Конституционно-правовой статус субъекта РФ




В состав Российской Федерации входят шесть видов субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (ст. 65 Конституции РФ).

Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия.

Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем государственной границей Российской Федерации и определяется международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами. Как правило, территории субъектов РФ определялись исторически. По особенностям границ среди субъектов РФ выделяются Сахалинская и Калининградская области. Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Российской Федерации Татарским проливом, а Калининградская область — единстственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории странысухопутными границами иностранных государств — Польши и Литвы — и международными водами.

Субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, объем которой определяется Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Субъекты РФ имеют свое законодательство, состоящее из конституций (уставов), иных законов и нормативных правовых актов. Законодательство субъектов РФ распространяет свое действие только на территорию соответствующего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты — уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, изданным в пределах полномочий соответствующих субъектов РФ, и обязательные к исполнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.

Субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения. В статье 73 Конституции РФ закреплен принцип, согласно которому вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Предметы ведения субъекта РФ охватывают те сферы общественных отношений, которые связаны с их внутренними задачами.

Субъекты РФ имеют свои символы (герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр), которые вправе самостоятельно устанавливать с учетом исторических и иных ценностей и традиций народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием призваны идентифицировать составную часть Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить другим целям, т. е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельствующим об их суверенитете.

В настоящее время не все субъекты РФ имеют официально утвержденные гербы и флаги; в некоторых из них пользуются своими старинными гербами, считая, что они не утратили юридической силы до сих пор. Изображения и описания гербов и флагов субъектов РФ, согласно Указу Президента РФ от 29 июня 1999 г. № 856 «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации», регистрируются в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ.

Субъекты РФ вправе устанавливать административно-территориальное устройство на своей территории в соответствии с федеральным законодательством. Каждая из административно-территориальных единиц имеет определенную территорию. Административно-территориальные единицы могут включать как один, так и несколько населенных пунктов, а их границы совпадать с границами муниципальных образований.

Во взаимоотношениях с Российской Федерацией субъекты РФ обладают правом законодательной инициативы, участия в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения. В случае нарушения федеральными властями прерогатив субъектов РФ в области нормотворческой деятельности последние могут обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

! Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).

Инициатором таких изменений является субъект РФ. Поскольку данный вопрос находится в ведении Российской Федерации, ее согласие является обязательным. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом. Простое изменение наименование субъекта РФ, без изменения его конституционно-правового статуса, включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конституции РФ. Конституция РФ, определяя Россию как федеративное государство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, в Конституции РФ допускаются особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ.

Основная особенность республик заключается в том, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются также государствами. Республики, согласно ст. 66, 68 Конституции РФ, имеют свои конституции и государственные языки.

Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает признания государственного суверенитета республик, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Республики имеют, как правило, наименование в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Многим республикам свойствен институт президентства. Административные центры республик называются столицами.

Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями и имеют свои уставы, определяющие наряду с федеральным законодательством их правовой статус, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Государственным языком данных субъектов РФ является русский язык. Края, области имеют свои административные центры.

Автономная область, автономные округа, являясь национально-территориальными образованиями, в своем названии фиксируют наименование титульной национальности (национальностей), проживающей (-их) в данном субъекте. Некоторые автономные округа объединяют несколько народностей и имеют большие территории при крайне низкой плотности населения. Данные субъекты РФ имеют свои уставы. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ч. 3 и 4 ст. 66 Конституции РФ). Включение территории автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию и последняя включается в территорию края, области. На одной и той же территории функционируют федеральная власть и власть двух субъектов РФ, что, соответственно, обусловливает разграничение их полномочий. Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа составной частью населения края, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области. Факт вхождения автономного округа в состав края, области допускает распространение на него полномочий органов государственной власти края, области.

 

Основная литература по теме:

Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов фак. непрерывного образования (ФНО) / И.А. Умнова [и др.]; И. А. Умнова [и др.]; под ред.: И. А. Умновой, И. А. Алешковой. - М.: РАП, 2014. – С. 240-261.

Информационный образовательный портал РГУП:
https://op.raj.ru/index.php
логин: rgchelup
пароль: v6FDXq4d

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: