III/6. Этап оформления заявки на поддержку социального проекта (РЕЗУЛЬТАТЫ)
РЕЗУЛЬТАТЫПРОЕКТА
Проектный метод позволяет достичь определенного результата в определенные сроки и за определенные деньги.
Результаты определяются как «эффект от произведенных действий» и могут быть преднамеренными и непреднамеренными, положительными и отрицательными.
Из Древа целей-задач-методов-результатов видно, что показатели должны быть напрямую связаны с задачами и методами, - это главное правило.
Ожидаемые результаты идут параллельно поставленным задачам и должны быть выражены количественно.
Результаты должны решать заявленную проблему, быть конкретными, измеримыми и содержать качественные и количественные показатели.
Логическая матрица построения результатов:
Чего мы хотим достичь?
Как измерить изменение?
Где и как получить информацию?
Что еще необходимо принять во внимание?
В проектной деятельности выделяют два вида показателей результативности: количественные и качественные.
Количественные показатели – это ключевые результаты проекта, которые можно измерить. В основном речь идёт о количестве людей, которым ваш проект поможет, так же о количестве проведённых мероприятий и т.д.
Количественные: все показатели, которые можно измерить цифрами и которые способствуют достижению цели и задач Проекта.
Результатами могут быть количество участников конкретных дел, акций, мероприятий, подготовленные и изданные методические рекомендации, обученные на семинарах специалисты, публикации в прессе, объём оказанных услуг/продукта целевой аудитории и так далее.
Численные результаты должны выражаться в конкретных, измеряемых единицах.
|
Рекомендуемые к использованию показатели:
🔝 Вовлеченность в проект, где вы указываете количество участников проекта, количество задействованных волонтеров и экспертов, учреждений и т.п.
🔝 Проведение мероприятий проекта, где необходимо расписать количество проводим в рамках проекта мероприятий (спортивные мероприятия, фестивали, вебинары, творческие мероприятия, образовательные и т.п.)
🔝 Публикации, где указывается количество постов (видео-сообщение и роликов) в социальных сетях, статей в печатных и интернет-изданиях, количество теле- и радиоэфиров и т.п.)
🔝 Информационный охват, в котором вы указываете общее число человек, которые узнали о вашем проекте в течении его реализации.
🔝Разработка / создание «продуктов проекта» - показатель, в котором вы количественно обозначаете итоги реализации вашего проекта (создание сайта, методических рекомендаций, образовательных программ, издание книг, строительство объекта, и др изделий проекта)
Рекомендуется использовать собственные формулировки, связанные с целевыми группами и выявленной социальной проблемой.
По каждой из целевых групп следует указать количество людей, которые ощутят положительные изменения по итогам реализации проекта (из числа тех, кто примет участие в мероприятиях и (или) с которыми запланировано взаимодействие в рамках проекта).
Важно проследить, чтобы количество людей, указанных в данном разделе, совпало с общим количеством людей, указанных в графе «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план» (по всем мероприятиям).
|
Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
● адекватность (показатель характеризует реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
● достижимость (значения этого показателя реалистично получить за время реализации проекта);
● достоверность (способ сбора и обработки информации в дальнейшем нужно будет подтверждать документально);
● измеримость (у показателя должны быть числовые значения);
● объективность (не допускается использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального положения дел);
● однозначность (смысл показателя не должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок).
При указании количества благополучателей не нужно повторяться и указывать одни и те же группы людей в разных пунктах.
Качественные показатели – это то, как изменится ваша целевая аудитория после реализации проекта.
👉 Качественные показатели описывают конкретные качественные изменения, которые произойдут в результате реализации Проекта.
👉 Аргументируйте, почему достигнутые результаты и сам Проект устойчиво меняют положение целевой аудитории, почему социальные изменения сохранятся по завершении Проекта, не вернется ли ситуация/положение целевой аудитории Проекта к своему изначальному состоянию, к тому, каким оно было до того, как Вы начали реализацию Проекта.
Показатель — мера какого-либо состояния на конкретный момент времени. Показатели необходимы для анализа перемен. Показатели можно установить с разными измерениями:
|
КОЛИЧЕСТВО --- сколько?
КАЧЕСТВО ------- насколько хорошо?
ВРЕМЯ ------------ когда?
Ожидаемые результаты (количественные и качественные) прописываются в каждом мероприятии президентского гранта:
Следует как можно более конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у представителей целевой группы после реализации мероприятий проекта?». Если проектом предусмотрено взаимодействие с несколькими целевыми группами, качественные результаты следует указать по каждой из них.
Важно продумать способы подтверждения достижения результатов.
МЕТОДЫИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для эффективного управления ходом реализации социального проекта
и оценки степени достижения его результатов необходимо описать показатели измерения, способы измерения и источники информации для их измерения
№ п/п | Результат | Показатель измерения | Способы измерения | Источник информации |
Индикаторы являются средством для определения того, какие признаки можно считать доказательствами успешного выполнения проекта.
Индикатор — доступный наблюдению факт, сообщающий информацию о переменах в состоянии, движении, направлении некоего явления, представляющего интерес для наблюдателя.
Выбор индикаторов
Что является целью оценки? Выбирайте только те индикаторы, которые будут полезны для этой цели.
Индикаторы должны давать информацию, которую можно и необходимо будет использовать в дальнейшем.
Выбирайте индикаторы, которые легко измерять, анализировать и распространять с учетом имеющихся для этого ресурсов.
Индикаторы легче будет оценивать и анализировать, если они выбраны людьми, которые будут заниматься сбором и анализом информации.
Критерии отбора индикаторов:
значимость;
измеримость;
обоснованность, очевидная связь с тем, что оценивается;
однозначность трактовки;
надежность;
возможность использования на регулярной основе (например, раз в год или два года);
простота;
гибкость;
экономичность;
уникальность.
Методы сбора данных
В общем виде все методы сбора данных можно разделить на 4 категории:
Наблюдение (смотреть, слушать, считать)
Опрос (задавать вопросы)
Измерение (делать замеры, снимать показания)
Анализ документов (читать, изучать).
Очень важно отразить показатели эффективности проекта. Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его результат.
Микро - Результаты
Осязаемые продукты, товары и услуги и прочие непосредственные изменения, полученные в результате реализации проекта, которые ведут к достижению итогов. Индикаторы микро-результатов - Количественные и/или качественные критерии для измерения прогресса в достижении микро-результатов.
Итоги
Первоочередные результаты, на достижение которых направлено вмешательство, чаще всего в сфере знаний, отношения или деятельности целевой группы. Индикаторы итогов - Количественные и/или качественные критерии для измерения прогресса в достижении итогов.
Деятельность
Набор заданий, которые необходимо выполнить для получения микро-результатов. Вклад/ресурсы - материалы и средства, необходимые для реализации деятельности.
Цель
Долгосрочный результат, на достижение которого направлено вмешательство и достижению которого могут способствовать факторы за рамками вашего вмешательства. Индикаторы произведенного воздействия - Количественные и/или качественные критерии для измерения прогресса в достижении Цели.
Проект начинается с постановки цели, а значит – с осмысления результата.
Перечислите, к каким конкретным, измеряемым и качественным, основным и сопутствующим результатам, приведет проект относительно цели проекта, какие услуги, товары предоставит проект Клиентам? Проанализируйте: почему планируемые результаты важны Клиентам, городскому сообществу? Насколько эти результаты отличаются от уже существующей текущей деятельности по качеству и эффективности? Как совокупность этих результатов приведет к достижению поставленной цели? Проанализируйте и систематизируйте показатели, на основе выделенных критериев качества результатов проекта
Критерии эффективности призваны:
• выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;
• отражать качество управленческой и содержательной деятельности.
Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции).
Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социально-экономическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Вопросы для самопроверки:
o Связаны ли результаты проекта с указанными проблемами целевых групп?
o Возможно ли достичь указанных количественных и качественных результатов за период реализации проекта?
Преднамеренные положительные результаты являются основой социального планирования.
Планируйте, управляйте и измеряйте все, что вы делаете, сосредотачиваясь на результатах, которых вы хотите достичь.
ВАЖНО! Если измерить результат невозможно – это не результат! Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.
Будьте внимательны при описании показателей, так как вам придётся отчитываться именно о результативности вашего проекта!
05.05.2020 г. Татьяна Владимировна Мудрак, +79509991897, mudrak21921@rambler.ru,
https://vk.com/fr_znb - материалы Заочной школы социальных проектировщиков «Учимся быть вместе» размещены с 8 апреля 2020 года.