Тема 11. Конституционный статус Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
Содержание учебного материала
1 Характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2 Элементы государственности Российской Федерации. Основные признаки государственного суверенитета России.
3 Характеристика конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
4 Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации.
1-2. Современной России как федеративному государству присущи определенные обусловливающие ее конституционно-правовой статус элементы государственности.
Государственный суверенитет Российской Федерации означает верховенство государственной власти, исходящей от Российской Федерации, ее самостоятельность и независимость в отношениях с другими государствами и международным сообществом.
В статье 79 Конституции РФ закреплено право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях и передачу им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России.
В Конституции РФ закреплены основные признаки государственного суверенитета России.
Государственный суверенитет России распространяется на всю ее территорию. В Российской Федерации ее субъекты РФ суверенитетом не обладают (ст. 4 Конституции РФ).
Неотъемлемым конституционно-правовым признаком Российской Федерации является единство территории Российской Федерации. Российская Федерация состоит из субъектов РФ, территории которых в совокупности образуют единую территорию России. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория страны включает территории ее субъектов.
|
Единая территория Российской Федерации включает исторически сложившуюся сухопутную, водную территорию и воздушное пространство в пределах государственной границы Российской Федерации.
Единство территории предопределяет суверенные и юрисдикционные права Российской Федерации в отношении ее составных частей. Обеспечивая целостность и неприкосновенность всей своей территории, Российская Федерация защищает тем самым территориальную неприкосновенность своих субъектов, которую обеспечивает через незыблемость своих границ. Единство территории связано прежде всего с единой государственной границей. Границы субъектов РФ с другими государствами являются частями государственной границы.
Гражданство Российской Федерации является единым (ст. 6 Конституции РФ). Это подразумевает, что граждане имеющее устойчивую правовую связь с Российским государством, обладают правами, свободами, несут определенные обязанности на всей территории Российской Федерации независимо от оснований приобретения российского гражданства. Федеральным законом устанавливаются единые основания приобретения и прекращения российского гражданства. Законами субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться основания приобретения и прекращения российского гражданства.
Конституция РФ и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» не предусматривают гражданства субъектов РФ.
|
Единая правовая система — иерархически выстроенная система нормативных правовых актов.
Все нормативные правовые акты делятся в зависимости: • от юридической силы → законы и подзаконные акты; • от уровня власти → федеральные нормативные правовые акты (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента РФ, подзаконные нормативные правовые акты) и нормативные правовые акты субъектов РФ (конституции, уставы субъектов РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ).
Принцип единства правовой системы Российской Федерации основан на субординации и раскрывается в Конституции РФ через совокупность таких качественных характеристик, как: • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); • высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации Конституции РФ (ст. 15); • обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15). Нормативные правовые акты субъектов РФ распространяют свое действие только на территорию того субъекта, органами государственной власти которого они приняты.
Двухуровневая система органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ представляет упорядоченную организацию органов государственной власти федерального и регионального уровня. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ. Федеральные государственные органы являются общими для всей Российской Федерации, в организации их деятельности и используемых ими процедурах отражена федеративная природа России. Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации, региональная — на территорию субъекта РФ. Поскольку федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах РФ формируются на тех же принципах, что и федеральные. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и и одновременно их взаимодействие.
|
Для организации системы государственной власти в Российской Федерации существенное значение имеет конституционное положение, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Единые Вооруженные Силы РФ призваны осуществлять защиту суверенитета и территориальной целостности России, обеспечивать нерушимость существующих государственных границ. Вооруженные Силы РФ создаются в целях обороны, целостности и неприкосновенности территории России (ст. 1 Федерального закона «Об обороне»).
Единый государственный бюджет РФ, разграничиваемый на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, предполагает такую организацию бюджетных отношений, которая позволяет обеспечивать определенную самостоятельность федерального и регионального бюджетов, сочетание интересов федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Бюджетный федерализм в Российской Федерации основан на самостоятельности федерального бюджета и определенной степени автономности региональных бюджетов; взаимосвязи федерального и регионального бюджетов; прозрачности межбюджетных отношений; приемлемых для всех субъектов РФ подходах к определению размеров финансовой помощи, выделяемой нуждающимся в ней регионам.
Единое экономическое пространство Российской Федерации закрепляется в ст. 8 Конституции РФ и является конституционно-правовым признаком России как федеративного государства. В Российской Федерации согласно ст. 74 Конституции РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Единство экономического пространства определяет единство финансовой политики, включающей и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Обеспечение единства экономического пространства возможно только при функционировании единой денежно-кредитной и банковской систем. Неотъемлемым элементом данных систем является Центральный банк РФ, который образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (ст. 75 Конституции РФ).
Официальной денежной единицей на территории России является рубль, введение каких-либо других денежных единиц или денежных знаков запрещено (ст. 75 Конституции РФ).
Российская Федерация как суверенное государство функционирует на основе единой государственной собственности, разграничиваемой на федеральную собственность и собственность субъектов. К федеральной собственности относятся:
• объекты, составляющие основу национального богатства страны;
• объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество Вооруженных Сил РФ, имущество учреждений, финансируемых из государственного бюджета, включающее высшие образовательные заведения, объекты Российской академии наук и др.);
• объекты оборонного производства, все предприятия, производящие элементы и системы вооружения, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские объекты этого рода независимо от доли военных заказов, космические аппараты и т. д.;
• объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, предприятия добывающей промышленности, кроме добычи местного сырья, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, трубопроводного, воздушного транспорта, связи, телевизионные и радиоцентры, сортоиспытательные станции, предприятия по производству ценных пород рыбы, фармацевтической промышленности и т.д. Законодательством Российской Федерации предусматривается возможность передачи определенных объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Некоторые объекты могут находиться в совместном владении, пользовании и распоряжении Российской Федерации и субъектов РФ. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Государственные символы Российской Федерации являются конституционно-правовым признаком государства. Их описание и порядок официального использования устанавливаются соответствующими федеральными конституционными законами.
Государственный флаг — официальный государственный символ Российской Федерации и согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2001 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Государственный герб — официальный государственный символ Российской Федерации и согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2001 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Государственный гимн — официальный государственный символ Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2001 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».
Столица Российской Федерации — город Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. 4802 – 1 «О статусе столицы Российской Федерации». Столица России — место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств субъектов, входящих в состав Российской Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
Конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ — определение Конституцией сфер исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и сфер совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72).
По предметам исключительного ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона. Следовательно, до принятия соответствующих законодательных актов Президент РФ может издавать указы по вопросам установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности.
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ закреплены в ст. 72 Конституции РФ (см. таблицу 7).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).