Субтест 3 б. Предложения




Алгоритм

1. Модификация для детей 9-15 лет.

2. Необходимо придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

3. Инструкция для испытуемого: «Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами».

4. Время выполнения субтеста – 5 мин.

Ключ и оценка:

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям:

Беглость –число придуманных предложений (и). 1 предложение – 1 балл.

Б = n.

Гибкость –число слов, используемых испытуемым.

Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово – 0,1 балла.

Г = 0,1*m, где Г –показатель гибкости; т –число слов, используемых один раз.

Оригинальность –число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное предложение – 5 баллов.

Ор = 5k, где Ор –показатель оригинальности; k – число оригинальных предложений.

Т = n + 0,1m + 5k, где Т, –суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Алгоритм

1. Необходимо привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

2. Инструкция для испытуемого: «Найди как можно больше определений для слова книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

3. Время выполнения субтеста – 3 мин.

Ключ и оценка:

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям:

Беглость–суммарное число приведенных определений (n). Одно определение – 1 балл.

Б = n, где Б –показатель беглости.

Гибкость–число категорий ответов. Одна категория – 3 балла.

Г = 3m, где Г –показатель гибкости; m–число категорий ответов.

Категории ответов:

- время издания (старая, новая, современная, старинная);

- действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная);

- материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная);

- назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая);

- принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая);

- размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная);

- распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая);

- степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная);

- ценность (дорогая, дешевая, ценная); + цвет (красная, синяя, фиолетовая);

- эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная);

- язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная)

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз.

Максимальный балл – 12 х 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория).

Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3т, где Г –показатель гибкости; т –число категорий.

Оригинальность –число оригинальных определений. Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное определение – 5 баллов.

Ор = 5k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных определений.

Т, = n+ 3т+ 5k, где Т, –суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Алгоритм

1. Необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

2. Инструкция для испытуемого: «Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок»

3. Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания – лампа.

4. Время выполнения всех рисунков – 8 мин.

5. Длина стороны квадрата – 8 см (для тестового бланка).

Стимульный материал

Рисунок квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник (вытянут в горизонтальном направлении); комбинированная фигура: вертикально расположенный прямоугольник соединен с полукругом

Ключ и оценка:

Оценивание производится по двум показателям:

Беглостьгибкость. В данном показателе учитываются: n1число изображенных элементов (деталей); n2 –число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n2 изменяется от 0до 4. Одна деталь – 0,1 балла. Один класс фигур – 1 балл. n3 –число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Одна ошибка – минус 0,1 балла.

Ор = (0,1 n2 + n2 - 0,1 n3).

Баллы Бсуммируются по четырем рисункам.

Оригинальность.k 1, –число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы,

необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент – 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. K 2 – оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборке в 30-40 человек. K 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку).

Ор = 5k + k 1

Т = Б + Ор, где Т, –суммарный показатель пятого субтеста; Ббеглость; Ор–оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Алгоритм

1. Необходимо превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

2. Инструкция для испытуемого: «Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название ккаждому рисунку».

3. Время выполнения задания – 10 мин.

4. Тестовый бланк – это лист бумаги, на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 х 5 см, диаметр каждого круга – 1,5 см.

Ключ и оценка:

Проводится по трем показателям:

Беглость –число адекватных задаче рисунков. Один рисунок – 1 балл.

Б = n, где – n число рисунков (изменяется от 0 до 20). Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круг.

Гибкость –число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория – 3 балла.

Г = Зт, где т –число категорий.

Категории ответов:

- война (военная техника, солдаты, взрывы);

- географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна);

- звери, птицы, рыбы, насекомые;

- знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы);

- игрушки, игры (любые);

- космос (ракета, спутник, космонавт);

- лицо (любое человеческое лицо);

- люди (человек);

- машины, механизмы;

- посуда;

- предметы домашнего обихода;

- природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние);

- растения (любые – деревья, травы, цветы); + спортивные снаряды;

- съедобные продукты (еда);

- узоры, орнаменты;

- украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

Оригинальность. Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в ЗО - 40 человек). Один оригинальный рисунок – 5 баллов.

Ор = 5k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных рисунков.

Т = n + Зm + 5k, где Т –суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: