Утро в доме Фамусова (анализ I действия).




 

«Горе от ума» есть… галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука…

А.И. Гончаров

 

Задание № 1.

 

  1. Вспомните, с чего начинается анализ любого драматического произведения и почему.
  2. Определите значение имён персонажей. Узнайте, кто являлся прототипом героя и как это повлияло на характер персонажа.
  3. Какие ещё характеристики героев комедии, связанные с их наименованием, вы можете назвать?
  4. Прокомментируйте афишу к комедии.

 

Имя. Значение. Ремарка. Наименования в тексте. Подтекст информации. Контекст.
Павел   Афанасьевич   Фамусов малый, родовое имя   бессмертный   управляю щий в казённом месте I барин, сударь, баловник, ветреники, старики, батюшка, брюзглив, неугомонен, скор; II III IV   Фамусов – созвучна лат. famus – «дым», отсюда мотивы пожара, огня, пыла, чада; англ. famous – «известный», московский туз, молва. В комедиях классицизма это был обманутый отец.  
София   Павловна мудрость, разумность, наука   малая   дочь его I Софья Павловна, сударыня, барышня влюблённая, Сонюшка; II III IV в комедиях классицизма это имя носила главная положительная героиня  
Лизанька   Бог мой – клятва служанка I шалунья, девчонка, баловница, скромна, а ничего, кроме проказ и ветру, на уме, Лиза; II III IV в комедиях классицизма это имя носила субретка  
Алексей   Степанович   Молчал ин   защищать, отражать, предотвращать   венок секретарь Фамусова, живущий у него в доме I друг, Алексей Степаноч, милый человек, вкрадчив, умён, в бедности рождён, враг дерзости, бессловесный, нищий; II III IV молчать – безмолвствовать, не говорить, тихнуть; терпеливо сносить, не роптать; молчатель – скрыватель, утайщик  
Алекс андр     Андр еевич   Чацкий   защищать + мужчина   мужественный       I чувствителен, весел, остёр, красноречив, в друзьях особенно счастлив, друг, брат, франт-приятель, объявлен мотом, сорванцом; II III IV Чацкий – усматривают намёк на Чаадаева; вариант имени Чадский – относит к словам чад и чадо: т.е. герой либо находится в чаду, либо поднимается конфликт «отцов и детей»; принц Датский – повторяется история как с Гамлетом (Шекспир); Чайльд – Гарольд – герой романтической поэмы (Байрон), титул чайльд носили молодые люди благородного происхождения -к- - свидетельствует о дворянском происхождении имя героя таит в себе множество литератур ных интерпрета ций:
Сергей Серге евич   Скалозуб   римское родовое имя   пересмешник полковник I золотой мешок, метит в генералы, речист, не хитёр; II III IV   скалить зубы – хохотать, смеяться, насмехаться, зубоскалить, пересмешничать;  
Наталья     Дмитриевна   Гор ич родная, рождество   относящийся е Деметре, богине плодородия молодая дама I II III IV -гор- - беда, несчастье, тоска, печаль, скорбь; горычъ – ветер с горы  
Платон Михайлович Гор ич широкоплечий кто как Бог муж её I II III IV    
Тугоуховские: Пётр Ильич Мими Зизи   князь и княгиня, жена его, с шестью дочерьми I II III IV тугой – крепкий, упорный, стойкий, неподатливый; тугоухий - глухой -ск- свидетельствует о дворянском происхождении  
Хрюмина   графиня бабушка I II III IV   хрю – свиной крик  
Хрюмина графиня внучка I II III IV    
Антон Антонович     Загорецкий   вступать в бой, состязаться, римское родовое имя   I II III IV гореть – обуяться страстями; заг а ра – бойкий молодец, удалец; заг а рный - пропойца  
Хлёстова   старуха, свояченица Фамусова I II III IV   хлестать – бить, стегать, бичевать; бранить, ругать, поносить  
Г.N.     I II III IV      
Г.D.
Репетилов     I II III IV   репетиция – повторенье, проба, заучивание  
Петрушка камень слуга I II III IV   название традиционного персонажа кукольного представления  
слуги и гости в доме Фамусова     I II III IV      
Выводы: Фамилии героев комедии Грибоедова издавна привлекали внимание современников поэта, литературоведов, лингвистов и обыкновенных читателей. Эти антропонимы трактуют по-разному.

 

  1. Что нового вы узнали о персонажах комедии, анализируя афишу?
  2. Как вам эти новые знания помогут при анализе произведения?

 

Задание № 2.

 

  1. Прочитайте и прокомментируйте I действие пьесы.
  2. Познакомьтесь с сюжетно-композиционным планом комедии.
  3. Обратите внимание на детали.
  4. Предположите, какие типы конфликта заявлены уже в I действие пьесы.
  5. Проанализируйте по группам характеры 1) Фамусова, 2) Софии, 3) Чацкого, 4) Молчалина, 5) московского дворянства. Сделайте выводы.

 

Дей ствие Явле ния Герои. Сюжетный план. Композиция. Детали. Тип конфликта. Комментарии.
I   Лизанька Софья Лиза караулит Софью и Молчалина. экспозиция сон отечество  
  Лиза Фамусов В комнату приходит Фамусов. Фамусов заигрывает с Лизой. Лиза старается предупредить Софью.  
  Лиза Софья Молчалин Софья и Молчалин наконец выходят из комнаты Софьи.  
  Лиза Софья Молчалин Фамусов Фамусов удивлён, увидев Софью и Молчалина вместе.  
  Лиза Софья Лиза вспоминает претендентов на руку Софьи: Скалозуба и Чацкого.  
  Лиза Софья слуга Чацкий Чацкий вспоминает общих московский знакомых Софьи. Пытается выяснить, любит ли Софья его как раньше. завязка любовного конфликта  
  Лиза Софья Чацкий  
  Лиза Софья Чацкий Фамусов Фамусов встречает Чацкого, пытается расспросить о его путешествиях, но слышит лишь восхищения Софьей.  
  Чацкий Фамусов  
  Фамусов Фамусов рассуждает о том, кого же из «женихов» предпочитает Софья.  
Выво ды:  

 

Задание № 3.

 

  1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях?
  2. Почему Фамусов позволил обмануть себя?
  3. Были ли у Молчалина бумаги, когда он встречался ночью с Софьей? О чём это свидетельствует?
  4. Почему Лиза смеётся, когда Софья с восторгом говорит о Молчалине?
  5. Какова же жизнь в доме Фамусова? Как, на чём строятся отношения между живущими в этом доме?
  6. Что привело Чацкого в дом Фамусова? Почему он приезжает так рано? Чем оправдано такое поведение Чацкого?
  7. Каково отношение Софьи к Чацкому? Почему?
  8. Почему Чацкий не понял сразу, что он чужой в этом доме? Это глупость или влюблённость?
  9. Какие темы затрагивает Чацкий в своих монологах? Почему?
  10. О чём говорили и кто говорил до появления Чацкого?
  11. Возникает ли конфликт между героями в I действии пьесы? Если да, то какой и между кем?

 

Домашнее задание.

 

  1. Прочитайте II действие пьесы.
  2. Продолжите работу по заполнению таблицы именами внесценических персонажей.
  3. Дополните эту таблицу именами внесценических персонажей, распределив их на группы.
  4. Составьте графический план II действия пьесы.

 

 

«Как посравнить, да посмотреть век нынешний и век минувший…»

(Анализ II действия пьесы. )

 

Ах! Боже мой! он карбонари!

Фамусов

Задание № 1.

 

  1. С какими новыми действующими лицами комедии «Горе от ума» вы познакомились во II действии пьесы?
  2. Дополните таблицу именами внесценических персонажей из I и II действия.
  3. Распределите персонажей по группам. По какому принципу вы вели распределение?
  4. Зачем Грибоедову понадобилось расширять круг персонажей пьесы?

 

Проверьте свои записи.

 

Имя. Значение. Наименования в тексте. Подтекст информации. Контекст.
из I действия
тётушка Софьи нет имени внесценические персонажи голубушка московское общество пророчество судьбы Софье  
дядюшка Софьи  
турок или грек, черномазенький, на ножках журавлиных
трое из бульварных лиц
сам толст, его артисты тощи
чахоточный, родня вам, книгам враг
тётушка, всё девушкой, Минервой, всё фрейлиной Екатерины Первой
княгиня Пульхерия Анревна
из II действия
Прасковья Федоровна   даёт обед с форелью    
Кузьма Петрович почётный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат, переженил детей, внучат, московский туз
докторша вдова должна родить
Максим Петрович покойник, дядя Фамусова, весь в орденах, век при дворе Екатерины, вельможа, когда надо было подслужиться, и он сгибался вперегиб, по-нашему - смышлён
Настасья Николаевна родственница Фамусова
молодёжь, сынки, внучата в пятнадцать лет учителей научат
старички судят о делах, выносят приговоры, все столбовые, никого не признают, поспорят, пошумят и разойдутся
Ирина Власьевна, Лукерь Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Анревна дамы судьи всему, над ними нет судей
дочки благонравные, воспитанные, умеют себя принарядить, говорят с ужимками, поют французские романсы, льнут к военным людям, потому что патриотки
отечества отцы грабительством богаты, защиту нашли в друзьях и родне, живут в пирах и мотовстве, строгие судьи всему
Нестор слуг, которые его спасали, променял на собак
тот на крепостной балет согнал детей, отняв их у матерей
княгиня Ласова наездница, вдова, неуклюжа, сломав ребро, ищет мужа
братец Скалозуба получил выгоды по службе, любезный человек, хват, прекрасный человек, но набрался новых правил, оставил службу, заперся в деревне, читает книги    

 

Задание № 2.

 

  1. Прочитайте и прокомментируйте II действие пьесы.
  2. Познакомьтесь с сюжетно-композиционным планом комедии.
  3. Обратите внимание на детали.
  4. Предположите, какие типы конфликта заявлены уже в II действие пьесы.
  5. Продолжите анализ персонажей по группам: 1) Фамусов, 2) София, 3) Чацкий 4) Молчалин, 5) московское дворянство, 6) Скалозуб.
  6. Сделайте выводы.

 

Дей ствие Явле ния Герои. Сюжетный план. Композиция. Детали. Тип конфликта. Комментарии.
II   Фамусов Петрушка Фамусов отчитывает Петрушку за новые вещи и рассуждает о планах на ближайшее будущее.   крестины обед погребенье   память служба лесть раболепство родствен ники чины мундир   свой круг    
  Фамусов слуга Чацкий В дом Фамусова возвращается Чацкий. Фамусов даёт наставления Чацкому, как нужно жить. Спор о прошлом и настоящем. завязка социально-политического конфликта
  Фамусов слуга Чацкий Фамусову сообщают о приходе Скалозуба. Фамусов даёт понять Чацкому, что метит Скалозуба в женихи Софье.  
  Чацкий   Чацкий задумывается, нет ли и в самом деле у Софьи жениха.
  Чацкий Фамусов Скалозуб Фамусов старается вести светскую беседу с Скалозубом, а на Чацкого не обращает внимания.
  Чацкий Скалозуб Скалозуб рассуждает об армии.
  Чацкий Скалозуб Лиза Софья Софья падает в обморок, увидев, как Молчалин упал с лошади, на глазах Чацкого и Скалозуба.
 
  Чацкий Скалозуб Лиза Софья Молчалин Молчалин входит с перевязанной рукой. Софья пытается объяснить свой обморок. Чацкий подозревает, что Софья что-то скрывает.
  Скалозуб Лиза Софья Молчалин Софья приглашает Скалозуба вечером к ним в дом.
  Лиза Софья Молчалин Лиза и Молчалин пытаются убедить Софью быть осторожней в выражении своих чувств.
  Лиза Молчалин Молчалин заигрывает с Лизой и признаётся ей, что любит барышню по должности.
  Лиза Софья Софья приказывает Лизе пригласить во время обеда к ней Молчалина.
  Лиза Лиза не понимает таких отношений, которые царят в доме Фамусова, и признаётся в любви к Петруше.
Выво ды:  

 

Задание № 3.

 

  1. Что нового вы узнали о жизни Фамусова?
  2. Каков его распорядок дня? Оцените.
  3. Почему Чацкий возвращается в дом Фамусова после такого приёма Софьей?
  4. Можно ли сказать, что Чацкий приехал делать предложение руки Софье?
  5. Почему он тогда не собирается поговорить об этом с её отцом?
  6. О чём говорит Фамусов и Чацкий? Расскажите о мировоззрении Фамусова и Чацкого.
  7. Каким в пьесе представлен «век нынешний и век минувший»?
  8. Какой мотив проходит через всё 2 и 3 явления?
  9. Как Фамусов встречает Скалозуба? Какие темы в разговоре затрагивает? Почему? Как это характеризует Фамусова?
  10. Что нового из монолога Фамусова вы узнали о московском обществе? За что хвалит Фамусов Москву?
  11. Почему Чацкий вступает в диалог с Фамусовым? Каким ему видится Москва? Почему?
  12. А какой видит Москву Скалозуб?
  13. Как Софья отреагировала на падение Молчалина с коня? Зачем Молчалин учился ездить верхом?
  14. Что об этом подумали Чацкий и Скалозуб? Так ли умён Чацкий и глуп Скалозуб в понимании женского сердца?
  15. Что нового вы узнали об отношениях Софьи Молчалина?

 

Домашнее задание.

  1. Прочитайте III действие пьесы.
  2. Продолжите работу по заполнению таблицы именами внесценических персонажей.
  3. Дополните эту таблицу именами внесценических персонажей, распределив их на группы.
  4. Составьте графический план III действия пьесы.

 

 

«Горе от любви?..» Правда характеров: Софья – Чацкий - Молчалин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: