Этапы коммуникационного процесса




Процесс обмена информацией реализуется следующими этапами:1. Зарождение идеи: отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена.2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова или символы (вербальное оформление), а также жесты, мимику (невербальное оформление). Кодирование превращает идею в сообщение, т.е. кодирование можно представить себе как операцию упаковки. При коммуникации важным является соответствие идеи и канала связи. 3. Передача. Она может осуществляться устными или письменными сообщениями непосредственно от одного лица к другому или посредством почты и других каналов связи (телефон, компьютерные сети и т.д.).4. Декодирование — перевод символов сообщения в мысли получателя. Особо следует подчеркнуть: обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, осуществив действия, которые ждал от него отправитель. По ряду причин получатель может придать иной, чем предполагал отправитель, смысл сообщению.

Цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

Этапы в развитии социологии коммуникаций.Основные подходы к анализу коммуникаций:интеракционизм,символический интерационизм,драматургический подход,бихевиоризм.

Принято выделять три этапа в исследованиях массовых коммуникаций, на каждом из которых учеными определялась та или иная роль в их воздействии на современное общество.

Первый этап обозначен исследованиями 20-30-х гг. XX в. и характеризуется наделением массовых коммуникаций практически безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей.На втором этапе — 40-60-х гг. XX в. — под влиянием ряда эмпирических исследований уверенность во всемогуществе прессы сменилась более сдержанным отношением к ее возможностям воздействия на массовую аудиторию.
Третий этап, условно датирующийся началом 70-х гг. XX в. и длящийся по настоящее время, определяется как возвращение к научным парадигмам первого этапа, однако измененным новыми социальными реалиями.

Отечественная социология массовых коммуникаций развивалась в двух направлениях:1)Социометрия, то есть велись исследования общественного мнения и социальных общностей как сфер, на которые непосредственно оказывает влияние деятельность массовых коммуникаций (Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, В. А. Ядов, Т. М. Дридзе и другие);2)Разработка теоретических аспектов массовой коммуникации.

Существует два подхода в отечественном изучении массовой коммуникации:1)Медиацентрический. Массовая коммуникация представляет собой некую замкнутую целостную систему, которая функционирует по собственным законам и которая влияет на формирование общественного мнения;2)Социоцентристский. Деятельность массовой коммуникации обусловлена аудиторией, чьи мнения и взгляды она должно выражать через свои каналы.

Интеракционизм как социологическая по происхождению парадигма, возникшая в США во второй половине XX в. и объясняющая сущность и механизмы социального взаимодействия, имеет своим источником теорию Чарльза Хортона Кули (1864—1929) о «зеркальном Я». Согласно этой теории, целостный образ «Я» формируется в результате социального взаимодействия с другими, в процессе которого человек как в зеркале видит, каким его видят другие, усваивает представления о своем «Я» других («представления представлений»)

Теории символического интеракционизма разработали Джордж Герберт Мид (1863—1931), Герберт Блумер (1900—1967) и др. В этих теориях коммуникация характеризуется как интеракции (взаимодействия) с помощью языка и символов, в процессе которого между людьми устанавливаются общие значения и правила взаимодействия. Значения изменяются в зависимости от типа социальных групп и ситуаций. Взаимодействие между людьми рассматривалось как символическое взаимодействие (термин Г. Блумера), в котором действия человека опосредованы системой общих значений. Символическое, или социальное взаимодействие — это первичный процесс, в ходе которого вырабатываются, поддерживаются и изменяются символические значения. Коммуникативное действие состоит из трех частей: 1) инициативная информация от одного коммуникатора;В 2) ответная информация от другого коммуникатора; 3) рождение общего значения как результат, побуждающий к действию. Взаимодействия — это источник возникновения сознания, социального (а не психологического) «Я» в личности, общественных структур;В это процесс, благодаря которому происходит социализация личности. Само общество понимается как процесс, как множественность систем взаимодействия (в семье, группе, организации, в подсистемах экономики, культуры, политики).

Одной из версий символического интеракционизма была драматургическая социология, или теория «управления впечатлениями». В социально-драматургическом подходе социальная жизнь рассматривается как реализация «драматургической» метафоры и анализируется в таких терминах, как «актер», «акт», «маска», «кулисы», «сцена». Автор этого подхода — американский социальный психолог И.Гоффман, который анализировал повседневность как театральную метафору. В этой микросоциологи-ческой теории центральное место занимает исследование будничных, повседневных коммуникаций как интеракций. Это могут быть беседа, игра, приветствие, движение пешеходов, поведение в местах присутствия и другие взаимодействия «лицом — к — лицу». Поведение индивидов в присутствии других (поведение на сцене) устанавливается при наличии общего фокуса внимания.

В контексте бихевиоризма основой коммуникации признается не язык как система, актуализирующая в речи свою коммуникативную функцию, а непосредственные речевые сигналы. Считается, что в условиях воздействия внешней среды индивидуум может приспособиться к правилам социальной коммуникации. Упрощенное понимание связи между социальным "стимулом" и человеческим действием привело к необходимости видоизменить концепцию, которая получила название необихевиоризма (К.Холл, Э.Толмен). В 30-ые годы XX в. в бихевиористскую схему "стимул - реакция" (5-К) была введена психологическая переменная (5 - О - К).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: