МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Создание чертежа «Карта организации рабочего места»

 

Дисциплина Автоматизация организации планирования работ
производственного участка

 

Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта

Преподаватель Башкатова Александра Владимировна

 

 

2016.


Содержание

 

 

1. Введение (пояснительная записка)

 

2. Технологическая карта занятия

 

3. Конспект занятия

 

4. Презентация

 


Введение (пояснительная записка)

Необходимо отразить методическое обоснование проведения занятия.

Умение создавать документ «Карта организации рабочего места» является обязательным для будущего специалиста.

В условиях коллективного производства наибольшая эффективность достигается при комплексном внедрении научной организации труда на основе регламентации трудовых процессов. Это означает, что время выполнения отдельных функций должно строго регулироваться, а внедрение новых организационных форм трудовых процессов должно осуществляться при наличии проектной документации, в которой раскрываются: содержание и последовательность трудовых действий, рациональные методы труда, синхронизация элементов трудового процесса и действий взаимосвязанных членов производственных коллективов, оптимальные условия труда и т.д.

Основным инструментом проектирования трудовых процессов является системный подход, базирующийся на аналитическом программировании и регламентации труда исполнителей различных трудовых функций.

Регламент труда каждого работника оформляется в специальном документе - карте организации труда, которая является составной частью плана внедрения НОТ в производство.

Чертеж «Карта организации рабочего места» входит в графическую часть дипломного проекта.

Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела «Планирование работ производственного участка».

В ходе изучения темы очень четко реализуется практико-ориентированный подход и широко задействованы межпредметные связи.

Методические рекомендации по проведению занятия:

Подготовка к занятию ведётся в течение одной недели. Обучающиеся получают творческие задания по подготовке кратких информационных сообщений.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

 

Тема занятия Создание чертежа «Карта организации рабочего места»
Цель занятия Изучение студентами основных принципов организации и планирования производства и формирование у них на этой основе знаний, навыков и умений, используемых при принятии профессиональных решений.
Планируемый результат Задачи: − дать теоретические знания об основах организации планирования производства на предприятии; − дать практические навыки в области проектирования различных производственных процессов; − привить навыки самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности.
Образовательные: Знать общие закономерности функционирования и развития организации (предприятия), взаимосвязь основных элементов; Уметь применять инструментарии организации и планирования производства в конкретных практических ситуациях; Развивающие: Развивать логическое мышление, умения анализа, обобщения и сравнения, развивать способность объединять отдельные элементы информации в единую систему. Воспитательные: Подвести к пониманию важности полученных навыков для дальнейшего интеллектуального и профессионального развития, содействовать развитию деловых качеств студентов.
Тип занятия Комбинированный.
Вид занятия Вид занятия -смешанный
Основные понятия Карта организации труда Трудовой процесс Организация рабочего места Условия труда Структура рабочего времени Требования к исполнителю

 


 

Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Инженерная графика Интерфейс программы Компас 3D, Создание форматов чертежа, Создание таблиц в графическом редакторе. Экономика Системы оплаты труда. ТО автомобилей. Оборудование и инструмент, используемые на производственном участке, Карта технологического процесса, Охрана труда. Санитарно-гигиенический паспорт участка; Управление коллективом исполнителейорганизация работ на производственном участке. АОТД Основы строительного черчения Фронтальная, Индивидуальная, Основные–мультимедийный проектор; Дополнительные – программа Компас 3D V16, Интернет-ресурсы
Материально-техническое оснащение занятия
Автоматизированные рабочие места Персональный компьютер; программа Компас 3D V16, Интернет-ресурсы

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Этапы урока Дидактическая задача Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Планируемый результат
Организационный момент Мотивация учебной деятельности Проверяет готовность к занятию и посещаемость студентов, заполняет «Журнал посещаемости» Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих Включение в процесс
Объявление темы занятия, постановка достижимых целей перед студентами Сообщает тему Создание чертежа «Карта организации рабочего места», нацеливает на результат. Слушают, задают вопросы Осмысление темы занятия
Ориентировочно-мотивационный этап Объяснение студентам назначения и роли Карты организации рабочего места (КОРМ) в производственном процессе Проверка домашнего задания. Заслушивание кратких информационных сообщений на темы: Трудовой процесс как объект организации труда Аспекты понятия «рабочее место»; Организация рабочего места Структура функций обслуживания рабочих Планировка рабочего места Рабочее время Норма рабочего времени Оценка информационных сообщений Выставление оценок Устные ответы, Студенты слушают информацию; Студенты задают вопросы. Получение необходимой мотивации для изучения данной темы
Познавательный этап 1 Демонстрация структуры КОРМ, Принципы и технологии ее заполнения.   2 Закрепление полученных знаний путем выполнения графика «Структура рабочего времени» для 8 часового рабочего дня. Ввод новой информации Выполнение упражнения   Преподаватель объясняет новый материал. Демонстрирует наглядные примеры Объясняет задание обучающимся. Обучающиеся воспринимают новую информацию, работают с раздаточным материалом, Понимание структуры КОРМ и навыки ее заполнения
Систематизация, закрепление знаний Выдает студентам задание для самостоятельной работы Предоставляет обучающимся файлы-заготовки для выполнения практической работы. Преподаватель при необходимости помогает обучающимся при выполнении заданий. Преподаватель проверяет правильность выполненной работы Строят график структуры рабочего времени, Студенты задают вопросы. Понимание структуры рабочего времени и навыки ее заполнения
Контрольно-коррекционный этап Выставление комментированных оценок; Выдача домашнего задания: Разработка графика структуры рабочего времени для 12часовой рабочей смены Подведение итогов занятия Комментированное выставление оценок Сохраняют выполненную работу для использования в дипломном проектировании Выявление уровня усвоения обучающимися изучаемого материала
Домашнее задание Предоставляет обучающимся файлы-заготовки для выполнения домашней работы. Сохраняют на внешний носитель предоставленную информацию Наработка материала для дипломного проектирования
Рефлексивный этап Развитие умений обсуждать, анализировать Преподаватель дает оценку, насколько обучающиеся были заинтересованы, внимательны, организованы Отмечает степень проявления ими познавательной активности. Делает выводы об их способности использовать полученные умения и навыки   Выражают отношение к уроку. (Во время дипломного проектирования студенты способны создать карту организации рабочего места) Осознание результатов своей работы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Карта организации труда — это концентрированное изложение проекта организации труда, разработанного для определенного вида работ (исполнителя) на основе предварительных инженерных, экономических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и других исследований.

Организационной документацией может быть и совмещенная карта трудового и технологического процессов для основных рабочих, и самостоятельные карты трудового процесса для рабочих, занятых обслуживанием, а также для других категорий промышленно-производственного персонала.

Карта организации труда содержит семь разделов (их количество может быть различным в зависимости от вида работ и профессий работников), охватывающих основные требования по организации трудового процесса.

Раздел I «Исходные данные» определяет в качестве таких данных производственное задание. В соответствии с ним рабочий (рабочие) обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение работ. В подразделах «Форма организации труда» и «Оплата труда» предусматриваются формы организации труда и конкретные виды бригад, увязанные с системами оплаты их труда.

Раздел II «Трудовой процесс» включает элементы процесса труда с указанием степени расчленения и затрат времени на их выполнение. Подробно описываются методы выполнения трудовых приемов на данном конкретном рабочем месте, дается график синхронизации процесса труда.

Раздел III «Рабочее место» содержит планировку и оснащение рабочего места.

Раздел IV «Обслуживание рабочего места» определяет функции, режим обслуживания и средства связи исполнителя с лицами, регулирующими и обеспечивающими трудовой процесс.

В разделе V «Условия труда» предусматривается регламентация по общим (микроклимату, освещению, кубатуре, площади и др.) и специфическим (содержание пыли, аэрозолей и т. д.) факторам. Здесь же определяются средства защиты от неблагоприятных условий и обусловленные ими регламентированные режимы труда и отдыха.

Раздел VI «Нормы затрат труда» включает конкретные виды норм (норма времени, выработки, численности и др.), а также использование фонда времени работы оборудования и исполнителя (исполнителей).

Раздел VII «Требования к исполнителю работ» регламентирует профессионально-квалификационный уровень работников и учитывает их половозрастной состав.

Все разделы карты взаимосвязаны, полное и широкое выполнение требований каждого из них направлено на рационализацию трудового процесса.

Методическая схема построения карт для работников, выполняющих различные обязанности и функции, в основном едина. Специфические особенности, характерные для отдельных видов работ, находят отражение в соответствующих разделах карты.

Карты организации труда после их утверждения являются обязательными для исполнения. Всякое отступление от их требований, ухудшающее качество продукции (работ), условия труда и снижающее производительность, следует рассматривать наравне с нарушениями технологического процесса.

Мероприятия, предусмотренные в картах организации труда, учитываются и увязываются с другими мероприятиями, осуществляемыми в производственных подразделениях, в частности, с планами снижения трудоемкости продукции, пересмотра норм труда, повышения его производительности и др. Карту организации труда следует рассматривать не только как документ, регламентации труда по широкому кругу вопросов, но и как источник информации (требований), адресуемой персоналу различных служб предприятий. Поэтому в ряде случаев вместо составления карты на одном листе используются карточки с изложением в них информации по отдельным вопросам (организация рабочего места, повышение квалификации кадров, обучение их передовым методам и приемам труда и т.д.). При разработке карт организации труда широко используются нормативные материалы по различным разделам научной организации труда, в том числе и типовые проекты организации рабочих мест, участков и цехов. Это сокращает материальные и трудовые затраты и способствует взаимоувязке элементов организации труда.

Все требования и разделы карт организации труда тесно связаны между собой и с элементами производственного процесса. Поэтому к разработке каждого раздела карты нужно подходить обоснованно, с учетом нормативных материалов и данных, полученных путем исследования. Эта работа осуществляется последовательно и включает в себя: тщательное изучение существующей организации труда по всем ее составным элементам; сравнение существующей организации труда с нормативами, техническими условиями и другими требованиями; рациональное построение трудового процесса с целью сохранения длительной работоспособности человека и создание условий его творческого развития; разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих внедрение рациональных трудовых процессов.

Работа по проектированию и внедрению карт организации труда включает в себя три этапа: организационную подготовку, непосредственное проектирование рационального трудового процесса и его внедрение. На первом этапе составляется и утверждается план проектирования организации трудового процесса, и выдаются задания непосредственным исполнителям. В процессе проектирования основное внимание уделяется анализу и оценке элементов организации труда. После утверждения проекта рациональной организации трудового процесса приступают к его внедрению.

Наиболее важной частью внедрения карт организации труда после приведения рабочих мест и производственных участков в полное соответствие с запроектированными условиями является обучение рабочих передовым методам и приемам труда. Обучение осуществляется в течение определенного времени с привлечением для этого наиболее квалифицированных рабочих или лиц из числа инженерно-технических работников. После освоения исполнителями всего комплекса требований, заложенных в картах организации труда, и выполнения ими научно обоснованных норм труда карты считаются внедренными.

Участие в работе на всех рассмотренных этапах работников различных служб предприятия является обязательным.

Опыт проектирования и внедрения трудовых процессов с использованием карт организации труда свидетельствует о высокой эффективности данной работы.


КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ (методическая схема)

IV. Обслуживание рабочего места Функции обслуживания Способы и режим обслуживания Виды самообслуживания Средства связи
Перечень функций, по которым осуществляется специализированное обслуживание Исполнители функций обслуживания, график работы, техническое оснащение, время на выполнение работы Виды вспомогательных работ, выполняемых основными рабочими; объем отвлечений за смену; затраты времени на каждый вид работы Сигнальные лампочки, установки производственной информации и др.  
V. Условия и охрана труда Факторы Средства защиты от неблагоприятных условий VI. Нормы труда VII. Требования к исполнителю работы
Санитарно-гигиенические; психологические; эстетические Защитные ограждения; противошумы; спецодежда; сигнальные цвета и знаки безопасности; спецпитание и др. Нормы выработки; прогрессивные показатели на аналогичной работе Профессия Разряд Стаж Образование Специальные требования, связанные с выполняемой работой  
Режим труда и отдыха Общие технико-экономические показатели      
Регламентированные перерывы; производственная гимнастика; функциональная музыка Использование фонда времени оборудования; использование сменного фонда рабочего времени по группам и др.      
Карту составили: (дата, подписи) Согласовано: (с кем, дата, подписи) Утвердил: (дата, подпись) Изменения (условный код)  

Рабочее время — это установленное законодательством календарное время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка должен выполнять свои трудовые обязанности.

Рабочее время измеряется длительностью рабочего дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года. Оно регулируется законодательством страны, которое определяет его предельную величину за календарный период; чаще всего это неделя. Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ, в нашей стране установлено, что продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. По мере создания необходимых экономических условий возможен переход к сокращению этой продолжительности. Рабочий день продолжительностью 8 часов впервые был введен в России в 1917 г. Ограничение законом рабочего времени было одним из первых требований возникше­го в начале прошлого века рабочего движения.

В России с 1928 г. была сделана попытка перевести промышленность на 7-часовой рабочий день и 5-дневную рабочую неделю. Но угроза военного нападения вынудила вернуться в июне 1940 г. опять к 8-часовому рабочему дню и 6-дневной рабочей неделе. В 1977 г. Конституция СССР закрепила 41-часовую рабочую неделю. В 1991 г. она была сокращена до 40 часов.

Ограничение законом продолжительности рабочего времени явля­ется не только всеобщей мерой труда, получаемой от каждого работника обществом, производством, но и всеобщей гарантией права на отдых от чрезмерного переутомления в процессе труда.

Менеджер должен очень хорошо знать Трудовой кодекс РФ и полностью руководствоваться им в своей управленческой деятельности.

Нормой рабочего времени является установленная законом для данного работника продолжительность его рабочего времени (рабочих часов) за определенный календарный период — день, неделю, месяц. Эту норму, как правило, нельзя превышать. Но она может быть снижена по коллективному договору, соглашению за счет средств работодателя. Эта норма может снижаться до неполного рабочего времени. В первую очередь это относится к молодежи, не достигшей 18 лет, лицам, занятым на тяжелой и вредной работе.

Если работником затрачено время сверх нормы, то оно считается сверхурочным и должно оплачиваться по повышенным расценкам.

В зависимости от характера производственного процесса рабочее время может быть неполным, гибким или скользящим и определяться методами организации рабочего дня или недели.

Непосредственно к самому рабочему времени относится основное, вспомогательное, подготовительно-заключительное время и время обслуживания рабочего места.

Кроме того, в структуре рабочего времени выделяется время технологических и организационных перерывов.

К основному времени относится такой вид работ, как непосредственная обработка деталей или изготовление продукта и т. д. Вспомогательное рабочее время связано с обеспечением возможности осуществления основной работы. Вместе с основным оно составляет оперативное время. В течение вспомогательного времени может происхо­дить работа по сбору необходимой информации, например для отчета, доклада, составления документа, выполнения производственной операции и т. д.

Время обслуживания рабочего места тратится на организационные и технологические процессы. В это время проводятся работы по уборке рабочего места, наведению порядка, сортировке материалов и подготовке оборудования к работе.

В производственных условиях некоторые операции требуют подготовительно-заключительного времени.

Время перерывов. Оно также неоднородно. Прежде всего это время на отдых и естественные надобности. Технологические перерывы связаны с особенностями технологического процесса. Например, для высушивания покрашенных деталей, а также при сушке меха, древесины и т. д.

Организационные перерывы могут быть вызваны сбоями, неполадками, происходящими как по вине работников, так и независимо от них.

Рабочее время не подлежит накоплению и умножению, это ценнейший фактор производства и поэтому требует экономного, рачительного использования.

В ст. 100—101 ТК РФ раскрыто содержание режима рабочего времени и ненормированного рабочего дня, что, безусловно, должен знать менеджер любого звена управления. Так, «режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации», в соответствии с Трудовым кодексом РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: