СОВЕТЫРОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает перестройку всех систем и функций организма ребенка совпадает с периодом изменений социальных отношений и деятельности. Однако это не отягощает, а способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии это время является последним сроком, когда еще модно догнать сверстников.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным субъектом» и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
У родителей дошколят распространено заблуждение о том, что во время их попыток получше подготовить ребенка к школе, научить его читать, он сопротивляется и никак не хочет заниматься.
Не пытайтесь подменить собой будущего учителя, т.е. обучить ребенка, если он сопротивляется. Этим вы отобьете у него охоту к школе, учебе.
Чем же необходимо заниматься?
1. Научите ребенка обслуживать себя, учите обращаться с учебными вещами. В игре покажите, как нужно собирать портфель, следить за своими вещами. Это важнее, чем научить читать.
2. Организация ребенка – вот что важно. Режим помогает ребенку организовать время, приспособится к новым условиям и легче справиться с взрослыми требованиями и нагрузками.
|
3. Следует объяснить ребенку, что учеба – это одна из его основных обязанностей и достаточно приятных, ведь он будет постоянно узнавать что-то новое, научиться делать много интересного, найдет хороших друзей и т.д. Но одновременно это и труд: придется воспитывать себя, делать то, что не очень нравится, но без чего никак не обойтись. Мягко внушайте вашему ребенку, что он стал уже довольно взрослым, и вы уверены, что он справится. Такой настрой очень важен для него.
Обычно требуется не больше месяца для того, чтобы ребенок привык к новым требованиям. Если этого не происходит, то следует внимательно проанализировать свое поведение: либо где-то допущена ошибка, либо ребенку не хватает вашего внимания, и он получает его (растягивая время, вызывая у вас раздражение и т.д.).
Чем раньше вы приучите ваших детей к ответственности за учебу, тем меньше будет поводов для ссор и конфликтов и больше возможностей сохранить взаимопонимание.
И еще одним главным моментом, помогающим удачно адаптироваться ребенку в новых условиях это достаточно позитивная самооценка. Самооценка ребенка является динамичным образованием, связанным его с ценностными ориентациями и степенью сформированности и реалистичности его Я-образа.
Позитивная самооценка, основы которой были заложены еще в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь положительное представление о себе. От характера личных представлений ребенка о себе самом зависит большая или меньшая уверенность его в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор той задачи, которая по степени ее трудности является посильной ребенку.
|
Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.
Представления о своей ценности, складывающиеся у ребенка еще до поступления в школу, вызывают у него целый ряд ожиданий, связанных с учебой и школой. Они либо способствуют движению ребенка вперед к успеху, либо не дают ему возможности успешно продвигаться в учебной деятельности.
Уверенности в себе у ребенка и лучшей адаптации в школе будет способствовать ваша помощь. С первых дней обучения возникает много вопросов и сложных ситуаций. Для многих родителей эти детские тревоги покажутся пустяками, а для ребенка - труднейшими задачами. Будьте предусмотрительны и помогите ребенку уже сейчас найти выход из будущих затруднительных положений.
Спросите его:
1. Как обращаться к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что сказать если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что пора начать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как называется стол, за которым дети пишут?
9. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое отметка?
11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?