Исполнительная власть не может существовать без соответствующего бюрократического аппарата — государственных служащих. Поэтому уместно задать вопрос: о деятельности каких министерств ученикам часто приходится слышать? или о работе какого министерства хотелось бы узнать подробнее? Кого из представителей исполнительной власти они знают персонально? На данном уроке будет интересна небольшая историческая справка.
Дополнительный материал
Должность министра впервые была учреждена императором Павлом I в 1797 г. Это был министр уделов — территориальных единиц Российской империи. Позднее были созданы и действовали Кабинет, а затем Совет министров, который, например, ведал вопросами крестьянской реформы. Однако в монархической России эти органы никогда не играли самостоятельной роли. После Февральской революции 1917 г. власть в стране перешла в руки Временного правительства, а через несколько месяцев — в руки Совета Народных Комиссаров.
Вопрос о полномочиях и основных обязанностях современного правительства можно рассмотреть, опираясь на статью 114 Конституции. Можно подробно прокомментировать одно из направлений деятельности правительства, например проведение социальной политики. В этой связи уместно рассказать, например, о поддержке жилищного строительства (развитие ипотечного кредитования для населения, желающего решить свои жилищные проблемы, субсидии на жилье и т. д.) или здравоохранения.
В дополнение к материалу урока учитель может рассказать о том, что исполнительная власть подотчетна законодательной власти и контролируется ею. Если Государственная дума признает результаты работы правительства неудовлетворительными, она вправе поставить вопрос о доверии правительству и даже о его отставке (за это решение должно проголосовать большинство депутатов). Однако окончательно вопрос об отставке правительства решает Президент (он принимает или отклоняет отставку). Отставка может происходить и по инициативе самого правительства, но и в этом случае она возможна только с согласия Президента.
|
В порядке рефлексии на данном уроке можно обсудить сначала в группах, а потом всем классом следующий вопрос: насколько справедливо высказывание о том, что «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»? Ведь народ не избирает правительство.
Ответы на вопросы и задания к § 43 учебника
5. О праве законодательной инициативы правительства говорят следующие факты. Во исполнение федеральных законов, например Закона о бюджете, правительство издает постановления и распоряжения, относящиеся к деятельности конкретных министерств (экономики, здравоохранения, образования и т. д.), которые имеют силу законов и обязательны для исполнения.
§ 44. Судебная власть
Цель урока: а) раскрыть основные особенности устройства судебной власти; б) научить различать суды по их компетенции.
Один из возможных вариантов проведения данного урока — работа с текстом Конституции РФ. Однако начать урок лучше с актуализации имеющихся у учащихся знаний и представлений о суде. Попробуйте поставить прямые вопросы: «Какие ассоциации у вас возникают со словом «суд»? (Вероятный ответ — судья.) Что вы знаете или думаете о судье?»
Учитель записывает на доске следующий вопрос: кто такой судья, какой он?
|
Далее предлагается каждому самостоятельно ответить на этот вопрос (ответ записать в тетради). Это индивидуальная работа. Затем учащимся предлагается обсудить тот же вопрос, но уже парами, попытаться услышать другое мнение. Следующий этап — учащиеся объединяются в группы и формулируют уже мнение группы относительно того, кто такой судья, какой он.
Все названные учениками характеристики судьи учитель записывает на доске в форме кластера (пучка). В центре записывается ключевое слово — судья, а от него во все стороны расходятся другие связанные с ним слова и понятия. В кластере могут появиться такие слова, как «профессионал», «человек в мантии», «неподкупный», «справедливый» и т. д. На этом этапе важно безоценочно записывать все, что будут называть ученики, в том числе и возможные ошибки. Важно только вернуться к ним по ходу урока и снять все неточности.
Учитель благодарит ребят за высказанное мнение и задает вопрос: достаточно ли полная картина представлений о судье получилась в результате коллективного обсуждения? Проверить себя учитель предлагает, обратившись к официальному документу — тексту Конституции РФ.
Учащимся предлагается прочитать статьи 119 и 122 Конституции РФ. При этом они получают следующее задание: найдите в этих статьях информацию о судьях, которая уже известна вам (отметьте знаком «+»), найдите сведения, которые оказались для вас совершенно новыми (отметьте знаком «—»), и, наконец, то, о чем вам хотелось бы узнать побольше, поподробнее (отметьте знаком «?»).
Работая с документом, ученики дополнительно узнают о том, что судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, а также о требованиях к их квалификации (стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет). Учитель поясняет, что означают эти характеристики судьи.
|
Следующий шаг связан с выяснением того, как устроена судебная власть. Здесь уместно на основе текста учебника (самостоятельное прочтение) завершить работу со схемой «Ветви государственной власти РФ».
В завершающей части урока учитель рассказывает о порядке осуществления правосудия и обращения в суд. Подчеркните, что право граждан на судебную защиту никогда, ни при каких обстоятельствах не подлежит никаким ограничениям.
Ответы на вопросы и задания к § 44 учебника
7. Спор между бывшими супругами о разделе имущества при разводе рассматривают суды общего назначения, даже в том случае, если частью имущества, принадлежащего одному из супругов, являются акции, уставной капитал или иная собственность фирмы, правда, если эта фирма стала собственностью одного из них во время брака.
8. Изречение «Суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья» означает, что суд в своей деятельности руководствуется законом, т. е. говорит от имени закона. А закон, предписывая или запрещая определенные действия, дает оценку им, «судит» их как правомерные или противоправные.
§ 45. Местное самоуправление
Цель урока: а) познакомить учащихся с правовыми основами самоуправления; б) показать важную роль развития органов самоуправления в становлении гражданского общества в России.
Данный урок целесообразно начать с выявления повседневных проблем, с которыми учащиеся, их родители и учителя сталкиваются как жители конкретного поселка, района, микрорайона. Для этого стоит дать учащимся опережающее задание: взять интервью у своих родителей или знакомых о проблемах местного значения и о том, куда стоит обращаться за их разрешением. Круг этих проблем может обозначить и сам учитель (работа транспорта, поликлиники, библиотеки, состояние дворов и подъездов и т. д.).
Повседневные проблемы жизни любого районного центра или поселка лучше всего знают сами жители. Для решения этих проблем или вопросов местного значения и создаются органы местного самоуправления.
Следующая смысловая единица данного урока связана с выявлением отличий органов местного самоуправления от органов государственной власти. Учащимся можно предложить прочитать соответствующий текст в учебнике, найти общее и определить отличия между органами местного самоуправления.
На что следует обратить внимание учащихся по ходу обсуждения? Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления является формой реализации народом своей власти, определена Конституцией и другими правовыми актами. Отличия состоят в назначении этих органов, объеме полномочий, а также границах, в пределах которых эта власть осуществляется (местное самоуправление основано на поселенческом принципе — существует в границах городских и сельских поселений).
Конституция не дает однозначного ответа на вопрос, где заканчивается уровень государственной власти и начинается местная власть. Ясно одно: вопрос о местном самоуправлении (названия органов, структура и пр.) определяется населением каждого территориального образования самостоятельно.
Еще один вопрос, который необходимо обсудить на уроке,— возможные разногласия между федеральными и региональными органами государственной власти и местным самоуправлением. Например, по решению первых в городском микрорайоне на месте сквера возводится автозаправочная станция. Органы местного самоуправления, исходя из интересов жителей микрорайона и хорошо зная местную экологическую обстановку, возражают против строительства. Подобные конфликтные ситуации может разрешить только суд. И тот факт, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, позволяет ему самостоятельно, в пределах своих полномочий, выступать в суде с защитой прав и законных интересов своих жителей.
Следует пояснить учащимся, что современные формы местного самоуправления в России только начинают складываться. Этот процесс осложняется тем обстоятельством, что само государство переживает переходный период, а многие институты демократии находятся в стадии становления. Кроме того, Россия имеет очень большую территорию, а ее население отличается многообразием обычаев, исторических, культурных, этнических, религиозных традиций. И поэтому естественно, что самодеятельность населения, самоуправление на местах имеет самые разные формы. Самоуправление в сельской местности не всегда похоже на самоуправление в городе. В Москве, например, органы самоуправления называются районные управы, в других местах — сходы или собрания.
Далее следует познакомить учащихся с правовыми основами деятельности органов местного самоуправления, начав с Конституции. В ее тексте можно выделить положения общего характера, а также непосредственно посвященные местному самоуправлению. К первым относятся, например, статьи 2, 3. Предложите учащимся на основе этих статей сделать вывод, как эти положения влияют на развитие самоуправленческих начал в нашей стране. Вывод очевиден — именно народ в конечном счете определяет полномочия органов самоуправления. Статьи 12, 130—133 напрямую регулируют местное самоуправление. Можно заранее обозначить круг вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответы, работая с этими статьями:
1. Как граждане осуществляют местное самоуправление?
2. В каких границах оно осуществляется?
3. Можно ли изменить границы территориальных объединений?
4. Что делать, если нарушаются законные права населения на местное самоуправление?
Далее важно пояснить, что самоуправление в России регулируется не только федеральными законами и законами субъектов Федерации, но и непосредственно актами органов местного самоуправления, которые, например, определяют, кто именно является его жителями, как называются выборные органы, каким образом граждане могут принять участие в их деятельности. Лучше, если объяснение в данном случае будет опираться на локальные нормативные акты местности, где проживают сами учащиеся.
В завершающей части урока уместно провести небольшую учебную игру, с тем чтобы показать наглядно, какие проблемы приходится решать органам местного самоуправления. За основу можно взять следующую ситуацию.
Представьте, что в вашей местности (пригород крупного промышленного центра) решено построить предприятие по переработке промышленных отходов. На его основе будут выпускать строительные материалы, пищевые добавки скоту и другие полезные в хозяйстве вещи. С одной стороны, это позволит решить проблему занятости местного населения, которое сейчас большей частью вынуждено ездить на работу в город, даст дополнительные доходы местному бюджету. С другой стороны, существует реальная опасность ухудшения экологической обстановки в местности.
Эта ситуация обострила борьбу кандидатов на выборах в органы местного самоуправления. Существуют два альтернативных кандидата: один за строительство, другой против него.
Учащиеся разбиваются на три группы. Первая будет выступать от имени одного кандидата и искать аргументы «за», другая — «против». Третья — эксперты — выбирать одного из двух кандидатов, т. е. принимать решение с учетом аргументации сторон.
В завершение урока целесообразно сформулировать вывод о том, что развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.
Ответы на вопросы и задания к § 45 учебника
5. В деятельности любых органов местного самоуправления, будь то Владивосток или Калининград, можно выделить примерный круг интересов:
1) Жизнеобеспечение и социально-экономическое развитие территории.
2) Социальная поддержка населения.
3) Жилищно-коммунальное хозяйство.
4) Муниципальное образование и здравоохранение.
5) Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения.
6) Местные средства массовой информации и другие вопросы.
§ 46. Права человека
Цель урока: а) раскрыть содержание понятия права человека; б) помочь учащимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства.
Возможны различные варианты изучения данной темы.
Вариант 1. Традиционный урок
Работа с документом, чтение и комментирование статей Конституции РФ, краткий рассказ о содержании основных прав и свобод. Возможны также опережающие задания на дом: например, по материалам периодической печати подобрать факты, свидетельствующие о реализации тех или иных прав человека или, наоборот, об их нарушении. И тогда в классе заслушиваются короткие сообщения учеников о правах человека. По ходу урока материал можно структурировать в таблицу, где будут представлены основные группы прав и свобод человека. Можно также провести сравнительно-сопоставительное исследование статей Всеобщей декларации прав человека и второй главы Конституции РФ.
Вариант 2. Урок с использованием активных форм обучения
Начните урок с того, что предложите учащимся: 1) обсудить в группах, что они знают или думают о правах человека; 2) кратко сформулировать свои идеи.
Выслушайте мнения групп (договоритесь не повторять сказанного), запишите всю информацию на доске (принимаются все идеи, независимо от того, правильны они или нет). Получается некое коллективное мнение о том, что такое права человека.
Следующий этап — индивидуальная работа, направленная на осмысление новой информации и одновременное отслеживание точности или ошибочности первоначальных представлений о правах человека.
Задание учащимся:
Прочитайте первые две части § 46 учебника, используя прием «пометки на полях» (маркировочные знаки).
Соотнесите прочитанное с тем, что записано на доске как коллективное мнение о проблеме. Найдите: что подтвердилось; возможные ошибки и неточности в записи на доске; новую информацию; то, о чем хотелось бы узнать подробнее.
Далее идет коллективное обсуждение. Учитель обращается к списку, составленному на доске. Какие знания о правах и свободах человека подтвердились в процессе чтения? Какие представления не подтвердились? (В этом случае необходимо поработать над ошибками.) Какие идеи представляют дальнейший интерес? Ответ на последний вопрос может стать хорошей основой для последующего осмысления темы.
На этом этапе погружение в проблему урока возможно разными путями:
1. Лекция учителя.
Одна из центральных задач лекции — раскрыть содержание либеральных ценностей демократического общества. Это — право на жизнь, свобода от пыток и жестокого или унижающего достоинство человека обращения или наказания, право на собственность, на свободу слова, совести, равенство перед законом, запрет дискриминаций и т. д. В ходе лекции важно также показать, что права человека не абсолютны, они имеют пределы.
2. Организация практикума.
Разделите учащихся на группы и предложите им подумать над тем, какие права человека не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах (даже в условиях чрезвычайного положения), а какие в исключительных случаях могут быть ограничены. Предложите учащимся следующее задание:
1. Разделите нижеприведенные 9 норм на две группы:
а) те, которые не подлежат ограничениям никогда, ни при каких обстоятельствах (проставьте соответствующие номера: ____________);
б) те, которые могут быть ограничены (проставьте соответствующие номера:___________).
2. Устно обоснуйте свою точку зрения.
Перечень норм
1. Каждый человек свободен в выборе рода деятельности и профессии.
2. Каждый человек вправе публиковать, говорить и писать то, что хочет.
3. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от пола, внешности, возраста, национальности, вероисповедания, социального и имущественного положения.
4. Каждый человек имеет право на жизнь.
5. Ни один человек не обязан свидетельствовать против самого себя или своих близких.
6. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах своего государства.
7. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.
8. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания.
9. Ни один человек не должен подвергаться пыткам, даже если это будет способствовать изобличению преступника.
После обсуждения точек зрения, которые представляет каждая группа учащихся, и соответствующего комментария учителя предложите им другие задания:
1. Прочитайте статью 56 Конституции РФ. Проверьте, насколько верны ваши ответы.
2. Дополните список норм, которые не подлежат ограничениям никогда, ни при каких обстоятельствах.
В завершение учитель кратко подводит итоги обсуждения, дает необходимый комментарий относительно оснований для ограничения прав и свобод человека. Можно предложить учащимся записать вывод: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В качестве закрепления материала можно предложить для обсуждения следующую ситуацию.
Предположим, что в какой-то стране законодательный орган принимает решение запретить все негосударственные средства массовой информации, закрыть частные газеты, журналы и телеканалы. Цель запрета важная — во имя защиты нравственности людей. Процедура введения запрета соблюдена: закон принят соответствующим органом. Будет ли данный закон работать против прав человека? Приведите свои аргументы.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся нарисовать иллюстрации к любому из прав человека, зафиксированному в Конституции РФ.
Ответы на вопросы и задания к § 46 учебника
6. Вариантов ответа на вопрос может быть несколько: 1) Человек и государство. Государство призвано обеспечивать, соблюдать и охранять права человека, а человек исполнять возложенные на него обязанности. 2) Сами люди или каждый отдельный человек. Очень важно помнить, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.
7. Гражданские и политические права и свободы человека тесно взаимосвязаны. Не бывает свободных людей в несвободной стране. Подтверждением могут служить реальные факты из жизни тоталитарного общества. Например, фактическая ссылка академика А. Д. Сахарова в Горький (лишение права на свободу выбора места жительства и ряда других прав) из-за его политических взглядов.
8. Ограничение прав человека должно быть пропорционально или адекватно целям, во имя которых оно производится. Даже такая благая цель, как борьба с преступностью, не может служить оправданием введения комендантского часа или безосновательных обысков каждого прохожего. В данном случае цель не оправдывает средства.
§ 47. Права ребенка
Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.
Начать обсуждение темы урока можно с повторения основных идей международных документов по правам человека (уважение человеческого достоинства, толерантность, недискриминация, взаимосвязь свободы и личной ответственности), а затем перейти к знакомству со специальными документами, принятыми мировым сообществом по защите прав детей.
Возможны различные варианты начала данного урока.
Вариант 1
Начните с обсуждения нескольких типичных ситуаций, в которых нарушены права ребенка (например, на свободу выражения своего мнения или защиту от жестокого обращения). Затем перейдите к знакомству с теми международными нормами, которые признают и закрепляют права детей и которые в равной мере должны знать и дети и взрослые.
Предлагаем одну из возможных ситуаций для обсуждения.
Семиклассница Маша, зная, что ее дома наказывают за двойки, спрятала дневник, а маме сказала, что потеряла его и что ее сегодня не спрашивали. Мама решила проверить портфель и обнаружила там дневник с двойкой по математике. Разразился настоящий скандал. Мама не просто долго ругала свою дочь за обман и двойку, но даже побила ее, лишила ужина и пообещала, что отныне Маша не будет ходить гулять, пока не исправит двойку.
Вопрос: Какое наказание мама имела право совершить в отношении Маши в данной ситуации, а какое нет и почему? По ходу обсуждения можно выйти на проблему небрежного и даже жестокого отношения к личности ребенка. Побить ребенка — значит нанести ему не только физические, но и моральные страдания, нарушить его основное право на уважение человеческого достоинства.
Вариант 2
Начать урок с ранжирования наиболее важных для учащихся прав. Предложите выбрать из списка три наиболее значимых для них права:
— голосовать;
— исповедовать религию по выбору;
— думать и свободно излагать свои взгляды;
— пользоваться неприкосновенностью частной жизни;
— выбирать себе друзей;
— встречаться и объединяться с другими в группы по интересам;
— обращаться к правительству, депутатам, главам местной администрации по поводу изменения несправедливых порядков;
— выбирать любую работу;
— уважать человеческое достоинство;
— посещать выставки и театры.
Из общего списка (по итогам ранжирования) будут выделены наиболее существенные для учащихся права. Скорее всего, будут названы право на уважение, свободу выражения мнения и личную неприкосновенность. Именно эти права получили признание в международных документах о правах детей.
Основную часть урока следует посвятить работе с документами: непосредственному знакомству учащихся со статьями Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Есть несколько вариантов.
Вариант 1
Можно организовать работу с самим документом, когда учащиеся знакомятся с текстом статей и обсуждают вопросы, названные ниже. При этом уместно сопоставить отдельные статьи Конвенции и Всеобщей декларации прав человека, попытаться установить общее и отличия в толковании прав человека в этих двух документах. Можно ограничиться работой с текстом учебника, где пересказаны основные положения Конвенции о правах ребенка.
При работе с Конвенцией советуем обсудить следующие вопросы:
1. Почему наряду со Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы: сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка?
2. Какими общими правами и свободами обладают взрослые и дети?
3. Какие конкретные права детей предусмотрены Конвенцией?
4. Найдите положения Конвенции, которые касаются личных и социально-экономических прав детей.
5. На кого конкретно Конвенция возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?
6. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в Конвенции?
В завершение работы с документом внимание учащихся следует привлечь к вопросу, что же принципиально нового должны были привнести в сознание людей эти документы. Главное — это признание права ребенка быть полноправной и полноценной личностью. Ребенок — самостоятельный субъект права. Он обладает гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами человека, причем обладает ими по собственному праву.
Попутно следует пояснить разницу между Декларацией и Конвенцией как видами международных документов. Разница состоит в правовых последствиях для присоединившихся к ним государств. Присоединение к Декларации — это лишь заявление государства о намерениях следовать ее положениям, никаких правовых последствий оно не имеет. В случае, если государство подписывает Конвенцию, оно берет на себя обязательство привести свое законодательство в соответствие с международными нормами, а также ответственность за их невыполнение. Государства, присоединившиеся к Конвенции, в частности, ежегодно представляют в ООН отчеты о положении детей в своей стране.
Россия в 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. Потому заключительную часть урока целесообразно посвятить знакомству с нормами российских законов, обеспечивающих соблюдение прав детей, рассказать о том, как выполняются нормы Конвенции. Учащимся можно предложить составить развернутый план по ходу рассказа учителя.
Важно обратить внимание учащихся на то, что Конвенция, наряду с требованием обеспечить защиту прав всех детей, предусматривает специальную защиту детей, оказавшихся в драматических обстоятельствах. Это дети-инвалиды, сироты, беженцы, дети, страдающие от войн и вооруженных конфликтов, нарушившие закон, злоупотребляющие наркотиками. Сегодня в нашей стране больше 620 тыс. детей-сирот. Для них государство открывает новые и новые детские дома. И все равно детские дома перегружены, так быстро растет число нуждающихся детей. Существует государственная программа «Дети-инвалиды». В ее рамках создаются детские реабилитационные центры и дома-интернаты, дети-инвалиды получают необходимые средства передвижения (коляски, протезы) или, например, слуховые аппараты. В России примерно 600 тыс. детей страдают нарушениями слуха, 70% из них нуждаются в мощных слуховых аппаратах.
Для закрепления материала урока предлагаем воспользоваться небольшим практикумом.
Существует норма международного договора, в соответствии с которой признается и защищается право ребенка на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, а также право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию. В каких из приведенных ниже ситуаций можно говорить о нарушении этой нормы?
1. Мать, тревожась за отношения своей дочери с ее новым другом, с которым она познакомилась во время каникул на юге, тайно вскрывает и прочитывает ее письма.
2. Учитель заметил, что на уроке идет переписка двух учеников, потребовал записку и прочитал ее вслух.
3. Во время урока учитель часто злится на одного из учеников, очень медленно отвечающего и выполняющего задания, называет его черепахой.
4. Родители всегда стучат в дверь сына, прежде чем войти в его комнату.
5. Родители Максима говорят сыну, что с Петром ему не стоит дружить, так как он плохо учится, и потому не разрешают приводить его в дом. А вот с отличником Игорем пусть дружит.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать небольшое эссе на одну из тем по выбору:
1. «О чем бы я хотел сообщить составителям ежегодного доклада о положении детей в Российской Федерации» (этот доклад представляется в ООН).
2. «Как выглядит моя реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?»
§ 48. Защита прав человека
Цель урока: познакомить учащихся с конкретными нормами, которые должен знать каждый человек для защиты своего нарушенного права. На первый план выходит задача практического применения полученных знаний.
Изучение данной темы можно построить как поиск ответа на следующие вопросы (лучше записать на доске):
1. От кого надо защищать права человека?
2. Какие правовые нормы важно знать человеку, защищая свои права и интересы?
3. Куда следует обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов?
Поиск ответа на первый вопрос успешно проходит в группах. В ходе обсуждения учащиеся выделяют две группы «нарушителей»: рядовые граждане и должностные лица.
Наиболее важным в осмыслении темы урока является второй вопрос. Для ответа на него учащимся необходимо познакомиться с текстом учебника, где подробно изложены основные правовые нормы, гарантирующие защиту прав человека. При таком варианте целесообразно предложить учащимся выполнить следующее задание:
1. Внимательно прочитайте текст § 48 (пункты «Конституционные гарантии» и «Право граждан на судебную защиту»).
2. Назовите документы, которые обеспечивают защиту прав человека.
3. Найдите в тексте правовые нормы или принципы, которые важно знать, защищая свои права и интересы.
4. Постарайтесь передать основной смысл прочитанного своими словами и запишите основные положения в виде тезисного плана.
5. Возможно, что не все в данном тексте вам показалось бесспорным. Выделите те положения, с которыми вы не в полной мере согласны и по каким из них вы могли бы поспорить.
6. Постарайтесь сформулировать по данному тексту не менее трех вопросов (о чем вам хотелось бы узнать подробнее). Вопросы не должны выходить за рамки текста.
Далее следует предложить двум-трем ученикам зачитать свои тезисы, обсудить их, всем внести необходимые уточнения в записи. Приводим возможный вариант тезисного плана: