Методы развития воображения в подростковом возрасте




Воображение можно развивать при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т. п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Рассматривая методы развития воображения в подростковом возрасте можно отметить, что наиболее полную, на наш взгляд, схему методов предложили Ю. М. Забродин и М. В. Попова. В их учебном пособии «Психология в школе» данная тема рассматривается с позиции формирования у подростков образа субъекта ролевого поведения в профессиональном творчестве. Предложенный авторами список является синтезом различных отдельно взятых методов и методик. Рассмотрим их более подробно [7, c.116].

1. Метод по развитию творческого самочувствия.

Метод по развитию творческого самочувствия включает в себя психотехнические игры и упражнения по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, развивает воображение, наблюдательность, чувства ритма и др. Особое место здесь занимает использование элементов «театрализации» и «драматизации» в педагогическом процессе, при­водящие субъекта к социальной адаптации и повышающие уровня развития его познавательных способностей и коммуникабельности.

Включение подростка в «драматизирующую» игру учит его не только «приспосабливать себя к другим», но и осуществлять и исследовать собственное драматизирующее влияние на других, воздействовать на других и в каком-то смысле адаптировать их к себе.

Эффективной является «театрализация» методик типа методики волевого самовоздействия, основой которой является внушение «Могу управлять собой». Суть «театрализации» заключается в данном случае в том, что ученику предлагается на определенное время перевоплотиться в личность, обладающую желаемыми свойствами и «пожить» таким образом в необходимых для их проявления обстоятельствах.

Такие простые, казалось бы, упражнения, как «Описать свою жизнь от имени спичечного коробка» или «Показать, как чувствует и что думает чайник, кипящий на плите», требуют от подростка не просто совершения неких физических действий, но и серьезной работы воображения, анализа, самоанализа, знаний [7, c.118].

2.Метод развития воображения и творческого самовыражения.

Данный метод включает ряд методик, объединенных общей методологией и технологией построения. Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать экзистенциальную сопри­частность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности — ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судь­бы (М. Е. Бурно).

Метод строится на идее о том, что, через развитие его познавательной сферы и коммуникативных способностей убедить человека в своей значимости и найти смысл жизни.

1) Методика творческого самовыражения через литературное творчество.

Инструкция: «Нужно создать картину из слов, наполненную ощущениями (вкус, запах, осязание, звуки, зрительные образы). Рассказ должен быть очень искренним, даже если он под маской другого человека. Если автор описывает какие-то не свойственные ему переживания, то необходимо выразить свое отношение к происходящему в рассказе» [3, c.46].

Каждый ученик может выбрать свою тему для рассказа либо все учащиеся пишут рассказ на одну тему. Желательно предложить несколько вариантов тем. Считаем целесообразным работу со следующими темами:

1. Описать событие детства, поездку или переживание.

2. Попробовать сделать непосредственное описание природы. Для этого пойти на лоно природы и записать всё, что почувствуется, увидится, что при этом вспомнится, подумается.

3. «Списать» с натуры в рассказ (очерк, эссе, набросок, этюд) сценки, разговоры и пр. При этом важно, чтобы автору было созвучно то, что он «берет» из жизни, чтобы то, что он «берет», волновало его.

4. Описать сновидение. В них часто обнаруживается материал для рассказов.

5. Написать рассказ по фотографии.

6. При работе с методикой самовыражения через литературное творчество учителю предлагается несколько методических реко­мендаций:

7. Постоянно объяснять учащимся, что прозу писать не страшно, что все они когда-то писали сочинения и в общем-то «делать это» уже умеют.

8. Не сразу делать предложение написать рассказ, сначала

— описать случай из жизни или какое-то переживание.

9. Читать в классе рассказ нужно медленно, чтобы успели

все почувствовать и автора, и себя (отношение к читаемому).

10. Посоветовать почитать литературу о том, как пишутся

литературные произведения — рассказы, очерки.

11. Обратить внимание на способы подготовки к созданию

литературного произведения. В частности, записывать не стес­няясь, дома, в пути, в карманных блокнотах слова, образы, мысли, относящиеся к рассказу.

12. Использовать для раскачки такой прием, как чтение, «вчитывание в малые объемы» (стихи в прозе, восточные трехстишья, миниатюры) перед собственным писанием, когда уже сел за стол.

13. Возможны и устные рассказы с обсуждением в группе.

Основное требование и идея: писать нужно по-своему. Для подростков это естественно: они тяготеют к такому самовыражению как к способу выражения претензий к миру.

Метод призван донести до подростка идею о том, что человеку нужно во всем в мире искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему.

2) Творческая фотография.

Метод работы с творческой фотографией включает: 1) рассматривание фотографий (слайдов) — авторских, чьих-то или снятых учеником; 2) нахождение того, чем отличаются слайды одного автора от другого, т. е. подчеркнуть их индивидуальные особенности. Любой снимок —«автопортрет» в том смысле, что снято все по-своему, отражает индивидуальность [26, c.68].

А) снимки можно усиливать названием (работа с названием

сама по себе важна);

Б) можно посоветовать «пофотографировать» глазами;

В) можно подбирать музыку к слайдам и фотографиям во

время демонстрации.

По желанию подростков можно всё делать анонимно.

Важно и учителю выразить свое отношение к происходящему. Поговорить на тему: «Какие художники, фотографы, картины или фотографии кому созвучны и почему?».

Основное требование и идея — научить дарить. «Всякое творчество — это путь к людям».

3) Графика, живопись.

Идея этого метода — «приглядываться» к окружающему, «искать» свое в красках, формах и т. д., «привязываться» к этому своему, обретать в нем поддержку.

Здесь полезными являются задания: «Нарисовать дом (двор) свое­го детства», «Самый трудный день» и пр. (Это позволяет уви­деть каждому самого себя и что еще лучше — через сравнение с другими).

Еще темы: «Цветок, который мне нравится», «Мой сосед», «Любимые игрушки», «Животное, которое я люблю», «То, что мне приятно».

Учитель должен показать, как это просто рисовать.

4) Творческое общение с природой.

Идея этого метода — открыть свой путь к природе.

Цель — понять, как по-своему люди разного склада восприни­мают, чувствуют природу.

Процедура — рассматривание гербариев, слайдов, фотогра­фий насекомых, ландшафтов и т. д.

Обращать внимание на подробности окружающей природы.

В групповом обсуждении может быть несколько направлений:

1.«Насколько близко кому и что»;

2.«Ощущение «природных сил» в человеке и «человеческого» в природе»;

3.«Человек, природа, космос»;

4.«Незащищенность растения, животного, — красоты. Выход на чувство ответственности»;

5.«Погружение в природу — в красоту».

В процессе обсуждения становится очевидно, что отношение к природе разное у разных людей. Задача подобных уроков:

А) выявить личностное отношение к природе;

Б) уточнить свое собственное отношение к природе.

Для этого можно использовать следующий прием: выбрать из нескольких открыток или фотографий одну наиболее «близ­кую». При демонстрации — все видят в открытках себя и других. В обсуждении следует объяснять, кому, что и почему нравится в данной картине.

Можно предложить нарисовать любимый цветок, животное, принести камень, который почему-то «звучит во мне» и при об­суждении постараться объяснить это «почему-то». Также можно использовать музыку, которая «близка» выбранному пейзажу, ландшафту, животному, растению и т. п.

5) Творческое общение с искусством, литературой, наукой [7, c. 122].

При проведении этого метода подростку рекомендуется:

1. Принести стихи любимого поэта или репродукции, или

картины любимого художника, или почтовую марку;

2. Прочитать письма знаменитых людей, которые чему-то

созвучны.

3.Рассказать о личностных чертах какого-либо автора, подчеркнуть особенности его произведений и читателей, для которых он написал.

Идея метода — найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. Выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства (напри­мер, Ф. Петрарка писал реальные письма к авторам, которые жили задолго до него. В них он находил возможным выразить те чувства, которые не смог выразить людям, реально окружав­шим его).

Музыка, театр (что «видится», «слышится», «представляется» под музыку) может быть темой для обсуждения, рефлексивного тренинга, темой для сочинений.

Читая научные работы (классику) в подлиннике, можно научиться слышать ученого, выражающего свой стиль, язык и пр. Можно прочитать автобиографии, письма.

Задача — попытаться найти возможность «войти в переживания» авторов.

6) Творческое самовыражение через ведение дневника и записных книжек

Идея - человек претворяет свое аморфное душевное состояние, напряжение в четко структурированное описание, определенность.

Метод развивает коммуникативные умения у подростка, помогает ему выразить сильные переживания и тем самым изба­виться от них или впервые для себя определить их. Помогает подростку разобраться в себе, в отношениях к миру, ситуациям.

Учителю следует обратить внимание подростка на то, что такой способ помогает запечатлеть «живые» моменты жизни, ибо единственный способ сохранить историю своей жизни, — это описать ее.

Темы для каждого подростка подбираются не столько по интересам, сколько по личностно значимым для каждого проблемам и индивидуально-психологическим особенностям. Основной метафорой метода может служить следующее высказывание: «Я становлюсь яснее себе и другим через то, что я делаю». Это и основной принцип самоисследования, самопознания.

Итак, методы развития воображения в подростковом возрасте основаны на развитии самосознания и творческих способностей. Данные методы и техники развития воображения и творчества практически являются для подростка тренингом креативности и самопознания, позволяя ему удовлетворять присущую каждому растущему человеку потребность в творчестве и открывая ему путь к себе.

 

ВЫВОДЫПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

 

Процесс воображения имеет важное значение в формировании и развитии личности ребенка. Одним из важных этапов развития воображения является подростковый период. В этот возрастной период все познавательные процессы, в том числе и воображение, оказывают влияние на творческие, профессиональные, коммуникативные умения ребенка, способствуют формированию у него самооценки и самосознания, адекватного оценивания себя и окружающей действительности. Именно поэтому методы развития воображения в подростковом возрасте имеют разносторонний характер и оказывают влияние на все стороны и сферы личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: