«Горе от ума» есть… галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука…
А.И. Гончаров
Задание № 1.
- Вспомните, с чего начинается анализ любого драматического произведения и почему.
- Определите значение имён персонажей. Узнайте, кто являлся прототипом героя и как это повлияло на характер персонажа.
- Какие ещё характеристики героев комедии, связанные с их наименованием, вы можете назвать?
- Прокомментируйте афишу к комедии.
Имя. | Значение. | Ремарка. | Наименования в тексте. | Подтекст информации. | Контекст. |
Павел Афанасьевич Фамусов | малый, родовое имя бессмертный | управляю щий в казённом месте | I барин, сударь, баловник, ветреники, старики, батюшка, брюзглив, неугомонен, скор; II III IV | Фамусов – созвучна лат. famus – «дым», отсюда мотивы пожара, огня, пыла, чада; англ. famous – «известный», московский туз, молва. В комедиях классицизма это был обманутый отец. | |
София Павловна | мудрость, разумность, наука малая | дочь его | I Софья Павловна, сударыня, барышня влюблённая, Сонюшка; II III IV | в комедиях классицизма это имя носила главная положительная героиня | |
Лизанька | Бог мой – клятва | служанка | I шалунья, девчонка, баловница, скромна, а ничего, кроме проказ и ветру, на уме, Лиза; II III IV | в комедиях классицизма это имя носила субретка | |
Алексей Степанович Молчал ин | защищать, отражать, предотвращать венок | секретарь Фамусова, живущий у него в доме | I друг, Алексей Степаноч, милый человек, вкрадчив, умён, в бедности рождён, враг дерзости, бессловесный, нищий; II III IV | молчать – безмолвствовать, не говорить, тихнуть; терпеливо сносить, не роптать; молчатель – скрыватель, утайщик | |
Алекс андр Андр еевич Чацкий | защищать + мужчина мужественный | I чувствителен, весел, остёр, красноречив, в друзьях особенно счастлив, друг, брат, франт-приятель, объявлен мотом, сорванцом; II III IV | Чацкий – усматривают намёк на Чаадаева; вариант имени Чадский – относит к словам чад и чадо: т.е. герой либо находится в чаду, либо поднимается конфликт «отцов и детей»; принц Датский – повторяется история как с Гамлетом (Шекспир); Чайльд – Гарольд – герой романтической поэмы (Байрон), титул чайльд носили молодые люди благородного происхождения -к- - свидетельствует о дворянском происхождении | имя героя таит в себе множество литератур ных интерпрета ций: | |
Сергей Серге евич Скалозуб | римское родовое имя пересмешник | полковник | I золотой мешок, метит в генералы, речист, не хитёр; II III IV | скалить зубы – хохотать, смеяться, насмехаться, зубоскалить, пересмешничать; | |
Наталья Дмитриевна Гор ич | родная, рождество относящийся е Деметре, богине плодородия | молодая дама | I II III IV | -гор- - беда, несчастье, тоска, печаль, скорбь; горычъ – ветер с горы | |
Платон Михайлович Гор ич | широкоплечий кто как Бог | муж её | I II III IV | ||
Тугоуховские: Пётр Ильич Мими Зизи | князь и княгиня, жена его, с шестью дочерьми | I II III IV | тугой – крепкий, упорный, стойкий, неподатливый; тугоухий - глухой -ск- свидетельствует о дворянском происхождении | ||
Хрюмина | графиня бабушка | I II III IV | хрю – свиной крик | ||
Хрюмина | графиня внучка | I II III IV | |||
Антон Антонович Загорецкий | вступать в бой, состязаться, римское родовое имя | I II III IV | гореть – обуяться страстями; заг а ра – бойкий молодец, удалец; заг а рный - пропойца | ||
Хлёстова | старуха, свояченица Фамусова | I II III IV | хлестать – бить, стегать, бичевать; бранить, ругать, поносить | ||
Г.N. | I II III IV | ||||
Г.D. | |||||
Репетилов | I II III IV | репетиция – повторенье, проба, заучивание | |||
Петрушка | камень | слуга | I II III IV | название традиционного персонажа кукольного представления | |
слуги и гости в доме Фамусова | I II III IV | ||||
Выводы: | Фамилии героев комедии Грибоедова издавна привлекали внимание современников поэта, литературоведов, лингвистов и обыкновенных читателей. Эти антропонимы трактуют по-разному. |
|
|
- Что нового вы узнали о персонажах комедии, анализируя афишу?
- Как вам эти новые знания помогут при анализе произведения?
Задание № 2.
- Прочитайте и прокомментируйте I действие пьесы.
- Познакомьтесь с сюжетно-композиционным планом комедии.
- Обратите внимание на детали.
- Предположите, какие типы конфликта заявлены уже в I действие пьесы.
- Проанализируйте по группам характеры 1) Фамусова, 2) Софии, 3) Чацкого, 4) Молчалина, 5) московского дворянства. Сделайте выводы.
Дей ствие | Явле ния | Герои. | Сюжетный план. | Композиция. | Детали. | Тип конфликта. Комментарии. |
I | Лизанька Софья | Лиза караулит Софью и Молчалина. | экспозиция | сон отечество | ||
Лиза Фамусов | В комнату приходит Фамусов. Фамусов заигрывает с Лизой. Лиза старается предупредить Софью. | |||||
Лиза Софья Молчалин | Софья и Молчалин наконец выходят из комнаты Софьи. | |||||
Лиза Софья Молчалин Фамусов | Фамусов удивлён, увидев Софью и Молчалина вместе. | |||||
Лиза Софья | Лиза вспоминает претендентов на руку Софьи: Скалозуба и Чацкого. | |||||
Лиза Софья слуга Чацкий | Чацкий вспоминает общих московский знакомых Софьи. Пытается выяснить, любит ли Софья его как раньше. | завязка любовного конфликта | ||||
Лиза Софья Чацкий | ||||||
Лиза Софья Чацкий Фамусов | Фамусов встречает Чацкого, пытается расспросить о его путешествиях, но слышит лишь восхищения Софьей. | |||||
Чацкий Фамусов | ||||||
Фамусов | Фамусов рассуждает о том, кого же из «женихов» предпочитает Софья. | |||||
Выво ды: |
|
Задание № 3.
- Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях?
- Почему Фамусов позволил обмануть себя?
- Были ли у Молчалина бумаги, когда он встречался ночью с Софьей? О чём это свидетельствует?
- Почему Лиза смеётся, когда Софья с восторгом говорит о Молчалине?
- Какова же жизнь в доме Фамусова? Как, на чём строятся отношения между живущими в этом доме?
- Что привело Чацкого в дом Фамусова? Почему он приезжает так рано? Чем оправдано такое поведение Чацкого?
- Каково отношение Софьи к Чацкому? Почему?
- Почему Чацкий не понял сразу, что он чужой в этом доме? Это глупость или влюблённость?
- Какие темы затрагивает Чацкий в своих монологах? Почему?
- О чём говорили и кто говорил до появления Чацкого?
- Возникает ли конфликт между героями в I действии пьесы? Если да, то какой и между кем?
Домашнее задание.
- Прочитайте II действие пьесы.
- Продолжите работу по заполнению таблицы именами внесценических персонажей.
- Дополните эту таблицу именами внесценических персонажей, распределив их на группы.
- Составьте графический план II действия пьесы.
«Как посравнить, да посмотреть век нынешний и век минувший…»
(Анализ II действия пьесы. )
Ах! Боже мой! он карбонари!
Фамусов
Задание № 1.
- С какими новыми действующими лицами комедии «Горе от ума» вы познакомились во II действии пьесы?
- Дополните таблицу именами внесценических персонажей из I и II действия.
- Распределите персонажей по группам. По какому принципу вы вели распределение?
- Зачем Грибоедову понадобилось расширять круг персонажей пьесы?
Проверьте свои записи.
Имя. | Значение. | Наименования в тексте. | Подтекст информации. | Контекст. |
из I действия | ||||
тётушка Софьи | нет имени внесценические персонажи | голубушка | московское общество | пророчество судьбы Софье |
дядюшка Софьи | ||||
турок или грек, черномазенький, на ножках журавлиных | ||||
трое из бульварных лиц | ||||
сам толст, его артисты тощи | ||||
чахоточный, родня вам, книгам враг | ||||
тётушка, всё девушкой, Минервой, всё фрейлиной Екатерины Первой | ||||
княгиня Пульхерия Анревна | ||||
из II действия | ||||
Прасковья Федоровна | даёт обед с форелью | |||
Кузьма Петрович | почётный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат, переженил детей, внучат, московский туз | |||
докторша вдова | должна родить | |||
Максим Петрович | покойник, дядя Фамусова, весь в орденах, век при дворе Екатерины, вельможа, когда надо было подслужиться, и он сгибался вперегиб, по-нашему - смышлён | |||
Настасья Николаевна | родственница Фамусова | |||
молодёжь, сынки, внучата | в пятнадцать лет учителей научат | |||
старички | судят о делах, выносят приговоры, все столбовые, никого не признают, поспорят, пошумят и разойдутся | |||
Ирина Власьевна, Лукерь Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Анревна | дамы судьи всему, над ними нет судей | |||
дочки | благонравные, воспитанные, умеют себя принарядить, говорят с ужимками, поют французские романсы, льнут к военным людям, потому что патриотки | |||
отечества отцы | грабительством богаты, защиту нашли в друзьях и родне, живут в пирах и мотовстве, строгие судьи всему | |||
Нестор | слуг, которые его спасали, променял на собак | |||
тот | на крепостной балет согнал детей, отняв их у матерей | |||
княгиня Ласова | наездница, вдова, неуклюжа, сломав ребро, ищет мужа | |||
братец Скалозуба | получил выгоды по службе, любезный человек, хват, прекрасный человек, но набрался новых правил, оставил службу, заперся в деревне, читает книги |
Задание № 2.
- Прочитайте и прокомментируйте II действие пьесы.
- Познакомьтесь с сюжетно-композиционным планом комедии.
- Обратите внимание на детали.
- Предположите, какие типы конфликта заявлены уже в II действие пьесы.
- Продолжите анализ персонажей по группам: 1) Фамусов, 2) София, 3) Чацкий 4) Молчалин, 5) московское дворянство, 6) Скалозуб.
- Сделайте выводы.
Дей ствие | Явле ния | Герои. | Сюжетный план. | Композиция. | Детали. | Тип конфликта. Комментарии. |
II | Фамусов Петрушка | Фамусов отчитывает Петрушку за новые вещи и рассуждает о планах на ближайшее будущее. | крестины обед погребенье память служба лесть раболепство родствен ники чины мундир свой круг | |||
Фамусов слуга Чацкий | В дом Фамусова возвращается Чацкий. Фамусов даёт наставления Чацкому, как нужно жить. Спор о прошлом и настоящем. | завязка социально-политического конфликта | ||||
Фамусов слуга Чацкий | Фамусову сообщают о приходе Скалозуба. Фамусов даёт понять Чацкому, что метит Скалозуба в женихи Софье. | |||||
Чацкий | Чацкий задумывается, нет ли и в самом деле у Софьи жениха. | |||||
Чацкий Фамусов Скалозуб | Фамусов старается вести светскую беседу с Скалозубом, а на Чацкого не обращает внимания. | |||||
Чацкий Скалозуб | Скалозуб рассуждает об армии. | |||||
Чацкий Скалозуб Лиза Софья | Софья падает в обморок, увидев, как Молчалин упал с лошади, на глазах Чацкого и Скалозуба. | |||||
Чацкий Скалозуб Лиза Софья Молчалин | Молчалин входит с перевязанной рукой. Софья пытается объяснить свой обморок. Чацкий подозревает, что Софья что-то скрывает. | |||||
Скалозуб Лиза Софья Молчалин | Софья приглашает Скалозуба вечером к ним в дом. | |||||
Лиза Софья Молчалин | Лиза и Молчалин пытаются убедить Софью быть осторожней в выражении своих чувств. | |||||
Лиза Молчалин | Молчалин заигрывает с Лизой и признаётся ей, что любит барышню по должности. | |||||
Лиза Софья | Софья приказывает Лизе пригласить во время обеда к ней Молчалина. | |||||
Лиза | Лиза не понимает таких отношений, которые царят в доме Фамусова, и признаётся в любви к Петруше. | |||||
Выво ды: |
Задание № 3.
- Что нового вы узнали о жизни Фамусова?
- Каков его распорядок дня? Оцените.
- Почему Чацкий возвращается в дом Фамусова после такого приёма Софьей?
- Можно ли сказать, что Чацкий приехал делать предложение руки Софье?
- Почему он тогда не собирается поговорить об этом с её отцом?
- О чём говорит Фамусов и Чацкий? Расскажите о мировоззрении Фамусова и Чацкого.
- Каким в пьесе представлен «век нынешний и век минувший»?
- Какой мотив проходит через всё 2 и 3 явления?
- Как Фамусов встречает Скалозуба? Какие темы в разговоре затрагивает? Почему? Как это характеризует Фамусова?
- Что нового из монолога Фамусова вы узнали о московском обществе? За что хвалит Фамусов Москву?
- Почему Чацкий вступает в диалог с Фамусовым? Каким ему видится Москва? Почему?
- А какой видит Москву Скалозуб?
- Как Софья отреагировала на падение Молчалина с коня? Зачем Молчалин учился ездить верхом?
- Что об этом подумали Чацкий и Скалозуб? Так ли умён Чацкий и глуп Скалозуб в понимании женского сердца?
- Что нового вы узнали об отношениях Софьи Молчалина?
Домашнее задание.
- Прочитайте III действие пьесы.
- Продолжите работу по заполнению таблицы именами внесценических персонажей.
- Дополните эту таблицу именами внесценических персонажей, распределив их на группы.
- Составьте графический план III действия пьесы.
«Горе от любви?..» Правда характеров: Софья – Чацкий - Молчалин.