Футбольные фанаты в России




Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о том, кого считать футбольным фанатом, а кого просто болельщиком. Этот вопрос весьма спорен и окончательно не прояснен даже у самих фанатов. Тем не менее существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов. Во-первых, активное посещение домашних матчей команды. Во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города. В-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. На основании этих критериев и совершается разделение между фанатами и простыми болельщиками. Футбольными фанатами можно называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, фан-движение - это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре. Численность общероссийского фан-движения составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам она распределена так: «Спартак» (Москва) - около 15 тысяч, «ЦСКА» (Москва) - около Ю тысяч, «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) - 6-8 тысяч, «Торпедо», «Локомотив» (Москва) - 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) - 2-3 тысячи. Если говорить о взаимоотношениях субкультуры футбольного фанатизма с другим субкультурам, например, музыкальными, то также заметна одна, вполне логичная закономерность.

Такое объединение вполне логично, поскольку субкультура футбольных фанатов также агрессивна. Поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней так же или почти так же комфортно, как и в собственной субкультуре.

Особая тема - футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются разгромленными магазинами, десятками раненых, и даже убитыми. Российский фанатизм пока обходился без человеческих жертв, но, учитывая масштабы и ожесточенность фанатских драк последних лет, трагический счет может быть открыт очень скоро. Фанатское движение в России стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе субкультура была перенесена на российскую почву, где она с успехом приживается. В субкультуре фанатского движения центральную роль играют специфические коллективные практики, которые создают то, что можно назвать стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль. Субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии. Он может значительно увеличиться в будущем за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности, которые повлекут новые «фанатские войны». Потенциальная конфликтность может возникнуть и во взаимоотношениях с силами правопорядка. Фан-движение представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги.


 

Заключение

Кроме рассмотренных, в России существует много различных молодежных движений: айкидо и айкидоки, хиппи, панки, киноманы, алисоманы, байкеры, брейкеры, трешеры, «кислотники», хакеры и т.д. Что же приводит молодежь в эти объединения? В основе выделения субкультуры из общей культуры лежит конфликт норм, ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не за-мыкается в ее пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой. Молодежная субкультура не может быть уничтожена, хотя она носит иногда губительный, деструктивный характер, направлена против доминирующей в обществе культуры. Это явление самоутверждения, поиск своего лица. С каждым годом к ней приобщаются новые массы молодых людей. Утешает тот факт, что по мере взросления молодые люди сами из нее выходят. Молодежная субкультура невероятно гибка, она впитывает всѐ новые модные идеи, тенденции, веяния. Необходимо принять ее как факт, который не может исчезнуть самостоятельно и не может быть устранен искусственно. Не стоит пытаться уничтожить молодежную субкультуру, это утопично и губительно. Интересы самой молодежи направлены больше не на способы молодежного самовыражения, а на поиски более быстрого и адекватного пути вхождения в полноправный статус взрослого, экономически самостоятельного человека. В условиях реформируемого общества проблема взаимоотношения представителей разных поколений может стать актуальной, так как это реальная почва для разлома общества, дифференциации и взаимного непонимания поколений.

 


 

Список использованной литературы

Политический журнал «Полис»: Григорьева А.А., О концепции государственной молодежной политики, 2010г.

Левикова С.И.,Молодежные культуры и объединения, 2010 г.

Нехаев В.В., Молодежная политика и направления ее совершенствования, 2010г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: