособного населения страны. Приведенные данные говорят о том, что развитие предпринимательства в нашей стране еще не стал существенным фактором становления рыночной экономики. Между тем, дальнейшее развитие рыночных отношений в республике, необходимость выхода из экономического и социального кризиса требуют исследования принципов и подходов к проблемам формирования различного рода фирм, малого бизнеса, который должен стать стимулом общего подъема экономики.

Важнейшим элементом частного сектора являются фирмы, предприятия, приз­ванные стать одним из позитивных и перспективных направлений рефор­мирования отечественной экономики. Основная задача сегодняшнего этапа развития рынка состоит в создании надлежащих условий для становления и развития ключевой фигуры рынка - предпринимателя, ибо без этого не может сложиться необходимая конкурентная среда.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.

На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

Существуют два подхода к оценке затрат бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зафиксированы фактические (“явные”) затраты, которые представляют собой денежные ресурсы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.).

Однако экономисты, кроме явных, учитывают и “неявные” затраты. Поясним это на следующем примере.

Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заемный капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включались бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что вкладывается привлеченный капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента.

Любая фирма стремиться поучить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому “совокупные общие затраты” делятся на “постоянные” и переменные.

 

1 Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.

Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.

Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Зачем нужна фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам ресурсов не функционировать как независимым товаропроизводителям, покупая факторы производства у других собственников, добавляя свой вклад и реализуя готовую продукцию потребителям?

Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю). Трансакционные издержки – это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство.

Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю, права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Предприниматель выполняет свою функцию с меньшими издержками, так как получает факторы производства по более низким ценам, чем при рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу, то всегда может вернуться на свободный (открытий) рынок.

Такую систему взаимоотношений, при которой управление ресурсами зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой, фирма как система альтернативна рынку, Внутри фирмы отношения регулируются не рыночными сигналами (спросом и предложением), а командами, исходящими из иерархической системы. По существу, фирма есть система, в которой ценовой механизм подавлен. Поэтому и граница фирмы определяется чертой, на которой уравновешиваются трансакционные рыночные издержки и трансакционные издержки административного механизма. А поскольку структура трансакционных издержек у фирмы иная, чем на свободном рынке, то когда последний (рынок) бессилен, с проблемой организации труда справляется фирма.

Характеристика фирмы как сети двухсторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, позволяет определить и оптимальный размер фирмы, фирма, становится крупнее по мере того, как предприниматель организует дополнительные трансакции (сделки), и уменьшает свои размеры, когда он прекращает заниматься организацией сделок.

Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики.

Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики.

Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.

Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компетентность предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.

В современном мире в легальной экономике насчитывается около 50 млн. фирм – разнообразных предпринимательских структур, 99% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует в США, около 16 млн. – в странах ЕС, свыше 7 млн. – в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в ЕС. Конечно, фирма фирме рознь. 20 млн. мельчайших и мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств.

Каковы особенности современных западных фирм? Во-первых, специфична их организационно-правовая структура: головная компания интегрирует экономическую власть в условиях юридической самостоятельности входящих в ее состав компаний с принадлежащими им предприятиями. Это придает фирме социально-экономическую, производственно-технологическую, организационно-управленческую цельность и устойчивость. Коммерческая самостоятельность отдельных звеньев сочетается с жестким централизмом (финансовый контроль, политика капиталовложений) головной компании, что обеспечивает синхронную деятельность всех подразделений фирмы.

Во-вторых, механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации. В результате производство превращается в результативный процесс; обращение обслуживает выработанные стратегию и тактику; накопление и потребление характеризуются запрограммированной рациональностью

В-третьих, фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она востребовала обширные и разносторонние знания: бухучет, менеджмент, Маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю. Фирма – одна из немногих «экономических ниш», где человек может самовыразиться.

В-четвертых, фирма функционирует эффективно. Экономическая эффективность фирмы связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной экономики фирме принадлежит особая роль. Она – школа предпринимательства, движущая сила бизнеса, генератор инноваций, «полигон» освоения и внедрения результатов НТП. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.

Таким образом, западные фирмы являются мощным средством экономической и социальной интеграции народного хозяйства общества. Механизм интересов фирмы, человека и общества функционирует на основе «конкурентного баланса» между прибылями, ценами и высоким уровнем жизни. Активным участником этих интересов выступает государство.

Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится в центре рыночной экономики и без нее не возможна предпринимательская деятельность. Почему существуют фирмы

Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.

Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций.

Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.

Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она стремится.

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.

Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

 

Становление и развитие Казахстана как суверенного государства, переход к рыночному механизму хозяйствования предполагает реализацию программ демонополизации народного хозяйства как путем разукрупнения чрезмерно крупных производственных объединений, так и за счет создания новых малых и средних предприятий. В этом плане предполагается осо­бенно широко использовать малый бизнес, который по сравнению с круп­ным, эффективнее использует современную технику, быстрее осваивает новые виды продукции, производит товары, широко используя местные источники сырья и отходы крупного производства.

Исследование состояния и динамики развития малого бизнеса, разра­ботка четкой экономической политики государства, поощряющей рост небольших предприятий, требуют более четкого определения того, что следует относить к понятию "малый бизнес".

Изучение различных точек зрения зарубежных и отечественных экономистов, а также собственные исследования, позволили определить, что малый бизнес — это уже не отдельные, разрозненные малые предприятия, а сложившаяся система связанных общей природой, целями и методами организаций и пред­приятий, действующих в основном на местных рынках и наиболее тесно связанных с конечными потребителями товаров и услуг.

Совокупность указанных факторов формирует понятие "Фирма", как категории, характеризующей социально-экономический уровень развития страны, как элемент предпринимательства, без которого нельзя обеспечить успешное вхождение в рынок.

"Фирма " - понятие емкое, поэтому, рассматривая его место и роль в экономике, следует определить критерии его выделения. По своей природе они могут быть количественными и качественными.

Количественные критерии по своему содержанию позволяют правиль­но определить размер предприятия. В отечественной и зарубежной практике количественные критерии обычно принято оценивать по трем параметрам: численности производственного персонала, объему валовой продукции и величине производственных фондов. Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Но, в конечном итоге, основным крите­рием, который широко используется в статистических и экономических исследованиях большинства стран, является численность занятых на пред­приятии. Остальные показатели используются в качестве корректи­рующих.

Выделение качественных характеристик малого бизнеса, как формы разрешенной экономической деятельности, представляет собой самостоя­тельную проблему, поэтому автор считает, что наиболее важными из них являются: договорной характер деятельности; длительность отношений сторон и устойчивость связей; функциональная направленность деятель­ности; пространственная сфера деятельности; определенность конкретной цели.

Исследование роли малого бизнеса на этапе формирования рыночной экономики в Казахстане позволило сделать вывод, что он является одним из главных факторов развития рыночной системы хозяйствования и соз­дания конкурентной среды, одновременно способствуя повышению уровня занятости, решению социальных проблем, более эффективному исполь­зованию способностей делового человека.

Сегодня организация мелких хозяйственных единиц происходит под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов, сдерживающих их развитие. Характерным моментом для развития экономики в целом, и малого бизнеса, в частности, в Республике Казахстан является неустойчивость юридических норм и неотработан­ность механизма действия уже принятых законов.

Проведенное исследование теоретических и методологических проб­лем формирования и развития отечественных предприятий малого биз­неса показало, что наиболее жизнеспособными в этих условиях оказались следующие их виды:

- предприятия, действующие в производственной сфере, так назы­ваемые "симбионты";

- услугопроизводящие фирмы, работающие в сфере услуг;

- предприятия-брокеры, оказывающие услуги в сфере обращения и без­наличной торговли.

Симбионты малые предприятия, внедренные в крупную производственную структуру, использующие сырье, производ­ственную базу и рабочую силу основного предприятия. Это, как правило, арендный или подрядный коллектив с правами юридического лица.

В условиях спада промышленного производства, когда большинство предприятий испытывает трудности с заключением договоров на поставку продукции, именно, предприятия-брокеры выполняют функции "крове­носных сосудов" экономики.

Фактический объем произведенной малыми предприятиями про­дукции составил по состоянию на 1.01.98 года 101,8 млрд. тенге. В то же время доля продукции, произведенной этими предприятиями, остается пока незначительной - всего 6 - 7 % от ВВП. Положение предприятий

малого бизнеса по отраслям народного хозяйства выглядит следующим образом: 6,6 % от общего количества предприятий функционирует в сельском хозяйстве, 1,3%-в горнодобывающей промышленности, 12,9% - в обрабатывающей промышленности, 11,1 % - в производстве строи­тельных материалов, 33,6% - в торговле, 34,5% занимают остальные отрасли.

Анализ деятельности предприятий и фирм за 1992 -1997 годы показал, что процесс формирования этих предприятий, как сектора эконо­мики РК, идет неустойчиво, о чем свидетельствуют следующие данные:

из 128,64 тыс. зарегистрированных на 1.01.03 г. субъектов малого предпри­нимательства функционирует только 19,4 %.

Проводимая государством политика поддержки и развития малого предпринимательства позволила сформировать правовые, организационные, инфраструктурные условия, которые еще недостаточны для успешной деятельности предпринимателей на рынке. Однако наличие нерешенных проблем в этой области, низкий уровень выживаемости малых предприятий, жесткая конкурентная борьба заставляют предпринимателей бороться за свое существование. Считается, что для решения данных проблем необходимо внедрение системы маркетинга в качестве стратегического принципа хозяйственной деятель­ности предприятий малого бизнеса. Такая необходимость вызвана тем, что именно маркетинг обеспечивает процесс стыковки реального потен­циала фирмы с запросами рынка в целях максимального удовлетворения спроса потребителей.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что функцио­нирование и развитие любого предприятия не представляется возможным без внедрения концепции маркетинга как формы рыночного управления.

Современный маркетинг представляет собой систему гибкой увязки производства и потребления, способ их согласованного взаимодействия, играющего важную роль в воспроизводственных процессах экономики. По мнению экономистов маркетинговый подход, в основу которого положены идеи удовлетворения нужд и потребностей рынка, должен стать главным направлением стратегии малого бизнеса.

На основе изучения мировой, советской и современной отечественной экономической литературы, в работе рассмотрено содержание концепции маркетинга в малом бизнесе как системы поведения предпринимателя в условиях современного рынка. Маркетинг должен охватывать различные стороны деятельности фирмы и направлять ее на решение таких задач, как комплексное изучение рынка, ценообразование, товарная политика, управление сбытом, коммуникационная деятельность. Основным кри­терием успеха предприятий малого бизнеса должно стать то, что выпус­каемые ими изделия удовлетворяют разносторонние потребности клиен­тов. Только при выполнении этого условия предприниматель достигает своей главной цели - получения прибыли и увеличения объема сбыта.

Использование концепции маркетинга в практике производственно-коммерческой деятельности предприятий зависит от уровня доходов, мас­штабов деятельности, стоящих перед ними целей, рыночной конъюнктуры и других факторов. Поэтому степень внедрения концепции маркетинга на отечественных предприятиях различна. В связи с этим, считается необ­ходимым выделить следующие степени внедрения: локальное, частичное и глобальное.

Локальное внедрение маркетинга - разработка и применение инстру­ментов маркетинга в практике фирм, позволяющих установить двухсторон­ние отношения между производителями и потребителями, основу которых составляют изучение, формирование и реализация потребностей поку­пателей.

Частичное внедрение системы маркетинга предполагает более высокую степень использования ее элементов, которые пусть и в ограниченном масштабе, но формируют целостную систему маркетинга. В этом случае фирма осуществляет маркетинговую деятельность, опираясь на разрабо­танные долгосрочные планы. Это дает возможность производить продукты с заранее заданными свойствами. Данный уровень использования марке­тинга предполагает внедрение его элементов на микроуровне с дальней­шим учетом региональных профилей в общественном разделении труда и формированием регионального рынка.

Глобальное внедрение системы маркетинга - формирование маркетинга на макроэкономическом уровне, которое можно сформулировать как совместную деятельность государства, предприятий, фирм и иных субъек­тов хозяйствования, направленную на удовлетворение нужд покупателей и создание рынка потребителя.

Такое внедрение системы маркетинга отечественными предприни­мателями раскрывает ее целевую направленность, одной из главных сос­тавляющих которой является анализ реальных рыночных процессов и тен­денций развития предприятия.

На первых порах предприятия малого бизнеса могут использовать у себя лишь отдельные направления маркетинговой концепции, постоянно сужая или расширяя сферы их применения.

Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость рабо­тать по-новому, приспосабливать производственно-сбытовую деятель­ность к конкретной рыночной ситуации. Для этого необходимо решение целого ряда задач, главная из которых - ориентация предприятия на прин­ципы маркетинга, как наиболее эффективные в условиях рынка.

Непременным условием успешной деятельности на рынке является постоянное маркетинговое исследование рынка на базе непрерывного сбо­ра и обработки информации обо всех изменениях его конъюнктуры. Иссле­дование рынка позволяет перейти от субъективных суждений к фактам, тем самым, снижая для предприятия степень риска, связанную с быстрыми изменениями соотношения между спросом и предложением. Поэтому изменения рынка являются центральным блоком структуры маркетин­гового исследования.

Природа издержек

Частные предприятия представляют собой один из важнейших объектов микроэкономического анализа. Их можно изучать с самых разнообразных углов зрения, однако в первую очередь их нужно рассматривать с достаточно прозаической точки зрения - как механизм для превращения затрат труда, капитала и природных ресурсов в готовую продукцию, представляющую собой товары и услуги, произведенные для удовлетворения человеческих потребностей. Фирма как производственное звено является ключевым элементом неоклассической традиции микроэкономического анализа.

Каждое предприятие, фирма прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей:

цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называемых «издержками производства». Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве. Что же понимается под издержками производства, прибылью и валовым доходом?

В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;

использованием природного сырья;

подготовкой и освоением производства;

совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);

изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;

обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;

обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;

управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т.п.;

подготовкой и переподготовкой кадров;

отчислением на государственное и негосударственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в Государственный фонд занятости населения;

отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.

В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) производство без некоторых издержек вообще невозможно. В силу этого обстоятельства любое решение о производстве чего- либо вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких- то иных вещей (Издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что - бы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах). Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек производства нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множеством способов: явные, неявные издержки

Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.

Существуют также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: