Результаты исследования развития воображения подростков




В этом параграфе представлены результаты изучения развития воображения по выборке подростков.

На основе полученных данных по методике «Тест вербальной креативности (RAT)» С. Медника в целом и в первой и во второй возрастной группе наблюдается не очень высокое развитие уровня вербальной креативности по шкалам индекса уникальности и оригинальности.

Таблица 2.2.1.

Результаты опроса подростков по методике «Тест вербальной креативности (RAT)»

 

Уровень развития   Индекс уникальности Индекс оригинальности
I группа II группа I группа II группа
% %   % %
Высокий 18,8 12,5 7,8 4,7
Средний   42,2 54,7 46,9
Низкий 31,2 45,3 37,5 48,4

 

Как мы видим из данных табл. 2.2.1. в целом и в первой и во второй возрастной группе наблюдается не очень высокое развитие уровня вербальной креативности по шкалам индекса уникальности и оригинальности.

Так в группе младших подростков высокий уровень по шкале уникальности выявлен только у 12 ребят (18,8%), средний – у 32 (50%), а низкий – у 20 человек (31,2%).

Немного хуже оказались показатели уникальности в группе старших подростков. Высокий уровень уникальности оказался всего у 8 опрошенных (12,5%), средний – у 27 (42,2%), а низкий у 29 испытуемых (45,3%). Разница ответов между двумя группами отображена в Рис.2.2. 1.

 

Рис. 2.2. 1. Интерпретация показателей по шкале «Индекс уникальности»

 

По шкале «индекс оригинальности» данные опроса оказались хуже, чем по предыдущей шкале уникальности. Только 5 респондентов (7,8%) из первой возрастной группы показали по этой шкале высокий результат. У 35 детей (54,7%) оказался средний уровень развития этого параметра. 24 (37,5%) ребенка по этой шкале набрали низкое количество баллов.

Данные детей из группы старших подростков также не были высокими. Трое ребят (4,7%) набрали высокие, 30 человек (46,9%) – средние и 31 подросток (48,4%) баллы по шкале оригинальности (см. Рис. 2.2.2).

Рис. 2.2. 2. Интерпретация показателей по шкале «Индекс оригинальности»

Таким образом, мы видим, что в целом и по шкале уникальности, и по шкале оригинальности показатели детей – младших подростков несколько лучше, чем данные ребят из старшей группы. Данный факт может говорить нам о том, что в процессе обучения детей подростков в средних классах школы образовательный процесс не направлен на развитие воображения, как необходимого условия развития полноценной личности ребенка.

Методика исследования творческого воображения «Необычное использование». Результаты по этой методике представлены в табл. 2.2.2

Таблица 2.2.2.

Результаты опроса подростков по методике исследования творческого воображения «Необычное использование»

 

Уровень развития Ригидность мышления Аналитичность мышления
I группа II группа I группа II группа
% % % %
Высокий 23,4 12,5 20,3 9,4
Средний   51,6 54,7 56,2
Низкий 26,6 35,9   34,4

 

Итак, по шкале беглости результатов 23,4% респондентов группы младших подростков набрали высокий балл. Половина детей из этой группы (32 человека – 50%) набрали средний балл, а у 17 детей (26,6%) данные по шкале «беглость» оказались низкими.

В группе старших подростков только у 8 ребят (12,5%) был отмечен высокий результат, у 33 (51,6) – средний, а у 23 (35,9%) – низкий

(см. рис. 2.2. 3.).

Рис. 2.2.3. Интерпретация показателей по шкале «Беглость»

Таким образом, 40 ребят, были заторможены, инертны или недостаточно мотивированы.

Высокий балл по шкале гибкости среди младших подростков набрали 20,3% (13 человек) подростков; 54,7% (35 учащихся) показали средний результат; у 25% (16 ребят) оказались низкие данные по этой шкале.

В группе старших подростков всего у 6 ребят (9,4%) показали высокий результат, большая часть подростков (30 - 56,2%) набрали средний балл. У 22 человек (34,4%) данные оказались низкими (см. рис. 2.2.4.).

 

Таблица 2.2.3.

Результаты опроса подростков по методике исследования творческого воображения «Необычное использование»

 

 

Рис. 2.2.4. Интерпретация показателей по шкале «Гибкость»

 

Уровень развития Объем кратковременной памяти Опосредованное запоминание
I группа II группа I группа II группа
% % % %
Высокий 10,9 18,7 12,5 20,3
Средний 53,1 46,9 51,6 48,4
Низкий 35,9 34,4 35,9 31,2

 

 

По шкале «оригинальность» в первой группе: у 12 подростков (18,7%) показатели оказались высокими; у 30 (46,9) – средние, а у 22 (34,4%) – низкие.

В группе старших подростков: у 7 (10,9%) – высокий, у 34 (53,1%) – средний и у 23 (35,9%) низкий балл (см.рис.2.2.5.).

 

Рис. 2.2.5. Интерпретация показателей по шкале «Оригинальность»

Девятнадцать подростков характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения.

Показатели шкалы «разработанность» оказались следующими:

I группа – высокие результаты оказались у 13 человек (20,3%), средние - у 31 (48,4%) и низкие - у 20 (31,2%) подростков.

II группа – 8 (12,5%) подростков набрали высокое, 33 (51,6%) – среднее и 23 (35,9%) низкое количество баллов (см.рис. 2.2.6.).

Рис. 2.2.6. Интерпретация показателей по шкале «Разработанность»

Высокие результаты оказались у 21 подростка, что говорит о высокой успеваемости или для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

И так, и по шкалам методики «Необычное использование» результаты подростков первой возрастной группы оказались несколько лучше, чем данные ребят из второй группы. Данные показатели подтверждают результаты, полученные нами по предыдущей методике.

 

ВЫВОДЫПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Итак, как показало эмпирической исследование проблемы развития воображения в подростковом возрасте в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию воображения в подростковом возрасте не уделяется какое-либо значительное внимание. Исходя из этого, динамика проявления воображения у ребенка в течение подросткового периода меняется в сторону снижения показателей. Исследование показало, что младшие подростки способны создавать более ярко выраженные продукты деятельности воображения, чем подростки из старшей возрастной группы.

Процесс развития воображения у подростков обусловлен социально-психологическими изменениями, происходящими с ребенком. Развитие воображение в подростковом возрасте обусловлено участием ребенка в различных формах творческой деятельности, которая реализуется в учреждениях общего и дополнительного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: