А.M. Проворов (Ярославль) МЕТОД РИСОВАНИЯ МАНДАЛ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




ТРЕТИЙ ЯРОСЛАВСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Полный сборник докладов и статей третьего методологического семинара в г. Ярославле по теме "Метод психологии", предоставленный оргакомитетом семинара. Издан в 2005 году.

А.M. Проворов (Ярославль) МЕТОД РИСОВАНИЯ МАНДАЛ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Впервые заострил внимание на повторяющихся циркулярных изображениях К. Г. Юнг, который столкнулся с ними в ходе психотерапевтической практики. Его пациенты часто создавали их при попытке описать свое сновидение. Он обнаружил сходную символику и на Востоке – в первую очередь буддийские мандалы, но они все же отличались многими важными чертами. Священный круг часто встречается и в христианской традиции, но и тут имелись отличия от сновидений пациентов, параллели которым имелись в незначительном числе сохранившихся гностических символов.

Мандала (санскр.)- сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В древнеиндийской литературе термин «мандала» имел множество значений: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, вид змей и др.
В буддистской традиции есть четыре основных значения мандал:

Магическая диаграмма, используемая в практике созерцания;

Философская концепция буддийской Вселенной или «карта» космоса;

Иерархическая лестница, на которой размещается пантеон богов;

В культурной практике – блюдо для сбора жертвоприношений (1, с. 174-175).

Современная мандала «символизирует либо божественное существо, ранее скрытое и спящее в теле, а теперь извлекаемое на свет и оживающее; либо символизирует тот сосуд или то пространство, в котором происходит преображение человека в божественное существо» (3, с. 309).
Ритуальные и личные мандалы.

Можно выделить два типа мандал: ритуальные и личные. Первые, в большинстве своем, являются предметом идеализации, запечатленные на них изображения символизируют гармоничную реализацию духа. Это, своего рода утопическая модель, показывающая конечное состояние и маршрут, ведущий к нему. Это опредмеченный идеальный гештальт поиска и самого состояния сознания, идентичного просветленности, выходу за субъект-объектную обусловленность обыденного сознания. Отличительной особенностью ее является ее статичность (2, с. 18)

Личные мандалы всегда изменчивы. Они отражают действительное движение психической жизни. Они существуют на другом уровне, нежели предыдущие. Их бытийная ценность обуславливается, подтверждается жизнью их конкретного творца. Ритуальные мандалы – это больше достояние общественного сознания. Их ценность обусловлена авторитетом некоего желаемого состояния, состояния полной реализации человеческого духа.

1. Ритуальные мандалы.

В соответствии с первым значением, мандала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, также вписан в круг. Внешний круг представляет собой Вселенную, внутренний круг – средоточие Бога или другого сакрального объекта. Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, так называемые ворота во Вселенную. Поля квадрата разделены на 4 части. Пятая часть – центр. Каждая из них имеет свой цвет – синий, красный, белый, желтый, зеленый. Каждый цвет ассоциируется с частью света, с одним из будд созерцания, одним из органов чувств, определенной мудрой и мантрой (1, с. 175).

Д. Келлогг указывает на то, что в культуре древней Месопотамии понятие круга сформировалось примерно к 2300 г. до нашей эры. Аналогичное понятие – понятие свастики – возникло в культуре Дальнего Востока около 3000 г. до нашей эры.

Таким образом, человек с древних времен располагал себя в центре фигур с четырьмя элементами, нередко идентифицируя себя с солнцем, вокруг которого все вращается.

Другой культурной традицией, в которой символика мандалы получила широкое распространение, является культура североамериканских индейцев.

В христианстве также присутствуют холистические символы. Витражи в форме цветков, которые украшали, да и продолжают украшать готические соборы Европы. В любом православном храме есть циркулярное изображение, располагающееся в центре, под куполом. Изображение Христоса Вседержителя, расположенного в центре и окруженного четырьмя евангелистами, также является мандалой, о чем пишет Д. Митчел (2 с. 14-15).

2. Личные мандалы.

Личные мандалы являются качественно отличной формой самопроявления. Активность, допускаемая при работе с ритуальными мандалами, сводится к созерцанию, соединению себя с изображением. Адепт в процессе медитации на мандалу воспроизводит изображение, сливается с божеством, изображенным в центре, т.е. доходит до высшей стадии созерцания – слияние с космическим абсолютом. Личные мандалы существуют совершенно на другом уровне. Прежде всего, они – произведение творчества создающей личности. Они дают возможность самовыражения. Здесь другое звено играет главную роль, обладает большим авторитетом.

В современной психологии чаще используются как раз личные мандалы. Они, по сути, представляют собой моментальные слепки того психического состояния, в котором находится конкретный творец. Личная мандала – это синтезирующий ответ на внутренние противоречия.

Специфика создания мандал

Метод рисования мандал является одновременно и психодиагностической технологией, и способом психотерапевтического воздействия. Он используется как дополнение к разнообразным техникам, и в качестве отдельного психотерапевтического метода в тренингах арт-терапевтической направленности.
Суть и технология создания мандал предельно проста. Наиболее благоприятным считается групповое создание мандал. Психотерапевт раздает группе белые листы формата А4 с контуром круга, примерно соответствующим размеру головы человека, что способствует проявлению зеркального эффекта, о чем пишет Д. Келлогг, и пастельные мелки, либо краски. Желательно при этом иметь большую цветовую палитру.
Рисование мандал желательно сопровождать спокойной релаксирующей музыкой. Д. Келлогг пишет, что бывает полезно параллельно с рисованием рассказывать о священных аспектах творчества, о круге как магическом сосуде и красках как творческом огне, о Мистическом Теле – групповом «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием, о том, что лучше быть живой клеткой печени, чем синтетической «клеткой» искусственного сердца.
При правильном ходе терапевтического процесса мандала каждого участника воспринимается остальными как отражение своего создателя, как моментальный снимок процесса изменения, происходящего в нем, как живой организм. При этом необходимо дать понять каждому из участников группы, что факт самовыражения важнее эстетической стороны рисунка.

Кроме того, важно поддержание ровной атмосферы сосредоточенности и погруженности в себя. Наши наблюдения показывают, что эта техника может вызывать различные эмоции, но, чаще всего, если человек все же не отказывается от рисования, а присоединяется к группе, то доводит работу до конца, а иногда даже не останавливается после создания одного рисунка. Тут следует сказать, что в идеале после создания мандалы у человека должно остаться чувство полной завершенности, высказанности. Если этого не удается достичь в ходе рисования одного рисунка, он может продолжить самовыражение на второй, третей и т.д.

Литература.

1. Буддизм: Словарь / Под ред. Жуковской Н.Л.. - М.: Республика, 1992

2. Диагностика в арт – терапии. Метод «Мандала» / Под ред. Копытина А.И.. – СПб.: Речь, 2002

3. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев / Ред. и сост. Касавин И. Т.. – М.: Республика, 1992

4. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: