По поводу максимально допустимого времени работы с компьютером существуют самые разноречивые мнения. К сожалению, оператор не волен сам выбирать для себя оптимальный режим работы. Обычно время работы диктуется необходимостью выполнения той или иной задачи. Но нужно помнить, что существуют жестко определенные рамки периодов работы и отдыха для деятельности, которая предполагает длительное пребывание перед экраном монитора.
По характеру решаемых с помощью компьютера задач, деятельность операторов можно разделить на три группы:
группа А — считывание информации с экранов мониторов;
группа Б — ввод информации;
группа В — творческая работа в режиме диалога с ПК.
Кроме того, выделяют три категории тяжести и напряженности работы с ПК. Категорию тяжести определяют:
— суммарное число считываемых знаков за смену в группе А;
суммарное число считываемых или вводимых знаков — в группе Б;
суммарное время непосредственной работы с компьютером — в группе В.
В течение рабочего дня, чтобы избежать нервного напряжения, утомления зрительной и опорно-двигательной системы, следует устраивать перерывы.
Уровень нагрузки и время перерывов для каждой группы и каждой категории приведены в табл. 5.
Таблица № 5
Категория работы с ВДТ или ПЭВМ | Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работы с ВДТ | Суммарное время регламентированных перерывов, мин | |||
Группа А, количество знаков | Группа Б, количество знаков | Группа В, часов | При 8-часовой смене | При 12-часовой смене | |
I | до 20000 | до 15000 | до 2,0 | ||
II | до 40000 | до 30000 | до 4,0 | ||
III | до 60000 | до 40000 | до 6,0 |
Время перерывов в течение рабочего дня для 8-часовой смены распределяется следующим образом:
для I категории — 2 перерыва по 15 мин. Через 2 часа после начала смены и после обеденного перерыва;
для II категории — через 2 часа после начала смены и через 1,5—2 часа после обеденного перерыва по 15 мин. каждый или 10 мин. через каждый час работы;
для III категории — через 1,5—2 часа после начала смены и через 1,5—2 часа после обеденного перерыва по 20 мин. каждый или по 15 мин. через каждый час.
При 12-часовой смене перерывы в первые 8 часов такие же, как и при 8-часовой смене, в течение последних 4 часов, независимо от категории и вида работ, — каждый час по 15 мин.
Не рекомендуется работать за ПК больше 2 часов подряд без перерыва, В процессе работы по возможности, чтобы уменьшить отрицательное влияние монотонности, следует менять тип и содержание деятельности. Например, чередовать редактирование и ввод данных или их считывание и осмысление.
Заключение
Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Поэтому руководители предприятий (именно руководители, так как выполнение большинства мероприятий по сохранению здоровья часто не зависти от самих работников в силу различных обстоятельств), где используется компьютерная техника, должны комплексно решать проблемы эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.
Во-первых, для сохранения здоровья работников, необходимо соблюдать все требования к помещениям, где происходит работа с компьютерами.
Во-вторых, необходимо позаботиться о правильном размещении рабочих мест как относительно непосредственно комнаты, так и относительно всего здания предприятия.
В – третьих, следует обеспечить рабочих современной компьютерной мебелью, которая была бы удобна в использовании и не доставляла чувства дискомфорта, была приспособлена к особенностям человеческого организма. Но не следует забывать о том, что она по возможности должна выбираться для каждого человека.
Также не следует забывать и о самом компьютере. Необходимо стремиться обеспечению всех работников современной компьютерной техникой (жидкокристаллические дисплеи, которые можно назвать почти «зелеными» устройствами, безопасными для здоровья людей; использование различных современных эргономичных клавиатур). В ином случае необходимо снабдить технику специальными защитными устройствами (например, защитный фильтр).
Кроме того, должен быть установлен правильный режим труда и отдыха.
Соблюдение этих мер приводит к тому, что повышается производительность труда, сокращается число профессиональных заболеваний, кроме это работники находятся всегда в хорошем расположении духа и не жалуются на плохое самочувствие. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.
Также руководящий состав должен периодически проводить с персоналом беседы о возможных последствия взаимодействия с компьютером, инструктаж о правилах работы за компьютером (правильная поза, гимнастические упражнения, перерывы и т.д.), чтобы сформировать правильное, рациональное отношение работника к своему здоровью, потому что все вышеперечисленные мероприятия могут оказаться напрасными, если люди сами не оценят сложившуюся ситуацию и не изменят поведение во время работы на компьютере.
Список литературы
1. Демирчоглян Г.Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье? – М.: Новый Центр, 2001.
2. Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1.
3. www.comp-doctor.ru, разделы «Компьютер и здоровье», «Рабочее место».
4. www.iamok.ru, раздел «Компьютер и здоровье».
5. www.kehdh.narod.ru
6. www.readbox.ru/1094.html, раздел «Компьютер и здоровье».