СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………….....……………....... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ …...…………… 6
1.1. Понятие, виды и структура занятости населения ……………..…………… 6
1.2. Пути регулирования и управления занятостью населения ……..........…… 12 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
И В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ..…………………………………………………28
2.1. Общая характеристика занятости населения в России …………………… 28
2.2. Современное состояние занятости населения в Краснодарском крае ……36
3. ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА
АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)…………………………………..… 44
3.1. Анализ состояния занятости населения в Муниципальном образовании
город Армавир ……………………………………………………………………. 44
3.2. Перспективы повышения занятости населения в городе Армавире ….… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......………...…………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................………… 55
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля – капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы постоянно является предметом политических дискуссий.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно-технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности. Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования:
- участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте;
- обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции;
- удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства;
- индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производ-ственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.
С учётом вышесказанного изучение особенностей формирования государственного рынка труда в Росси и анализ проблем его функционирования представляет весьма актуальную проблему.
Цель работы: проанализировать проблемы формирования и функционирования рынка труда в России и Краснодарском крае и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы занятости населения.
2. Проанализировать современное состояние занятости населения в России и в Краснодарском крае
3. Проанализировать проблемы и перспективы регулирования занятости населения.
Объект исследования: рынок труда России, Краснодарского края и города Армавира.
Предмет исследования: проблемы сбалансированности рынка труда в России и в Краснодарском крае в условиях экономического кризиса
Теоретической основой исследования послужили труды: Бабашкиной А.М., Базылева Н.И., Бочаровой И.Ю., Бурова В.Ю., Генкина Б.М., Завельского М.Г., Остапенко Н.М., Рощина С.Ю., Сидорова М.К. и ряда др. авторов.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы познания (системный, формально-логический, анализ, обобщение), так и ряд частно-научных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
Информационная база исследования. В числе информационных источников курсовой работы использованы:
а) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей;
б) официальные документы: Конституция РФ, ГК РФ и другие федеральные законы.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие, виды и структура занятости населения
Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость – это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практически занятость – это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества[1].
Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.
В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации»[2], в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:
- первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде;
- второй принцип – создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно законодательству сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
К незанятому населениюотносятся две группы граждан:
1) добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.;
2) вынужденно не занятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) ищущих работу самостоятельно; б) ищущих работу с помощью служб занятости; в) безработных граждан, имеющих официальный статус и получающих пособие по безработице. Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов:
1. Наемные работники – это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.
2. Работающие на индивидуальной основе – лица, самостоятельно осуществляющие деятельность приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.
3. Работодатели – лица, управляющие собственным предприятием либо уполномоченные управлять акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.
4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий – лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости – это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости[3].
По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в рабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную.
Полная занятость – это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Продуктивная занятость – это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость – это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
Рациональная занятость – это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения[4].
Рациональная занятость определяется как отношение продуктивной занятости к полной занятости, умноженное на 100%.
Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.
Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.
Выделяют также различные формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых по отдельным признакам представлена в приложении 1. Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.
По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость (self-employment) для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.
По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю[5].
По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже – каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость – это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость – занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.
По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:
– занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
– занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
– занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;
– занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.
Таким образом, полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддер-жании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
1.2. Пути регулирования и управления занятостью населения
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования, рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Большую роль в обеспечении этого процесса играет государство. Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения – сложная проблема для любой страны, в том числе, имеющей многовековые, рыночные традиции.
Государственная политика в области рынка труда и занятости населения – это неотъемлемая часть социальной политики любого, развитого государства. Она ставит своей целью образование такой ситуации на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложение исполнялись бы за короткий промежуток времени, к тому же, чтобы человек обладал правом свободного выбора работодателя в своих предстоящих трудовых отношениях. Проще говоря, главной целью государства на рынке труда, является уменьшение временного интервала в поиске работы и структуризация процесса подобного поиска, а методы, с помощью которых возможно достичь этой цели, образуют содержание политики занятости[6].
Конвенция № 122 Международной организации труда «О политике в области занятости», ставит в качестве целей этой политики – гарантии существования рабочих мест для всех, кто может начать работать и находится в поиске работы. Чтобы эта работа была наиболее эффективна, и имели место свобода выбора работы и большие шансы для любого человека получить образование и применять свои качества для исполнения работы, к которой он способен, вне зависимости от расы, пола, цвета кожи, религии, политических взглядов, гражданства.
Главными целями государственной политики занятости в области регулирования рынка труда, большинства стран, являются:
- обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
- создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления, в зависимости от необходимости, рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям[7].
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух, основных, формах:
- активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
- пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является, в развитых странах, приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
- стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
- организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
- развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
- содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается, во многих странах, важнейшим методом обеспечения занятости населения;
- государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;
- содействие, в случае необходимости, перемене места жительства, для получения работы;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости;
- решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
- создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
- организация общественных работ[8].
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита, относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
- обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
- бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются, главным образом, за счет государства и предпринимателей.
В России, основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости, формируются на федеральном уровне по следующим направлениям:
- обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан, при выборе вида занятости;
- обеспечение социальной защиты в области занятости;
- поддержка самостоятельности регионов, при проведении централизованных мероприятий государства, в решении проблем занятости;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
- координация деятельности в области занятости, с другими направлениями деятельности государственных органов - экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
- обеспечение занятости для малочисленных народов, с учетом исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости[9].
Задачами Российской государственной политики в области рынка труда и занятости населения, являются:
- содействия занятости и трудоустройства;
- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд, по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
- обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Основными, нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области труда и занятости, сегодня, принято считать:
Действующую Конституцию Российской Федерации, позиционирующую Россию как социальное правовое государство. Конституция РФ провозглашает базовые права человека в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права. На основании этого, государственная политика в области занятости – это неотъемлемая часть социальной политики государства.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 37)[10], прописано право любого гражданина на защиту от безработицы. Следовательно, государство принимает на себя обязанность осуществления подобной политики на рынке труда, которая была бы способна приводить в жизнь данное абсолютное, субъективное право личности.
Трудовой кодекс РФ[11], является базовым актом отрасли, и в соответствии с ч. 3 ст. 5 ТК РФ имеющим приоритетное значение, по сравнению с другими федеральными законами.
Трудовой кодекс РФ определяет содержание всех институтов трудового права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.
Наряду с Трудовым кодексом в сфере трудового права действуют другие федеральные законы. В их числе надо назвать:
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017), который установил механизм реализации конституционного права на защиту от безработицы. Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. В настоящее время Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы[12].
Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», предусматривающий порядок формирования специального трехстороннего органа, задачами которого являются ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения, проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, согласование позиций сторон, по основным направлениям социальной политики и т.д. Все эти документы, от части, или полностью, направлены на регулирование отношений, рождающихся в области труда и занятости населения Российской Федерации, и декларируют, исключительное право граждан, распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду и запрещают принуждения к труду, в какой-либо форме, если иное не предусмотрено законом.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу[13].
Для каждого региона, в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:
1. Для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:
- совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
- создание новых рабочих мест;
- поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;
- поощрение миграции населения;
- диверсификация источников и средств финансирования региональных программ занятости.
2. Для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:
- оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов;
- поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;
- поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
- расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
- образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и малому бизнесу.
3. Для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:
- углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;
- содействие развитию самозанятости населения;
- активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;
- создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.
Конституция РФ, относит трудовое законодательство, к сфере совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов. Осуществляемое в последние годы реформирование системы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, затронуло и сферу правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, повлекло изменение полномочий субъектов РФ в указанной сфере. Здесь необходимо учитывать, законодательно определенную свободу региональных и местных органов власти, в регулировании рынка занятости[14].
К ведению федеральных органов относятся: выработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории страны, координация деятельности органов власти и управления всех уровней, по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия.
Основные функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости представлены в таблице 1[15].
Таблица 1 - Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости
Федеральный уровень | Уровень субъектов РФ |
Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение | Разработка региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда | Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса |
Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы по труду и занятости с региональными и местными органами | Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы по труду и занятости |
Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости | Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости | Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона |
Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости | Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона |
Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами | Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами |
Что же касается муниципального регулирования вопросов занятости, то сложность тут состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин, постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого.
Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.
Федеральный закон 2003 года о местном самоуправлении в РФ, не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могут оставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют, совместно с государственными органами, муниципальные программы занятости населения, поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами[16].
Биржи труда (центры занятости населения) и частные посреднические фирмы, это специализированные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.
Основными функциями биржи труда, являются:
- регистрация безработных;
- трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
- регистрация вакантных рабочих мест;
- изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление инфор