Субтест 2. Последствия ситуации




Творческий тест Торранса

(вербальный)

Автор: Гилфорд, П. Торранс, модификация – Е. Туник.

Цель: исследование творческой одаренности детей.

Возраст: 5-15 лет.

Литература: Козловский О.В. Открой в себе гения. – Донецк.: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 736 с.

 

С детьми от 5 до 8 лет тестирование проводится в индивидуальной форме.

С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

Время проведения процедуры – около 40 мин.

Исследуемые факторы:

Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

Гибкость –фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

Оригинальность –фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Точность –фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Инструкция:

Субтест 3 (слова или предложения) имеет две модификации:

· одна модификация – слова – предназначена для детей от 5 до 8 лет;

· вторая модификация – предложения – предназначена для детей 9 – 15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Алгоритм

1. Необходимо перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

2. Инструкция для испытуемого: «Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?»

3. Инструкция зачитывается устно.

4. Время выполнения субтеста – 3 мин.

5. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются экспериментатором.

6. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые.

7. Время засекается после прочтения инструкции.


Ключ и оценка:

Результаты выполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям:

Беглост ь (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n, где Б –беглость; n –число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д.

Гибкостпь–число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и игрушек.

Категории ответов:

- использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать);

- использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои);

- использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка);

- использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы);

- использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой);

- использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду);

- использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты);

- сдача в макулатуру;

- получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТВ);

- использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли);

- сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел);

- создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = З*т, где Г –показатель гибкости; т –число использованных категорий.

Оригинальность–число необычных, оригинальных ответов.

Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5*k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесгу следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода «сырых» баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а, следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т = Б + Г + Ор = n + 3*т + 5*k, где

Т –суммарный показатель первого субтеста; Б –беглость по 1 субтесту; Г –гибкость по 1 субтесту; Ор –оригинальность по 1 субгесту; n –общее число уместных ответов; т – число категорий; k – число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Алгоритм

1. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

2. Инструкция для испытуемого: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».

3. Время выполнения субтеста – 3 мин.

Ключ и оценка

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие) – 1 балл.

Б=n

Оригинальность–число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке в 30-40 человек) 1 оригинальный ответ – 5 баллов.

Ор = 5k, где Ор –показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов.

Т = n + 5k, где Т –суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест З а. Слова

Алгоритм

1. Модификация для детей 5-8 лет.

2. Субтест проводится индивидуально.

3. Необходимо придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

4. Инструкция для испытуемого: «Часть 1. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например полка. На ответ дается 2 минуты. Часть 2. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «кА», например сумка. На ответ дается 2 минуты».

5. Время выполнения всего субтеста – 4 минуты.

Ключ и оценка:

Результаты выполнения оцениваются в баллах по двум показателям:

Беглость –общее число приведенных слов. 1 слово – 1 балл.

Б = n, где Б –показатель беглости; n – общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

Оригинальность–число оригинальных слов, приведенных один раз на выборке в 30-40 человек. 1 оригинальное слово – 5 баллов.

Ор = 5k, где Ор –показатель оригинальности; k – число оригинальных слов.

Т = n + 5k, где Т –суммарный показатель третьего субтеста (для детей 5-8 лет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: