Обучение анализу эпизода.




(Анализ III действия пьесы. )

 

Нельзя благороднее и трезвее выразить чувство, как он высказалось у Чацкого…

И.А. Гончаров

Какое же это чувство, какая любовь, какая ревность? Буря в стакане воды!

В.Г. Белинский

Чудесный монолог третьего действия: «Пускай в Молчалине…». Вся гамма разбитой любви.

Немирович – Данченко

Движение пьесы не прерывается. Узел, завязанный в экспозиции, в первом действии затягивается ещё туже – не внешним сцеплением обстоятельств, а всё большей углублённостью в характеры. Пропасть между Чацким и Софьей становится всё разительнее и очевиднее.

Немирович – Данченко

 

Задание № 1.

 

  1. С какими новыми действующими лицами комедии «Горе от ума» вы познакомились во II действии пьесы?
  2. Дополните таблицу именами внесценических персонажей из III действия.
  3. Распределите персонажей по группам. По какому принципу вы вели распределение?
  4. Зачем Грибоедову понадобилось расширять круг персонажей пьесы?

Проверьте свои записи.

 

Имя. Ремарка. Значение. Наименования в тексте. Подтекст информации. Контекст.
Татьяна Юрьевна внесце нические персонажи   слыхал, что вздорная – известная, чиновные и должностные – все ей друзья или родные, обходительна, добра, мила, проста, балы даёт нельзя богаче, праздники на даче    
Фома Фомич   пустейший человек, из самых бестолковых – при трёх министрах был начальник отделенья, ставят в образец    
Филька, Фомка   слуги в доме Фамусова    
старик   домосед    
арапка   зверь    
Прасковья   сестра Хлёстовой    
мосье Кок   французик из Бордо    
дядя Чацкого   плут    
Анна Алексевна   мать Чацкого    
профессоры   упражняются в расколах и безверье    
князь Фёдор   родня княгини, племянник, химик, ботаник    

 

Задание № 2.

  1. Прочитайте и прокомментируйте III действие пьесы.
  2. Познакомьтесь с сюжетно-композиционным планом комедии.
  3. Обратите внимание на детали.
  4. Предположите, какие типы конфликта заявлены уже в II действие пьесы.
  5. Продолжите анализ персонажей по группам: 1) Фамусов, 2) София, 3) Чацкий 4) Молчалин, 5) московское дворянство, 6) Скалозуб.
  6. Сделайте выводы.

 

Дей ствие Явле ния Герои. Сюжетный план. Композиция. Детали. Тип конфликта. Комментарии.
III   Чацкий Софья Чацкий пытается узнать у Софьи, кого она любит?   ум герой романа  
  Чацкий Лиза Софья Лиза сообщает, что к Софье сейчас придёт Молчалин. Чацкий так и остаётся со своей «загадкой».  
  Чацкий Молчалин Чацкий пытается выяснить, за что Молчалина могла полюбить Софья. Молчалин раскрывает свои взгляды на жизнь. талант чины  
  слуги Чацкий Слуги готовятся к приёму гостей.    
  Чацкий Наталья Дмитрии евна Чацкий встречает Наталью Дмитриевну и узнаёт, что она замужем. мой муж  
  Чацкий Наталья Дмитрии евна Платон Михайло вич Чацкий в муже Натальи Дмитриевны узнаёт своего приятеля Платона Михайловича Горича. Они вспоминают прошлое.  
  те же и князья Тугоуховс кие Прибыли князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Обсуждение Чацкого. холостой  
  те же и графини Хрюмины Прибыли графини Хрюмины. Внучка Хрюмина выясняет, не женат ли Чацкий.  
  те же и множество других гостей, в том числе и Загорецкий Прибывает множество гостей. Горич знакомит Чацкого с Загорецким. светский человек  
  те же и Хлёстова Прибывает Хлёстова. Она рассказывает о своей арапке.  
  Фамусов Фамусов интересуется, приехали ли Тугоуховский и Скалозуб.  
  те же и Скалозуб Молчалин Фамусов знакомит Хлёстову со Скалозубом. Молчалин предлагает Хлёстовой сыграть партию и хвалит её шпица.  
  Чацкий Софья посторонние Чацкий смеётся над Молчалиным, и это злит Софью.  
  Софья Г.N. Софья ради шутки говорит Г.N., что Чацкий «не в своём уме». кульминация обоих конфликтов сумасшед ший  
  Г.N. Г.D. Г.N. рассказывает Г.D. о сумасшествии Чацкого.  
  Г.D. Загорецкий Г.D. рассказывает Загорецкому о сумасшествии Чацкого.  
  Загорецкий графиня внучка Хрюмина Загорецкий рассказывает графине внучке Хрюминой о сумасшествии Чацкого.  
  те же и графиня бабука Хрюмина Загорецкий рассказывает графине бабушке Хрюминой о сумасшествии Чацкого.  
  Загорецкий графиня бабука Хрюмина  
  графиня бабука Хрюмина Тугоуховс кий Графиня бабушка Хрюмина рассказывает князю Тугоуховскому о сумасшествии Чацкого.  
  те же и Хлёстова, Софья, Молчалин, Горичи, Тугоуховс кие, Хрюмины, Загорецкий, Скалозуб, Фамусов Все обсуждают сумасшествие Чацкого.  
  те же и Чацкий С появлением Чацкого все разбегаются.  
Вывод  

 

Задание № 3.

 

  1. С чего начинается III действие? Обратитесь к 1 -2 явлениям.
  2. Какова цель у участников диалога?
  3. Что думает Чацкий об избранниках Софьи? Почему?
  4. Мог ли Чацкий догадаться, что предпочли не его?
  5. Прочитайте монолог Чацкого «Оставимте мы эти пренья…».
  6. Понимает ли Софья, что Чацкий любит её по-настоящему? Что он вкладывает в понятие «любовь»?
  7. Почему Софья отказывается от его любви?
  8. Почему Софья от резкости переходит к откровенности?
  9. Что она противопоставляет у Чацкого с Молчалиным? Объективна ли Софья по отношению к Чацкому? А к Молчалину?
  10. Какой идеал мужа она представляет себе?
  11. Что об этом думает Чацкий?
  12. Уверен ли он теперь, что ему предпочли Молчалина?
  13. Почему Софья опять замыкается?
  14. О чём мы узнаём из 3 явления?
  15. Каким Чацкому видится Молчалин?
  16. Почему Молчалин начинает разговор с Чацким с словоёрсами, а потом изменяет форму обращения?
  17. Что узнаёт Чацкий о мировоззрении Молчалина? Каково его кредо?
  18. Каким видится Молчалину Чацкий? Охарактеризуйте Чацкого с точки зрения Молчалина.
  19. Почему диалог Чацкого и Молчалина так важен в комедии Грибоедова? Чем?
  20. Поверил ли теперь Чацкий в любовь Софьи к Молчалину? Почему?
  21. С кем мы встречаемся на балу у Фамусова? Назовите приехавших гостей в порядке прибывания.
  22. Зачем каждый из них приехал на бал?
  23. Чем в начале Чацкий привлекает князей Тугоуховских и почему они отказываются впоследствии от близкого знакомства?
  24. Без кого не начинают бала? Почему?
  25. Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество?
  26. Как Чацкий ведёт себя с гостями Фамусова?
  27. Почему Софья сказала, что Чацкий «не в своём уме»? За что Софья мстит Чацкому? Как это характеризует её?
  28. Зачем Грибоедову понадобились безымянные Г.N. и Г.D., для того чтобы разнести слух о сумасшествии Чацкого?
  29. Как и почему распространяется слух? Что говорят о сумасшествии Чацкого гости на балу? Чем вызвано такое отношение к Чацкому?
  30. Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?
  31. Какой же вы увидели барскую Москву?

 

Задание № 3.

Обратимся к эпизоду бала.

 

Анализ эпизода – разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи.

Эпизод – основной структурный элемент в сюжете лиро-эпического и драматического произведения. С одной стороны – это законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, с другой – звено в общей цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом причинно-следственными или причинно-временными связями.

Любое сочинение – анализ эпизода строится по следующему плану:

 

I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

II. Основные герои.

  1. Что нового даёт нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?
  2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

А) Способы создания образа (поступки, взаимные характеристики, самохарактеристика, взаимоотношения с другими персонажами, речь, ремарки, «говорящие» детали).

Б) Художественные особенности языка, их значение.

III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

 

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

 

Простой план.

 

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

II. Вечер в доме Фамусова.

  1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.
  2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).
  3. Дерзкий смех Чацкого.
  4. Слух о сумасшествии.
  5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.
  6. Одиночество Чацкого.

III. Поединок благородства и низости.

 

Цитатный план.

 

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний…»

  1. «С такими чувствами, с такой душой – любим!»
  2. «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!»
  3. «Завистлив, горд и зол!»
  4. «С ума сошёл!»
  5. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина…»
  6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…»

III. Поединок благородства и низости.

 

Домашнее задание.

 

1. Прочитайте IV действие пьесы.

2. Продолжите работу по заполнению таблицы именами внесценических персонажей, распределив их на группы.

3. Составьте графический план IV действия пьесы.

 

 

Прозрение героев.

(Анализ IV действия.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: