Общие признаки и различия устойчивых и неустойчивых групп 5 глава




Ответы на вопросы и задания к § 37 учебника

7. Не совсем верен внешне правильный ответ: две или много партий. Все дело в качестве партий. Сейчас, например, в России множество партий и объединений, но реальную политическую силу представляют только движение «Единство» и КПРФ.

8. Коммунистическая партия, движение «Единство» и отчасти либерально-демократическая партия — массовые; остальные — парламентские.

 

1 Если нет возможности подготовить заранее наглядный материал, то можно воспроизводить схему на доске во время объяснения.

2 Лучше, если определение понятия «государство» у учителя будет записано на отдельном листе, который можно использовать как наглядное пособие.

 

 

Глава 5. ПРАВО

§ 38. Право и закон

Цель урока: дать учащимся самое общее представление о праве как достаточно сложном явлении, сущностная характеристика которого — порядок и справедливость, внешняя форма (в отечественном законодательстве) — иерархия нормативно-правовых актов.

Одним из возможных вариантов начала урока может стать выяснение того, что ученики понимают под правом. Можно воспользоваться приемом незаконченной фразы. Предложите учащимся в течение 2—3 мин закончить фразу: «Я думаю, что право — это...» Минуту дайте на обсуждение этого же вопроса в парах. Заслушайте 2—3 предложения, а затем обратите внимание на ключевые слова построенных фраз. Запишите на доске эти слова. Это послужит своеобразной диагностикой имеющихся представлений, вызовет интерес к теме и позволит выявить, во-первых, общее в понимании данного понятия, во-вторых, широкий диапазон его толкований и, наконец, возможные ошибки. Перечень записанных на доске идей и ключевых слов в дальнейшем покажет, что из известного ученикам верно, а что нет.

Из перечня ключевых слов учителю легко будет составить план, логическую цепочку изложения учебного материала, которая поможет на данном уроке упорядочить исходные знания учеников, а также обозначить перспективы в изучении правового материала в дальнейшем. Например, ученики, как правило, пишут, что право — это определенные правила. Данное представление о праве будет дополнено цепочкой взаимосвязанных понятий, по каждому из которых учитель дает подробные пояснения: правило — норма; социальные нормы; виды социальных норм; право как один из видов социальных норм; отличия правовых норм от других, в частности от морали; специфические признаки норм права. Для того чтобы максимально задействовать зрительный канал восприятия информации на уроке, полезно представлять этот материал в виде схем.

Отвечая на вопрос о праве, ученики нередко отождествляют право и закон. Развести эти понятия поможет выполнение следующих заданий. Одна половина класса выполняет задание 7 из учебника; другая пытается вспомнить пословицы и поговорки со словом «закон». Работа выполняется письменно в течение 3 мин. Учитель делит доску на две части: на одной записывает 10—12 слов, однокоренных праву, на другой — 2—3 пословицы со словом «закон». В случае затруднения с пословицами учитель может сам дополнить список («Что мне законы, если судьи знакомы?» и т. д.).

При анализе списка однокоренных слов рекомендуем обратить внимание на слова «правда», «справедливость», «праведность», «правдивость» и другие близкие по смыслу. На какое смысловое значение слова «право» указывают эти однокоренные слова? (Пусть учащиеся выскажут свои предположения.) На то, что право исторически выражало и выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости, правде и порядке. Затем предложите назвать то смысловое значение понятия «закон», на которое указывают записанные на доске пословицы. В чем здесь принципиальная разница?

После обсуждения уместно познакомить учащихся со следующим определением понятия «право»: это система общеобязательных, формально определенных и справедливых правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В своих ответах на вопрос о праве учащиеся, как правило, называют его регулятором отношений между людьми. Это верная в целом посылка также нуждается в уточнении. Ученики в основном плохо представляют себе, как именно право выполняет свою регулирующую роль, какой механизм лежит в основе этих отношений. Поэтому очень важно показать учащимся, что сущность любого правоотношения составляют права и обязанности сторон. Для этого можно воспользоваться приемом, который нередко и с успехом применяют многие учителя. Речь идет о том, что учитель рассказывает об одном из своих рабочих дней и просит учащихся назвать всех, с кем, по мнению учеников, он вступал в правовые отношения. Приведем один фрагмент из такого рассказа: «По дороге на работу я купил в киоске газету; затем сел в автобус и передал деньги за проезд кондуктору; пришел на работу, где провел 5 уроков; после работы зашел к коллеге и вернул ему дискету с правовой программой, которую взял два дня назад для того, чтобы пополнить базу данных своего компьютера; зашел в химчистку, забрал куртку и вернулся домой».

После рассказа на доске фиксируются: а) действия учителя; б) все лица, с которыми он вступал в отношения; в) содержание этих отношений (ожидания от поведения каждой из сторон); г) предположения по поводу того, что последовало, если бы вместо ожидаемого было иное поведение, например не был бы оплачен проезд, и т. д.

Общий вывод из подобного анализа очевиден: во всех случаях мы имеем дело с правами и обязанностями сторон, которые взаимосвязаны и возникают по конкретному поводу. Для закрепления данного материала можно предложить учащимся прочитать в учебнике небольшой текст о правоотношениях (с. 187—188) и графически представить понятие «правоотношение» (субъект — участник, объект — предмет, содержание — единство прав и обязанностей).

До сих пор учащиеся знакомились с достаточно абстрактными понятиями. Наполнить их конкретным содержанием, сформировать у школьников образное представление о тех формах, в которых существует право,— следующая задача учителя на данном уроке. Здесь будет уместен рассказ учителя об исторических формах закрепления права, начиная с характеристики обычаев, обычного права.

Обычай прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то закономерность, естественность самой жизни, например переход имущества умершего к его ближайшим родственникам (обычай наследования). Отдельные древние обычаи вошли в законодательство некоторых стран и продолжают действовать до сих пор. А вот с некоторыми приходится расставаться. Так, недавно Англия перешла на метрическую систему измерений, однако отказаться от вековой привычки взвешивать в фунтах, а измерять в дюймах было нелегко и даже потребовало издания специальных юридических санкций к тем, кто, например, продолжал пользоваться привычными мерами веса, обслуживая покупателя.

Поясняя юридический прецедент (прецедентное право), можно привести в пример современную судебную систему Великобритании. Прецедент появляется, когда требуется юридическое решение того или иного дела, а в законодательстве нет необходимой нормы. В этом случае судья единолично или суд в полном составе принимает решение по делу, руководствуясь принципами права, общепризнанными ценностями, личными убеждениями и жизненным опытом. Такое решение суда становится образцом для последующего рассмотрения аналогичных дел.

В современной России право существует в форме нормативно-правового акта. Будет полезно познакомить учащихся с тем, как выглядят некоторые из этих актов (пусть подержат в руках, перелистают страницы Конституции РФ, Уголовного, Семейного, Гражданского кодексов, текст Федерального закона «Об образовании», какое-нибудь постановление Правительства РФ и т. д.). После визуального знакомства уместна беседа по вопросам: все ли документы одинаково значимы и обязательны для исполнения всеми? Чем удобна эта форма права? Какие общие реквизиты имеют все эти акты?

Далее уместно познакомить учащихся с иерархией нормативно-правовых актов. По ходу рассказа учителя ученики фиксируют информацию, необходимую для заполнения пропусков в таблице, приведенной в рабочей тетради (задание 1, § 8). Дома это задание выполняется письменно.

Ответы на вопросы и задания к § 38 учебника

5. Законы: 1. Основной закон — Конституция РФ; федеральные законы. 2. Подзаконные акты: постановления и распоряжения Правительства РФ.

6. Объективное право — это закрепленные в законах или иных правовых актах нормы (общеобязательные правила поведения), например семейное, уголовное, трудовое право и т. д.

Субъективное право означает личную возможность человека иметь конкретные права, например распоряжаться собственностью, выбирать и быть избранным в органы власти, заключать договоры и т. д.

§ 39. Отрасли права

Цель урока: а) проверить, насколько качественно был усвоен материал предыдущего урока, и на этой основе углубить представления школьников о системе права; б) помочь им ориентироваться в основных отраслях российского права, научить отличать материальные и процессуальные отрасли права.

Материал урока логически объединен в три блока: общее положение об отраслях права, материальные и процессуальные отрасли права. Каждый из них подробно освещен в учебнике, поэтому работа с текстом — один из возможных вариантов изучения темы.

Понятно, что речь не идет о простом чтении учебника. Для активизации познавательной деятельности учащихся можно воспользоваться разными приемами и предложить учащимся ряд заданий, которые они выполняют в тетрадях по ходу чтения:

1. Составьте и заполните таблицу «Отрасли российского права».

2. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение вывода о том, что Конституция РФ является источником права для материальных отраслей права.

3. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение вывода о том, что Конституция РФ является источником права для процессуальных отраслей права.

4. Выполните задание 9 к параграфу.

5. Прочтите текст о процессуальных отраслях права. Попутно постарайтесь отслеживать свое понимание прочитанного и с этой целью оставляйте пометки на полях (карандашом). Отметьте знаком «V» то, что вы уже знали ранее; знаком «+» — новую для вас информацию; знаком «—» — то, о чем вы сказали бы «я думал иначе». Знаком «?» отметьте все то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее. Маркировочные знаки ставьте напротив отдельных предложений или целых абзацев.

6. Составьте перечень вопросов по процессуальным отраслям права, на которые вы хотели бы получить ответ.

Выполнение части заданий можно проверить прямо в классе. Для этого поинтересуйтесь у учащихся, какие задания они считают удавшимися, а какие — нет и почему. Начните обсуждение с первых. Часть тетрадей с заданиями можно взять для выборочной проверки и оценки.

Возможно, ученики слышали о международном праве, и им будет интересно узнать, каково его место в общей классификации. Современное международное право занимает отдельное место. Оно регулирует отношения между государствами (субъектами международного права) по общим проблемам развития человеческой цивилизации. Рождаются эти нормы в ходе переговоров между государствами и международными организациями, оформляются в виде договоров. Какого-то одного законотворческого органа в международном праве не существует. В рамках международного права выделяют гуманитарное, водное, воздушное право и др.

На данном уроке уместно подробнее остановиться на международном гуманитарном праве, которое еще называют правом вооруженных конфликтов. Его следует отличать от права контроля за применением силы в отношениях между государствами или контроля над вооружением. Нормы международного гуманитарного права стремятся лишь смягчить последствия ведения военных действий. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 г. и ряд дополнительных протоколов к ним. В их числе Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1); Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (2); Конвенция об обращении с военнопленными (3); Конвенция о защите гражданского населения во время войны (4).

Женевские конвенции требуют от всех участвующих в конфликте сторон конкретных действий, например: «раненых и больных любого государства следует подбирать и оказывать им помощь»; «с военнопленными следует всегда обращаться гуманно»; «запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население».

Часть урока важно отвести для ответа на те вопросы, которые возникли у учащихся по процессуальным отраслям права. Как правило, их интересуют вопросы о правах задержанных, порядке задержания и проведения допроса или обыска.

В этой связи следует привлечь внимание учащихся к ряду конституционных норм. Во-первых, к норме о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своих близких родственников (ст. 51 Конституции РФ); во-вторых, к норме о презумпции невиновности (ст. 49).

Полезно рассказать учащимся о том, что по отношению к несовершеннолетним предусмотрен специальный процессуальный порядок. В частности, такие меры пресечения, как задержание или заключение под стражу, к ним могут применяться лишь в исключительных случаях, когда речь идет о тяжких преступлениях. Задержание по подозрению в совершении преступления органы дознания (оперативные работники милиции) оформляют протоколом и в течение 24 ч письменно сообщают об этом прокурору. В течение 48 ч после сообщения о задержании прокурор обязан либо дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного.

Вызов к следователю для дачи показаний производится, как правило, через родителей или законных представителей. В соответствии со ст. 285, 397 УПК допрос несовершеннолетнего свидетеля происходит при обязательном присутствии педагога, родителей или законных представителей.

В соответствии со ст. 52 УПК подозреваемый имеет право на защиту. Он вправе знать, в чем подозревается, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд. Он может также приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора. С момента задержания подозреваемый имеет право на свидания с адвокатом и родственниками.

Ответы на вопросы и задания к § 39 учебника

7. Нормы семейного права, уголовно-процессуального права, уголовного права, конституционного права.

8. Соподчиненность между отраслями права существует только в отношении конституционного права. Нормы конституционного права имеют ведущий характер в системе права. С них начинается формирование всей системы национального права, всех иных отраслей права. Все иные отрасли права опираются на нормы конституционного законодательства. Так, конституционное положение статьи 38 о защите семьи, материнства и детства воспроизведено в статье 1 Семейного кодекса как основа семейного законодательства. Статья 40 Конституции легла в основу жилищного законодательства. Конституционная норма «труд свободен» нашла отражение в Кодексе законов о труде РФ.

§ 40. Основы конституционного строя России

Цель урока: а) раскрыть основные конституционные принципы устройства нашего государства, его ценности и приоритеты; б) воспитывать уважительное отношение к российской Конституции.

Этот урок насыщен довольно сложными понятиями, многие из которых далее будут раскрыты более подробно. Поэтому важно, не перегружая учащихся, привести их первоначальные представления о Конституции в некоторую систему, а главное — обогатить их конкретными фактами и примерами.

Прежде всего необходимо подчеркнуть значимость этого важнейшего юридического документа, несмотря на неоднозначность оценок ряда его статей и положений. Знакомство лучше начать со структуры документа, кратко комментируя общий смысл каждой главы, а более подробно — назначение главы 1.

По поводу понятия «конституционный строй» следует подчеркнуть, что само принятие конституции уже означает обязанность государства следовать конституционным порядкам. Однако это понятие нельзя свести лишь к факту существования конституции. Это нечто большее. Конституционный строй становится реальностью в случае, если государство действует в соответствии с конституцией, во всем подчиняясь праву, а также если эта конституция демократическая, т. е. надежно защищает права и свободы человека и гражданина.

В учебнике назван ряд новых, закрепленных в Конституции, демократических принципов устройства нашего государства. Организуйте самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и Конституцией. Предлагаем один из возможных вариантов задания-инструкции:

1. Прочитайте подпараграф «Демократическое государство», найдите в тексте учебника новые принципы устройства Российского государства.

2. Найдите в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, закрепляющие эти принципы.

3. Сгруппируйте материал в таблицу:

Важнейшие принципы демократического устройства Российского государства Статья Конституции РФ, закрепляющая принцип
   

Помимо признания демократических принципов нашего государства, Конституция закрепила ряд его конституционных характеристик: правовое, федеративное, социальное, светское.

С материалом о федерации учащиеся знакомились ранее. Понятию «правовое государство» отведен отдельный параграф. Поэтому на данном уроке рассматриваются две характеристики государства — социальное и светское.

В статье 7 Конституции Россия названа социальным государством. Как раскрыть это понятие? Методика работы примерно такая: предложите учащимся в течение 3 мин сформулировать и записать 1—2 вопроса по данной статье. Выпишите отдельные вопросы на доске, не допуская повторов.

Далее предложите прочитать текст учебника «Социальное государство» и найти ответы на свои вопросы. Если остаются вопросы, на которые материал учебника не дает ответов, подключается учитель. При этом его объяснение касается волнующих учеников вопросов, разговор становится откровенным и доверительным. Если позволит время, в завершение беседы предложите учащимся обосновать свою точку зрения, например, по следующим вопросам:

1. Что мешает России стать социально ориентированным государством?

2. Как определить уровень обеспеченности людей?

3. Какие категории граждан на сегодня находятся в самом трудном положении?

4. Возможно ли в обществе социальное иждивенчество?

По усмотрению учителя в ходе обсуждения можно сделать некоторые пояснения. Так, отсутствие денег в государстве для решения социальных задач не столь очевидная причина наших социальных проблем. У нас гораздо больше финансовых средств, чем принято считать официально. В стране немало состоятельных людей, другое дело, что они используют свои средства не на развитие экономики, не на благотворительность, а для личных нужд.

Уровень жизни людей зависит от их доходов. Для его определения установлены различные показатели. Физиологический уровень означает уровень доходов, необходимый для физического выживания (не умереть с голоду). Прожиточный минимум означает уровень доходов, позволяющий человеку выжить как социальному объекту. Социальный минимум позволяет не просто выжить, а собственно жить. В России действует прожиточный минимум. По ходу обсуждения уместно привлечь внимание к цифрам о прожиточном минимуме, помещенным на с. 196 учебника.

Статья 14 Конституции характеризует Россию как светское государство. Методика работы может быть аналогичной.

Ответы на вопросы и задания к § 40 учебника

3. Российское государство: демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.

7. Обязанности государства: охранять, защищать, обеспечивать, гарантировать, соблюдать права и свободы человека. Обязанности граждан перед государством: соблюдать законы, платить налоги, охранять природу, защищать Отечество.

§ 41. Правовое государство

Цель урока: раскрыть идею господства права, ограничения власти правом — сущностной характеристики правового устройства демократического государства.

Логику объяснения данного материала задает учебное пособие, где последовательно рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие правового государства.

2. Право силы или сила права.

3. Разделение властей.

4. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина.

5. Развитая судебная система.

Каждый из названных в пособии принципов правового государства иллюстрируется конституционными положениями и реальными фактами. Будет уместной систематизация материала в таблице, состоящей из трех колонок. В первой надо сформулировать принципы правового государства, во второй — закрепляющие их конституционные нормы, в третьей — иллюстрирующие их факты и примеры из российской действительности.

Остановимся подробнее на втором вопросе, который несет основную смысловую нагрузку урока. Можно предложить два варианта его изучения.

Вариант 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом пособия

Предложите учащимся составить опорный конспект, включающий затронутые в тексте вопросы и краткие ответы на них. Записи в тетрадях должны выглядеть примерно так:

Вопросы Краткие ответы
1. Что зависит от решения вопроса: что выше — право или государство? 2. Может ли государство быть справедливым, ведь власть и человек объективно находятся в противоречии интересов? 3. При каком условии устройство государства становится справедливым? 4. Что современные правоведы считают первой важнейшей характеристикой правового государства? 5. Какая конституционная норма закрепила верховенство закона в России? 1. В зависимости от ответа на этот вопрос мы будем иметь правовое или тоталитарное государство. 2. Да, если власть будет подчиняться праву. 3. При условии, что в нем господствует не произвол правителя, а право. 4. Господство права, верховенство закона. 5. Статьи 4 и 19 Конституции РФ.

Вариант 2. Лекция

По ходу лекции учитель, ориентируясь на текст параграфа, дает пояснения и комментарии. Для активизации внимания учащихся целесообразно дать сопутствующее задание, например составить по ходу лекции тезисный план или записать ключевые слова темы.

Что важно иметь в виду при объяснении данного пункта плана урока? Современное значение понятия «правовое государство» нельзя свести только к 3—4 признакам, хотя без них данная характеристика не будет полной. Значительно важнее помочь учащимся уяснить особую, ценностную роль права. Особенно важна эта роль применительно к власти. Право может влиять на жизнь общества по-разному. Вот сидит начальник Петров, облеченный властью так называемого административного усмотрения; он решает, кому предоставить льготное налогообложение, льготный или вообще беспроцентный кредит, какую установить арендную плану за помещение. Понятно, что его право быстро перерастает в произвол. А может действовать закон, который начальник Петров обязан исполнять и который ничего не оставляет на его усмотрение. Значит, принципиально важно, чтобы сам закон был качественным, а точнее правовым.

Такая конституционная новация, как провозглашение России правовым государством, не должна порождать иллюзий. В нашей демократической, как и в советской, государственности пока неистребима тяга к всевластию, стремление держать в своих руках все и вся. Это опасная тенденция, особенно с учетом того, что в России по большому счету отсутствуют исторические традиции признания ценности свободы человека. Потому не может быть быстрого становления России как правового государства, этот процесс идет пока медленно и болезненно. И все-таки важнейшей опорной точкой в реформировании российского общества является именно право. Почему?

Предельно кратко ответим, обратившись к книге С. С. Алексеева «Самое святое, что есть у Бога на земле». Право — активный, действующий социальный институт. Однако людям требуется не просто право (любые и всякие юридические установления), а право, выраженное в сильных публичных законах. Плюс к тому — право, выступающее в качестве высшего проявления разума, и отсюда (и это самое главное) право человека. Право человека должно реализоваться, найти реальное бытие в самой организации жизни людей, воплотиться в ней как правовое устройство.

Ответы на вопросы и задания к § 41 учебника

4. К понятию «правовое государство» относятся следующие смысловые единицы:

— государство подчиняется праву;

— все равны перед законом и судом;

— все люди обладают неотъемлемыми правами;

— люди с разными способностями должны обладать разными правами.

§ 42. Законодательная власть

Цель урока: а) раскрыть понятие «законодательная власть», познакомить с устройством, порядком формирования и назначением органов законодательной власти; б) помочь ориентироваться в реальной политико-правовой сфере жизни нашего общества.

Учащимся уже немало известно о российском парламенте из средств массовой информации — главным образом, в лице отдельных персоналий. Поэтому при изучении данной темы важно привести имеющиеся представления в некую систему, помочь понять процесс законотворческой деятельности.

Здесь вполне уместен традиционный комбинированный урок, где значительное место будет отведено опросу и повторению пройденного, а объяснение идет с опорой на текст пособия, вопросы и задания в конце параграфа. Материал урока в целом несложен для усвоения, но эффективность его восприятия значительно повышается, если по ходу работы ученики, например, постараются структурировать его в схемы. А начать можно с работы со словарем учебника и повторения ряда вопросов: какие формы правления вы знаете? Каковы особенности парламентской и президентской республик? Чем в нашей стране обеспечивается представительная демократия? На основе какого права проходят выборы в России?

Далее логично охарактеризовать современный российский парламент, порядок формирования его палат.

Далее предложите учащимся прочитать материал учебника о том, как осуществляется законодательная деятельность (с. 205), и выполнить задание 3. Принимая законы, законодательная власть формирует правовые основы нашей жизни, внутренней и внешней политики. Однако власть законодателей неабсолютна. Во-первых, она находится под контролем народа (через систему выборов). Во-вторых, она связана системой сдержек и противовесов властей. Конституционный суд обеспечивает надзор за соответствием всего законодательства Конституции страны. Президент имеет право вето в случае недостаточно взвешенных решений законодателей, а также может распустить Государственную думу и объявить о досрочных выборах.

По результатам парламентских выборов 1999 г. наибольшее число мест в парламенте получили представители КПРФ, движения «Единство», блока «Отечество» — «Вся Россия», Союза правых сил, объединения «Яблоко», Либерально-демократической партии.

В качестве домашнего задания можно предложить начать составлять общую схему «Ветви государственной власти РФ»:

Предложите ученикам выделить под схему отдельный лист в тетради. К ней они будут возвращаться на следующих уроках, заполняя все ветви.

Ответы на вопросы и задания к § 42 учебника

3. Последовательность законодательного процесса:

— законодательная инициатива;

— обсуждение законопроекта в комитетах Государственной думы;

— принятие закона в Государственной думе;

— рассмотрение закона в Совете Федерации (одобрение или отклонение);

— подписание закона Президентом;

— опубликование закона.

8. Высказывания двух философов — Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локка о законах остаются весьма актуальными и для современной России. Сегодня мы больше страдаем не от отсутствия тех или иных законов, а от того, что многие из них не выполняются или выполняются с нарушениями. Возможно, это связано с тем, что далеко не всегда эти законы являются отражением реалий современной жизни, т. е. качественными законами.

§ 43. Исполнительная власть

Цель урока: познакомить учащихся с исполнительной властью в государстве и теми полномочиями, которые согласно Конституции РФ она имеет.

Начните урок с того, что обратите внимание учащихся на определение понятия «исполнительная власть». Предложите им своими словами сформулировать, в чем польза и необходимость этой власти для государства. Действительно, сложность и разнообразие задач, связанных с исполнением законов, стоящих перед этой властью, требуют ее особой организации. В разных странах исполнительная власть называется и устроена по-разному. Она может быть представлена президентом, который формирует правительство (например, в США правительство выступает как совещательный орган при президенте). При парламентской форме правления правительство формируется партией, получившей большинство на выборах. Руководители исполнительной власти избираются (или назначаются) на определенный срок.

С устройством исполнительной власти в нашем государстве учащиеся знакомятся в ходе самостоятельного прочтения подпараграфа «Кто осуществляет федеральную исполнительную власть?». Содержательно данный урок связан с предыдущим, он знакомит учащихся еще с одной ветвью государственной власти. Поэтому можно продолжить работу со схемой, начатой дома. Предложите учащимся выписать в тетради все встречающиеся названия органов исполнительной власти и выстроить их в схему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: