Сущность,структура и функции коммуникации. Эффективность коммуникации.
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации
Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.
Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям:· достоверности,· реальности,· объективности,· своевременности,· адресности,· обратной связи,· дозированности с точки зрения такого критерия как «важное значение для достижения цели организации»,· доступности (прозрачности).Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений.
Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть Коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
Основные функции коммуникации:1)информативная - передача истинных или ложных сведений;2)интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;3)перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;4)экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
|
Информация и знания как основа коммуникативного процесса. Основные характеристики информации и свойства знания.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Информация может существовать в самых разнообразных формах:· в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;· в виде световых или звуковых сигналов;· в виде радиоволн;· в виде электрических и нервных импульсов;· в виде магнитных записей;· в виде жестов и мимики;· в виде запахов и вкусовых ощущений;· в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
|
Различают три основные характеристики информации: Ø Синтаксическая или алфавитная отражает способы сочетания знаков, правила преобразования этих сочетаний. ЭВМ реализует обработку информации, осуществляет перестройку (кодирование) знаковых систем.Ø Семантическая характеристика информации - средства выражения смысла определенного содержания, т.е. правила интерпретации знаков и их сочетаний. Семантика отражает смысловую сторону синтаксического языка.Ø Прагматическая - рассматривает соотношение между знаковыми системами и их интерпретаторами (пользователями) сообщений. Прагматика изучает практическую полезность знаков, слов и сообщений.Все три характеристики образуют теорию знаковых систем - семиотику. Семиотика исследует знаки как некоторый вид носителя информации.
Знак - условное изображение элемента, сообщения, слово - совокупность знаков, имеющая некоторое смысловое значение, язык - словарь и пользование им.В материальной системе выделяются три фазы существования информации.Ø Ассимилированная информация – представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.Ø Документированная информация – сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе.Ø Передаваемая информация – сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.
Коммуникация— это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Информация в самом широком смысле обозначает сообщение (сигнал) о каком-либо событии.
В современных теориях менеджмента понятие «информация» эквивалентно понятию «явные знания», т.е. знания, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов или других способов общения (изображений, звуков, жестов).